Митченки
При дороге из Конотопа на Батурин расположено при речке Тичче; от Батурина в 8, от Пальчиков к 7 и от Обмачева в 10 вер. Поселение, по началу своему, до татарское; при гетманах – имение гетманское[1].
Храм покрова Богородицы в Митченках стоит при дороге, в конце села, к Батурину на возвышенном месте. По надписям на книгах, как увидим, был здесь храм покрова еще прежде 1606 г. По делам консистории, покровский храм сгорел в 1746 г. Священник Яков Романов построил было на его месте, без благословения архипастыря, камору, куда перенес иконостас и просил дозволения совершать служение: но за самоволие подвергся суду и удален от места. В 1800 г. из Рувимского Сосницкого, ныне уже несуществующего, монастыря перевезен в село Митченки нынешний храм коштом наместника Иоанна Прокоповича с помощью прихожан и освящен здесь в честь покрова Богородицы.
Достойна внимания благоговейного древняя икона успения Божией Матери. Среди иконы вырезан ящик, в котором хранятся частицы мощей епископа Нифонта новгородского чудотворца, св. мученика Евгения, преподобно-мученика Евстафия и преподобного Антония.
Древние книги: евангелие рукописное; на нем древним почерком написано: «я раб Божий Герасим Феодоров Иващенко, обыватель Митченский, купил есмь сию книгу, глаголемую евангелие напрестольное, у отца Стефана Домбровскаго, протопопа Белоцерковскаго, за сумму певную коп 30, – до храму покрова Девы Вогородицы в селе Митченках за отпущение грехов своих с женою Акилиною, при людях добрых и веры годных, при честному господину отце Симеоне Боршевскому, священнику Волошанскому и при Самуйлу ктитору того ж села, честного господина отца Максима Пучковскаго настоятеля того ж храму, абы вечными часы не была отдалена того престола, року 1606 месяца марта 18 дня». Далее написано: «я подписую руку свою при том бывши Иоанн Григориев священник Карильский».
Евангелие в л. мос. печ. 1644 г. с надписью: «я раб Божий Онофрий Мовчан Митченский с женою Овдотьею и с детьми Сидором и Дмитрием за отпущение грехов моих – купил есмь до церкви покрова». Другое евангелие м. п. 1697 г. на нем написано: «сия книга мене грешнаго и недостойнаго архиерея Рувима… пан п. Данилов… ему многая лета с панею Иулианиею року 1704». Третье евангелие в л. м. п. 1735 г. – На деке четвертаго евангелия, м. п. 1760 г. написано: «за упокой Козьмы содержателя евангелия и Ивана, который купил евангелие и привез за Кузьмины деньги». В конце евангелист Матфея на странице 122 написано: «1760 года преставися мати моя Анастасия Яковлева генваря 1763 года, преставися сын мой четырехлетний Иоанн Данилов 23 апреля; 1763 года преставися отец мой иерей Иаков Романов июня 15 дня и положены мати в притворе подле дверей, сын в бабинце подле дверей, которыя в пономарне, а отец в церкви посредине. 1768 г. июня 16 дня преставися жена моя Евдокия СИмеоновна и посожена в церкви под стеною, что от Батурина, в склепу дубовом, нарочно сделанном, в котором и сам желаю положиться. Иерей Даниил Пучковский 1770 года фев. 18». В месяцеслове июля против 17 числа написано: «в сей день сие евангелие запорожским козаком Иваном привезено с Сечи и отдано на вечные часы ко храму покрова пресвятыя Богородицы в село Митченки 1763 года. Записал, для вечной памяти, Даниил Пучковский того-же храма иерей».
Триодь постная м. п. 1670 г.[2] Служба св. пророку Захарии м. п. 1739 г. осмогласник к. п. 1739 г. служебник в 4 д. моск. печ. 1744 г., часослов к. п. 1742 г.
Вблизи покровской церкви стоял теплый храм Предтечи, но обветшал и разобран; между тем число прихожан увеличилось и некоторые из них жили версты за две от покровской церкви. Потому в 1745 г. по усиленной просьбе нескольких прихожан разрешено было построить особый, на удобном для прихожан – месте, храм св. Варвары. Строителем был батуринский сотник Алексей Демидовский[3]. В 1746 г. выдана была ставленная грамота священнику Митческой Варварской церкви. В 1763 г. посвящен во священника той церкви дьячок Иеремия Лебедевский.
