Курень
На р. Борзне, давно заросшей травою и почти уничтожившейся, в 37 верстах от Конотопа, в 2 от Бахмача и 120 от Чернигова. Село это получило название своё от украинского слова курень, означавшего несколько домой в одном месте.
При гетманах Многогрешном, Самойловиче и Мазепе, здесь находились пушкари, т.е. полевая артиллерия , комплектовавшаяся из здешних жителей. Чрез село протекла широкая Борзна, разделяя его на две части, южную, называвшуюся городком, и северную – Закуренье. В тихих водах этой реки отражались роскошные сады, столетние дубы, вековые липы и ясени. Всё это давным-давно исчезло. Старожилы рассказывают, что здесь, в селе и окрестностях, было чрезвычайно много озёр, обширных и глубоких, изобиловавших рыбой. Озера эти ещё не слишком давно уничтожились, а уже в настоящее время трудно определить и место их.
На месте уничтожившегося озера, называвшегося Ключи, проявилось озер песчаное, угрожающее жителям Курени не маловажным бедствием чрез своё распространение, если не предпримут надлежащих мер остановить его. На юго-востоке села есть маленькая местность, откуда, как из родника, выступает песок; не встречая нигде преграды, распространяется по окрестности ,и таким образом – по самой малой мере – гибнет ежегодно не менее 10 десятин наилучшего пахотного поля, в сухое же лето, при ветрах, в пять раз более. В настоящее время песок распространился уже верстна семь в длину и около трёх в ширину. В непродолжительное время, охвачено песком церковной земли уже около 15 десятин.
Церковь в селе этом, с незапамятных времён, была одна – во имя святителя чудотворца Николая, деревянная. 1746 г. она была столько обветшавшаю, что предписано было возобновить её; а в 1849 г. устроён другой храм во имя рождества пресвятой Богородицы.
Ценные и древние вещи храма:
1. Дарохранительница серебр., вызолоченная, три четверти аршина высоты, в три фута весом;
2. Потир серебр., внутри и по краям вызолоченный, 2 ф. 63 золотн. весом. На краю подножья этого потира вырезаны эти слова: «сия чаша сделана коштом Ефросинии Антоненковой и Анастасии Синильниковой в церковь Куреньскую 1803 г.»
3. Чаша серебр., внутри и по краям вызолоченная, фунта полтора весом. Под подножием вырезаны слова: «року 1743, сей сосуд сооружи иеромонах Антоний Кибалчич.»
4. Евангелие в лист большого формата, печ. В Москве 1766 года, оправлено в малиновом бархате, в серебр. Окладе, вызолоченном, с такими же ликами. На этом Евангелии надпись по листам: «в полк Нежинский 1772 года января 20 дня сие Евангелие в сотню Бахмацкую привезено из Сечей в село Курень,а куплено казаком запорожским, а жителем прежде Куренским, Павлом Носом за сто двадцать рублей, за отпущение грехов своих, до Николаевской церкви.»
5. Евангелие в лист малого формата, печ. Во Львове 1670 г. июня 11 дня.
6. Синодик, писанный славянскими буквами, с 1734 г.
По переписи 1767 г. при Николаевском храме «школа и шпиталь,» священников два; «к оной церкви в окрестности пахотного поля в трёх руках на сто дней, на котором сеется в год ржи 6 четвертей, ячменя 4 четверти, овса 7 четвертей, гречи 3 четверти, проса 1 четверть и пшеницы 2 четверика». С этой земли доход, от 20 до 30 руб., обращается в пользу храма[1].
Из перешедших в вечность известны по благочестивой жизни священник Афонасий Кибалчич и священница Параскева Горунович. Первый памятен усердием к дома Божию и к делам звания своего; он примерным поведением своим много успел в обращении прихожан на путь истинного благочестия и христианской жизни. При конце жизни принял иноческий чин и назван был Антоием. Благочестие последней ярко отражалась в благодушном перенесении лишней и глубочайшей набожности. Ни одного богослужения церковного не пропускала она, а дни воскресные и праздничные проводила постоянно в молитве, с утра до ночи. Была самого кроткого права; умерла 83в 83 года; сохранила отменно хорошее зрение до конца жизни.
По гражданской ведомости в 1736 г. в Курени казаков 243 и посполитых 29; в 1745 г. 258 семей казачьих.
Число прихожан:
|
1770 |
1790 |
1810 |
1830 |
1850 |
1860 |
||||||
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
|
Николаевской ц. |
1395 |
1378 |
1497 |
1485 |
1686 |
1660 |
2177 |
2203 |
1241 |
1294 |
1392 |
1529 |
Р.Богородичной |
|
|
|
|
|
|
|
|
1051 |
1187 |
1159 |
1291 |
А всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
2292 |
2481 |
2551 |
2820 |
Средства к жизни жителей села Курени – хлебопашество и скотоводство; многие ежегодно отправляются на Дон и Черноморье : беднейшие – для заработков, достаточны-е– за солью и рыбой.
[1] По ведомости, доставленной в консисторию. В 1752 г., куренская церковь оказалась самою богатою по доходу из церквей борзенской протопопий. Здесь дохода 14 р. 75 к., в Шаповаловской Никольской 13 р. 56 к., в Пречисской, Городища 12 р. 40 к., в Никольской Новомлинской 11 р. 20 к., в Троицкой Новомлинской 10 р. 74 к., в Успенской вел. Загоровки 9 р. 63 к., в Георгиевской Новомлинской 9 р. 46 к., в Берзенской Никольской 9 р. 30 к., в Михайловской Плиски 7 р. 65 к., в Бахмачской Успенской 7 р. 28 к., в Михайловской Головеньки 7 р. 27 к., в Бозенской Пречистской 6 руб. 93 к., в Параскевиевской Николаевской 7 руб. 86 к. Самый малый доход в Красиловской Рождественской 76 к.