Конотопский уезд

Курень

На р. Борзне, давно заросшей травою и почти уничтожившейся, в 37 верстах от Конотопа, в 2 от Бахмача и 120 от Чернигова. Село это получило название своё от украинского слова курень, означавшего несколько домой в одном месте.

При гетманах Многогрешном, Самойловиче и Мазепе, здесь находились пушкари, т.е. полевая артиллерия , комплектовавшаяся из здешних жителей. Чрез село протекла широкая Борзна, разделяя его на две части, южную, называвшуюся городком, и северную – Закуренье. В тихих водах этой реки отражались роскошные сады, столетние дубы, вековые липы и ясени. Всё это давным-давно исчезло. Старожилы рассказывают, что здесь, в селе и окрестностях, было чрезвычайно много озёр, обширных и глубоких, изобиловавших рыбой. Озера эти ещё  не слишком давно уничтожились, а уже в настоящее время трудно определить и место их.

На месте уничтожившегося озера, называвшегося Ключи, проявилось озер песчаное, угрожающее жителям Курени не маловажным бедствием чрез своё распространение, если не предпримут надлежащих мер остановить его. На юго-востоке села есть маленькая местность, откуда, как из родника, выступает песок; не встречая нигде преграды, распространяется по окрестности ,и таким образом – по самой малой мере – гибнет ежегодно не менее 10 десятин наилучшего пахотного поля, в сухое же лето, при ветрах, в пять раз более. В настоящее время песок распространился уже верстна семь в длину и около трёх в ширину. В непродолжительное время, охвачено песком церковной земли уже около 15 десятин.

Церковь в селе этом, с незапамятных времён, была одна – во имя святителя чудотворца Николая, деревянная. 1746 г. она была столько обветшавшаю, что предписано было возобновить её; а в 1849 г. устроён другой храм во имя рождества пресвятой Богородицы.

Ценные и древние вещи храма:

1.      Дарохранительница серебр., вызолоченная, три четверти аршина высоты, в три фута весом;

2.      Потир серебр., внутри и по краям вызолоченный, 2 ф. 63 золотн. весом. На краю подножья этого потира вырезаны эти слова: «сия чаша сделана коштом Ефросинии Антоненковой и Анастасии Синильниковой в церковь Куреньскую  1803 г.»

3.      Чаша серебр., внутри и по краям вызолоченная, фунта полтора весом. Под подножием вырезаны слова: «року 1743, сей сосуд сооружи иеромонах Антоний Кибалчич.»

4.      Евангелие в лист большого формата, печ. В Москве 1766 года, оправлено в малиновом бархате, в серебр. Окладе, вызолоченном, с такими же ликами. На этом Евангелии надпись по листам: «в полк Нежинский 1772 года января 20 дня сие Евангелие в сотню Бахмацкую привезено из Сечей в село Курень,а куплено казаком запорожским, а жителем прежде Куренским, Павлом Носом за сто двадцать рублей, за отпущение грехов своих, до Николаевской церкви.»

5.      Евангелие в лист малого формата, печ. Во Львове 1670 г. июня 11 дня.

6.      Синодик, писанный славянскими буквами, с 1734 г.

По переписи 1767 г. при Николаевском храме «школа и шпиталь,» священников два; «к оной церкви в окрестности пахотного поля в трёх руках на сто дней, на котором сеется в год ржи 6 четвертей, ячменя 4 четверти, овса 7 четвертей, гречи 3 четверти, проса 1 четверть и пшеницы 2 четверика». С этой земли доход, от 20 до 30 руб., обращается в пользу храма[1].

Из перешедших в вечность известны по благочестивой жизни священник Афонасий Кибалчич и священница Параскева Горунович. Первый памятен усердием к дома Божию и к делам звания своего; он примерным поведением своим много успел в обращении прихожан  на путь истинного благочестия и христианской жизни. При конце жизни принял иноческий чин и назван был Антоием. Благочестие последней ярко отражалась в благодушном перенесении лишней и глубочайшей набожности. Ни одного богослужения церковного не пропускала она, а дни воскресные и праздничные проводила постоянно в молитве, с утра до ночи. Была самого кроткого права; умерла 83в 83 года; сохранила отменно хорошее зрение до конца жизни.

По гражданской ведомости в 1736 г. в Курени казаков 243 и посполитых 29; в 1745 г. 258 семей казачьих.

Число прихожан:

 

1770

1790

1810

1830

1850

1860

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Николаевской ц.

1395

1378

1497

1485

1686

1660

2177

2203

1241

1294

1392

1529

Р.Богородичной

 

 

 

 

 

 

 

 

1051

1187

1159

1291

А всего

 

 

 

 

 

 

 

 

2292

2481

2551

2820

 

Средства к жизни жителей села Курени – хлебопашество и скотоводство; многие ежегодно отправляются на Дон и Черноморье : беднейшие – для заработков, достаточны-е– за солью и рыбой.



[1] По ведомости, доставленной в консисторию. В 1752 г., куренская церковь оказалась самою богатою по доходу из церквей борзенской протопопий. Здесь дохода 14 р. 75 к., в Шаповаловской Никольской 13 р. 56 к., в Пречисской, Городища 12 р. 40 к., в Никольской Новомлинской 11 р. 20 к., в Троицкой Новомлинской 10 р. 74 к., в Успенской вел. Загоровки 9 р. 63 к., в Георгиевской Новомлинской 9 р. 46 к.,  в Берзенской Никольской 9 р. 30 к., в Михайловской Плиски 7 р. 65 к., в Бахмачской Успенской 7 р. 28 к., в Михайловской Головеньки 7 р. 27 к., в Бозенской Пречистской 6 руб. 93 к., в Параскевиевской Николаевской 7 руб. 86 к. Самый малый доход в Красиловской Рождественской 76 к.