В храме мученицы сохраняются частицы св. мощей в серебр. не большом кресте. Эти частицы в 1858 г. присланы в церковь при следующей записи: «1858 года декабря 15 дня Мы нижеподписавшиеся Надежда Михаилова Стефановская и Петр Василиев Стефановский, по обоюдному согласию, движимые христианским чувством, жертвуем в вечное и потомственное владение в церковь св. великомучен. Варвары, в село Митченки, Конотопскаго уезда, Черниговской губернии серебренный крест с одинадцатью св. мощами разных угодников, в числе коих мощей есть часть древа животворащаго креста, Николая угодника, волосы св. Анастасии и других, кои значатся в описании каждой св. части, и уложены в крест, и каждая часть особо надписана каждаго угодника. – Желаем, чтобы это приношение было вписано в церковную книгу и подлинная бумага хранилась в церкви, и приносим записать имена наших сродников в поминовение, как живых, так и мертвых. Петр Стефановский, Надежда Стефановская. 1858 года декабря 15 дня. В церковь св. великомученицы Варвары в село Митченки».
Мощи хранились с давнего времени в семействе Московского купца Пономарева и переходили из рода в род в его семейство; по переходе же в женское колено, они достались дочери Надежде, которая, по выходе в замужество, пожертвовала в церковь приходскую своего мужа св. Варвары в село Митченки.
Древняя книга храма: поучения Антония Радивиловского; акафистник к. печ. 1695 г. требник киев. печ. 1708 г.
В Митченках был ещё храм Вознесения Господня. Священник и прихожане в 1767 г. писали: «церковь Вознесения Господня, с 1707 г. от постройки своей без починки состоявшая, нояб. 25 1767 г. в четвертом часу ночи запалилась, вся на пепел сгорела; на престол св. дары, антимис, евангелие, кресты, сосуды, аппараты, книги круга церковного, все от мала до велика погорело». Просьба прихожан о дозволении построить новый храм и выдать грамоту для сбора пожертвований в Запорожье была удовлетворена: но храм не был построен.
В Митченках были два двора Орлика, писаря и задушевного друга Мазепина, снискавшего печальную известность, и канцеляриста его Григория Герцика[4]. Хотя Орлик владел ещё Головенькой и Кривцом: но постоянное прибывание его было конечно вблизи Батурина, в Митченках. В письме 1721 г. к м. Стефану Яворскому, своему наставнику по киевской школе, Орлик писал: «царскому величеству, будучи иноземцем и пришельцем в украине, ни на подданство, ни на верность никогда не присягаем». Откуда явился он в Украину? Не сказано. Но вероятно, из Волыни; Орлик исповедуется пред святителем, что в тайных сношениях Мазепы с королём Станиславом Лешинским он долго ничего не знал[5]. В Москву в 1797 г. «диявол припесл вместо себя со Львова езуиту Заленского». Мазепа говорил с ним наедине, но о чём? Оставалось тайною. Сен. 16 1707 г. Мазепа дал Орлику шифрованное письмо Дульской, и тот прочёл лист кор. Станислава за его печатью. Мазепа пришел в ужас; потом велел приготовить донесение царю с приложением королевского листа; донесение написано: Мазепа вызвался отослать его через мать свою, но не отослал. «Письмо тые, пишет Орлик, с тремя грамотами царского величества в деле Кочубея и Искры писанными, вложилем до шкатулки, где были клейноты жоны моей килка тысячей червонных, якую шкатулку единую тылко по баталии полтавской до карету своей жона моя вставила и через Днепр в едной токмо сукне з детми переправилася, а все мои животы в 30 возах с серебром и с грошми над Днепром пропали; и тем способом писма помянутые у меня остались… Кром того листка ни единого я писма от Станислава у его Мазепы не видел и не ведаль, если он с ним иметь корреспонденцию. И уже в Бендер, по смерти Мазепиной явились две писме от Станислава, которые Иван Максимович, писарь мой
Прежний генеральский, усмотревши у Войнаровскаго в карети его здесь лежачие, тайно взял и мие объявил». Орлик просил митрополита, если возможно, выпросить у царя прощение ему, как прощены другие сообщники Мазепы. Письмо доставлено было государственному концеляру. Товарищ Орлика полковник Дмитрий Горленко, зять его Буточич, писарь Максимович, Обозный Мих. Ломиковский и концелярист Антонович ещё в 1714 г. с одобрением послов Толстова Шафирова явилась в Москву, где принесли раскаянье в винах[6]. По их примеру надеялся получить прощение и Орлик: по поздно стал казаться. Он много наделал бед России после Мазепы, насылал на южный край толпы татр и запорожцев для грабежей и убийств, старался волновать Украину и носил звание гетмана[7]. Кажется, он умер во Франции.
