Конотопский уезд

Тиница

На низменном месте при речке Бозне в 8 вестах от Бахмача, в 27 от Батурина и 22 от Конотопа.

Тиница известна уже во время войны Виговского 1659 г. как значительное поселение[1]. По названию своему, старинное русское.

В 1750 г. Семен Кочубей испрашивал архипастырское дозволение «весьма обветшалую церковь покрова Багородицы в селе Тинице перестановить» и разрешение

дано[2]. В 1841 г. иждивением Елены Васильевны Майоровой, урожденной Кочубаевой, построен новый деревянный храм на каменном фундаменте. Местные иконы писаны академиком; а четыре евангелиста на пергамене академиков; а четыре евангелиста на пергамене, писаны племянницей строительницы храма, девицею Еленою, дочерью Василия Васильевича Кочубея.

Как драгоценная редкость, хранятся серебр. В маленьком ковчежце частицы св. мощей, завернутые в бумажки, на которых печатные слова: Нестора летописца, Юлиана схимника, Евфимия схимника. Частицы эти сохранились и в прежнем храме.

Книги: евангелие к. п. 1644 г: другое м. п. 1722 г. Апостол без начала с надписью: «1746 г. куплена до храму покрова Тинского трудами о.Кирилла и Тихона Горуновичей».

При храме 32 дес. земли, с которой доход с 1840 г. поступает в пользу причта. Строительница нового храма ещё от себя назначила причту 32 десятины.

Строительца храма Елена Васильевна старается жить по воле Божьей. Жизнь её ознаменована благотворениями. Бедные всегда отходили от её щедрот награжденными; угнетённые находили в ней покров, сироты приют и воспитания. Многих сирот она воспитала и выдала в замужество, в том числе и духовных девиц. Бахмачской вознесенской церкви священник Михаил Дончевский оставил четверых детей без всякого даже приюта; две дочери его девицы Варвара и Дарья прибегли к покровительству г. Майоровой, и она воспитала их и прилично выдала в замужество – Варвару за живописца, а Дарью за священника Нечаевского. Для слушанья вечерни, утрени и литургии, при всей слабости здоровья, она всегда отправлялась пешая; вела жизнь весьма воздержанную, чаю и кофе никогда не пила, и пищу употребляла раз в день, и то умеренно. Труд и молитва – удовольствия её жизни. В праздности она никогда не была. Чтение духовных книг – любимое её занятие; она наделяла книгами своего священника, а особенно дьякона Даниила Котловского, охотника до чтения книг. В остальные от молитвы и чтения днём и вечером, она занималась шитьём воздухов и покровцев для церкви, которые были превосходной отделки. Кроме постройки храма, колокольни и всего описанного, она украсила св. престол разными вещами серебряными вызолоченными и обогатила ризницу, а церковный причт обеспечил пахотною землею в 32 десятины, на которую выдала план, акт и межевую книгу. Благочестивая раба Божия скончалась в 1864 г.

По гражд. Ведомости 1736 г. в Тинипе казаков 69, посполитых 42; в 1748 г. 69 семей казачьих.

Число прихожан: в 17070 г. 980 м. 960 ж.; в 1790 г. 1036 м. 1007 ж.; в 1810 г. 1125 м. 1124 ж.; в 1830 г. 1213 м. 1269 ж.; в 1850 г. 1431 м. 1449 ж.; в 1860 г. 1633 м. 1634 ж.д.

Средства к продовольствию – обработка земли, которой в Тинице 8500 десятин. Пашуть волами, как и во всем уезде.



[1] Лет. Самовидца стр.31

[2] Дело консис. 1750 г.