1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

В 6 верстах между собою, оба нa реке Недре, или Самборе в Ромну; первый в 20 вер. от Конотопа, в 7 в. от Гиревки, расположенной на реке Торговице, у горы Торговицы[1] и в 6 от Дептовки[2].

Королевскою грамотою 1450 г. села Торговцы укреплены были за паном Немирною, согласно с жалованьем Витовта[3].

В 1638 г. «пред межевыми судьями показывали державцы украинские (польские) привилия кор. Александра (1492—1504 г.) на волость Торговицу, которая ныне (1638 г.) впусте и на р. Самборе»[4]. В то время «Городище—пустая Торговица было предметом жарких споров между русскими и польскими комиссарами, проводившими границу[5].

В описи 1726 г. видим «пустую степь Торговицу при p. Торговице у великой могилы, при которой и Сгавища»[6]. Степь по р. Торговице выше Гиревки по ныне остается не заселенною и след. «волость Торговица», более не воскресала. Остаются только верстах в двух от Гиревки, Городище и вал со рвом, которые тянут­ся от Гиревки к сухому Ромпу версты на полторы. По названию Торговцы считаем вероятным, что до татар здесь было торговое место для цены товаров между русскими и половцами, кочевавшими в соседних степях восточных.

Значение Торговицкой волости, значительной в свое время, перешло в последствии к соседнему Самбору. Несомненно, что и при Немирах на р. Самбор уже было поселение; ибо земли без населения не могли приносить Немир никакого дохода. При Вишневецких великий Самбор был уже староством, заключавшим в себе оба Самбора, Голенку, Корыбутов и Дептовку[7]. Известен памятник похода казаков Самбора 1608 г.с Сагайдачным в московское царство, когда уже был священник в малом Самборе.

В великом Самбор храм во имя св. Николая, в малом в честь покрова Богоматери; в том и другом не уцелело ничего древнего. Причт вел. Самбора пользуется 83 дес. земли, древнею собственностью церковною. В 1784, г. в веливом Самборе священник Антоний Андреевский, определенный разбором консисторий.на дьячковское место, священник Федор Маркович Тимошевский, дьяконом брат священника Андреевского Феодор.

Число прихожан вел. и малого Самбора: в 1770 г. 1535 м. 1511 ж.; в 1790 г. 1655 м. 1643 ж:; в 1810 г. 1793 м. 1799 ж.; в 1830 г. 1902 м. 1908 ж.; 1850 г. ‘2239 м.      2265 ж.;  в 1860 г. 2350 м. 2376 ж.

Земли в вел. Самборе 6934 дес. в малом 4093 д.

Жители обоих Самборов долго были подданными Разумовского и не давно стали казенными пока они были под управлением владельческим, они были довольно бедные но отличались набожностью и усердно посещали богослужение храма. Ныне же стали холодны к благочестию; видно и над ними сбывается пословица: «як лыхо, тоди и до Бога.»

Оставляя новые времена Самбора, обращаемся к Древним владельцам его Немирам Немировичами Александр Немирич, сын Немира, вышедшего из Пскова, главный воевода князя Свидригайла, в лице семи сыно­вей своих был родоначальником многих дворянских фамилй юга:     Ельцов, Омехроя, Бухонеит, Тичов,

Клитов. Bсе они были чада православия. Иосиф Немирич, земский судья киевский, при к. Августе I, взял Киев и сталь воеводою киевским. Но потомки Немира, в последствии, мало по малу обращены были к романизму. Не будем слишком строги к отступничеству поздних Немировичей от православия. В извинение их служат не oдне гонение на православие. Иезуитам было ни по чем употреблять и другие, столько же оскорбитель­ные, меры для я совращения в романизм. Вот как Иезуит Кизаржевич прнвел к папизму Владимира Немирича. Владимир считал за своеволие нечестия приобщениe евхаристий под одним видом. Иезунт дал  ему в предсмертной болезни его следующий письменный отзыв: Ego Michael Kisarzevsky societatis Jesu tester divinam maic- tatem, quia si guid passus fuerit iudicio divino illustriss ct magnificus D. Ueadislaus Niemierzge propter communionent sub una specie in fide catholica, omnibus Idcnlus eeclesie probatam: ego hoc totum recipio in me et animam meant, paratus respondere divino maiestati cum una sancta calhoSica eccleskt et apostolica, matre mea et' omnium fidelmin Datum Lttbiini in coilegio societatis Icsu 11 apr. 7. 1653. Вы спрашиваете: что это такое? Как Иезуит лил себе а) лгать на целую христнскую древнюю церковь, будто она дозволяла приобщаться евхаристии под одним видом вина? б) Как Иезуит, не имея никаких оснований верить, что приобщение евхаристий под одним видом дело, оправданное св. евангелием, дозволял себе ручаться за безответственное нарушение слов Спасителя о евхаристии? Но изумлению вашему еще не конец. Когда Немирич оправился от болезни: Иезуит взял с Немировича подписку в том, что Немирич снимает с него ответственность за свою душу. Так показывает документ напечатанный у Немецкого[8]. Вы скажете, что это игра мошенника с чужою душою. Не спорю.


[1] Село Гиревка в акте 1690 г. о продажа пальчиковского леса п. Тимофею Радичу.

[2] «С. Дептовка—в акте 1716 р. Чурниг. Ведом. 1854 г. стр. 257.

[3] Акт. зап. Росс. 1, 68 о Немирах Несецк. Неrbarz 17, 547-553.

[4] Дворц. зап. 2, 809.

[5] См. о Конотоп прим. 2.

[6] Черниг. Вед,. 1853 г. стр. 310.

[7] Маркевич 3, 366. 2, 494. По донесению генеральной канцелярии 1724 г. гетману принадлежит «староство Велпкосамборское, а в нём села:                Великий Самбор, Малый Самбор, Голенка, Корыбутов, Дептовка.»

[8] Nieseckieg. Herbarz У, 552.553.