В Митченках жил основатель знаменитой школы пчеловодства Прокопович. Отец его Иоанн Прокопович, по высокому росту называвшийся великаном, был священником в с. Митченках. По рассказу пчеловода , отец так был беден, что не имел даже лошади. В один весенний мартовский день продавец горшков опрокинул воз свой в ров; туда же свалилась и кляча; это было вблизи двора священника. Горшечник просил о. Ионна помочь ему в горе. Священник при крепком здоровье вытащил из рва клячу и воз с горшками: но кляча, измученная ещё до того времени, теперь едва стояла на ногах. Горшечник отдал ее священнику за рубль серебра и за ту же цену оставил ему горшки. Понятно, что ни кляча, ни горшки не были нужны бедному Великану: но он оставил и то, и другое, чтобы утешить несчастного. При добром уходе лошадь поправилась и дала три приплода. Продав жеребят, великан купил хорошую матку, которая доставила ему до 150 р. Ас. На эти деньги накупил он несколько пней пчёл. Пчёлы доставили ему возможность купить до 20 дес. песчаной земли. Граф Разумовский, разводя сосновый лес, предложил о. Иоанну двойную цену за его землю и потом по желанию Прокоповича велел отвесть ему в замен удобную землю под Митченками. Тогда Прокопович занялся и хлебопашеством. ТО и другое занятие доставляло ему значительный доход. Он воспитал своего Петра в киевской академии. Петр, по окончании учения, был в военной службе; старец отец упросил сына возвратиться к нему в деревню и скучавшему от бездействия предложил: возьми или две матки из лошадей, или десять колод пчел, и хозяйничай, а я посмотрю на твоё хозяйство. Петр Прокопович выбрал последнее и стал обучаться пчеловодству у опытных. Он заказал стеклянный улей и более месяца наблюдал в нём за работой пчёл. Получив по смерти родителя не большое, но выгодное, имение он выпросил у правительства дозволение открыть школу пчеловодства. Так оставил он сыну 2000 втулочных колод с пчёлами и завещал погребсти его на пасеке.
В настоящее время обращаешь на себя внимании по жизни в Митченском Покровском приходе коллежский регистратор Никифор Антонович Котлярев – 55 лет. Он он происходит от дворян Сосницкого уезда местечка Новых-Млинов. Обучившись в школе читать и писать, поступил в Черниговский совестный суд на службу, где получил означенный чин. Имея охоту с малолетства упражняться в изобретении разных мелких
вещей и заметив развитие способностей к механическим изделиям, он более и более старался усовершенствоваться в них самоучкою. И таким образом сам собою достиг искусства лить колокола в 200 и даже 300 пудов весом; лить медные винокуренные котлы, трубы разных форм и величины, самовары красной и жёлтой меди; делать железные вещи: замки, земледельческие орудия и разные инструменты. Совершенствовать садоводство искусною колировкою плодоносных дерев и механические мельницы. С 1819 г. по настоящее время он отлил мелковесных и тяжеловесных колоколов до 50 в разные церкви разных уездов Черниговской губернии, в том числе несколько в церкви Полтавской губернии, их них замечательнейший в Путивльский Печерский монастырь в 270 пудов. Котлярев,при весьма ограниченном состоянии,зарабатывая трудами деньги употреблять в малом количестве на пропитание себя и семейства своего, остальные жертвует на благолепие храма Покровского Митченского. В 1859 г. он на устройство иконостаса и горняго места и также на обновление жертвенника пожертвовал 756 руб. и на другие украшения храма всего до 1000 руб. сер. Ныне Котлярев – церковный староста Покровской Митченской церкви.
Любопытна жалоба 1746 г. батуринского сотника, жившего в Митченках, Алексея Демидовского на жену Митченского священника. «Сего 1746 г. апр. 2. священник Вознисенский Иоанн Фомич при священнике другом Митченском Стефане Михайлове, пришел ко мне в дом, объявил, яко он чул от госпожи своей, а после от бунчукового товарища Семена Карпеки, что попадья Митческая Якова Романовича, между прочими непотребными ссоры ея, объявила таковые слова, же она попадя свечи топила и переворочила в церкви Митческой в день воздвижения честного креста Господня, которая с того места, где переворочала, от паперту, на праздник той, занялась и сгорела; не для того де топила свечи и переворочала, чтоб церковь сгорела, но для того, мовит чтоб сотник Алексей Демидовский с женой своею и со всем домом до гори пошёл… В тех числах от того богомерзкого волшебства или гроз похвалки, тогда жена моя выслушала таковые слова, и просила, чтобы попадье продерзливых слов не оставить без суда, будучи от того в сомнении и печали, нечаянно третьего дня умре и погребена». Просить предать попадью следствию и суду. При деле нет ни донесения следователя, ни решения судебного. Но сама жалоба показывает собою болезни своего времени.
По гражд. Ведомости с 1736 г. показывалась в Митченках 65 казаков и посполитых 76; в 1748 г. 226 семей казаков.
Число прихожан Покровской церкви: в 1770 г. 741 м. 716 ж., в 1790 г. 800 м. 780 ж., в 1810 г. 798 м. 806 ж., в 1830 г. 836 м. 880 ж., в 1850 г. 870 м. 945 ж., 1860 г. 889 м. 990 ж. Варварск. ц. в 1770 г. 736 м. 720 ж.; в 1790 г. 790 м. 534 ж.; в 1810 г. 534 м. 546 ж.; в 1830 г. 572 м. 582 ж.; в 1850 г. 597 м. 638 ж.; в 1860 г. 624 м. 680 ж.
Земли в Митченках 6635 дес.
[1] По донесению 1724 г. гетману принадлежали «в дозорчестве обмачевском села: Устье великое, Красное, Митченки, Обмачев». «Село Обмачев» в 1636 г. канцлером Оссолинским утверждено было за монастырем. (Крупецкий монастырь, 1863 г.). – Что касается до Пальчиков: то и по преданию и по письменному акту основатель поселения – казак Пальчик. Актом апр. 29 1692 г. «Назар сестреничь небожчика Никиты Пальчика – продал хаву с плецом и полем небожчика Микиты Палчика, ему присужоную пред судом, – а особливе лес и сеножать палчиковскую за сорок золотых – пану Тимофею Радичу», владельцу гиравскому, Черниг. губ. ведом. 1862 г. № 22.
[2] Ни минеи, ни триоди постной у Каратаева нет, но есть цветная м. п. 1670 г. № 773.
[3] Дело консист. 1745 г.
[4] Черниг. ведом. 1853 г. №29, стр. 306
[5] Мазепа ещё с 1689 г. замыслил измену: центром тайных сношений его с королём ещё с того времени была Жолкова, посредником был полковник Искрицкий; но в 1693 г. бедный инок Соломон, доставивший в Москву переписку Мазепы с королём, выдан Мазепе на кань. Устрялова ист. Петра II, 196 – 213. Соловьёва ист. XIV, 166 – 169. 185 – 191. От 21сент. 1705 г. Пипер министр Карла XII, писал к Станиславу Лещинскому: «ваше вел-во конечно примете осторожность какой для собственной безопасности требует господин Мазепа; пусть он на письме или через посла объявить в. в-ву искреннюю решимость перейти на сторону в. в-ва. Тогда уверите его, что будете защищать не только его, его личность; щастие и честь, но берете под защиту и друзей его. Об этом сообщаю по воле короля». (Ibid. r. 4. 2, 355).
[6] Основа 1862 г. октябрь Рубана ист. малор. стр. 169. 170. См. о Кандибе в ст. о Конотопе
[7] Письмо Орлика к Скоропадскому от 20 дек. 1711 г. к Визирю от 10 мар. 1712 г. и др. бумаги в чтен. общ. ист. 1847 г. сл. Маркевича ист. 2, 539