1873 год. Историко-статистическое описание Черниговской епархии (Филарет)

Местечко в 18 вер. от Батурина и в 35 от Конотопа, в 20 от древней Белой-Вежи, расположено на низком болотистом месте.

Где протекает р. Борзна и где ныне приход Успенский, был замок, обнесенный земляным насыпным валом с тремя крепостными воротами – Батуринскими, Куренськими и Тиницкими; все это давно разрушилось. Заметны только следы вала в 40 саженях от Успенской церкви и здесь же помещики Покотилы называются замковыми. Это – замок гетманщины. Другая половина населения Бахмача – приход Воскресенский, а ныне Вознесенский – называется Старосельем; посередине ее протекает речка Бахмачь, сообщившая свое имя местечку. То и другое показывает собою, что Староселье есть то место, где существовал Бахмачь до гетманский и до татарский.

Летопись, описывая войну 1147 г. Мстиславичей с Черниговскими князьями, говорит: «уже бо ушли баху (Ольговичи) мимо Всеволож (ныне Сиволож в 31 версте от Бахмача)… и взяша (Мстиславичи) Всеволож град на щит… Слышаша инии гради Уненеж, Беловежа, Бахмачь, оже Всеволож взят, и побегоша Чернигову». След. Бахмачь, в виде укрепленного места, существовал уже в 1147 г. и принадлежал к Черниговскому княжеству. Летопись говорит еще, что бедные жители Бахмача, как и двух других городов, убежав из своего города, не спаслись от печальной участи. Они были переловлены на дороге в Чернигов и взяты в плен, а города их были преданы огню[1].

Население Бахмача гетманского времени предание объясняет так: казак Кириченко первый поставил себе хату на левой стороне речки Бахмача. После него на левой стороне р. Борзны поселился казак Данько, от которого слободка в 50 дворов по ныне называется Даньковой. Когда же стало умножаться население новыми пришельцами, то более удобно нашли местность на правом берегу р. Борзны и здесь стали селиться. Скоро Бахмачь стал и сотенным местечком. По делам 1656 г. Бахмачь «местечко» с сотником[2].

В Бахмаче на Старосельи, в 10 саженях от жительства казаков Кириченков, построена была деревянная, довольно великолепная церковь во имя воскресения Христова; она устроена была о трех куполах и отличалась высотой до 45 аршин. По делам 1755 г. видно, что постройка этого воскресенского храма на улице Старосельской производилось в 1755 году. В мае 1815 г. храм сгорел и заменен храмом Вознесения Господня. Усердие и деятельность священника Конона Стуковинова о сооружении нового храма по ныне не забыты в памяти прихожан. Они и ныне говорят, что без его старания они долго бы не имели своего храма. Поступивши на приход 1816 г., когда уже не было церкви и никакой суммы, он с первого года священства своего деятельно начал заботиться о средствах, нужных к устройству храма. Сам ежедневно ходил в дома прихожан и кроткими убеждениями склонял к пожертвованиям, собравши часть суммы позаботился о приобретении места, удобного для церкви. Как древняя церковь была очень близка к постройкам, то священник Стуковинов решился просить места у действительной статской советницы Елены Васильевны Махровой, – урожденной Кочубеевой, – жившей в с. Тинице. И по усильной просьбе склонил ее к пожертвованию места для церкви. Успевши в этом, он приступил к самой постройке; а когда истощены были средства к продолжению постройки, он сам по окрестным городам и селам испрашивал пожертвований. При доставке всех материалов находился безотлучно, а в трудных обстоятельствах, не жалея здоровья, помогал сам. От чего изнемог в телесных силах до того, что за год еще до окончания постройки заболел сильно. Не в состоянии будучи ходить, он, с помощью церковного старосты и других усердствующих к нему прихожан, приводим был к месту постройки и – то сидя, то лежа – наблюдал за ходом работ. Страдая целый год и вместе действуя, он с помощью Божией успел окончить постройку желанного храма и при совершенно муже изнеможении сил, присутствовал при освящении церкви и удостоился соборне отслужил литургию; долее он не наслаждался уже плодами заботливости своей. Вскоре, к прискорбию прихожан, ценивших труды его, он отошел в вечность.

Остатки древности в храме: евангелие м. п. 1668 г. трифологий к. п. 1716 г.[3] триодь цветная мос. печ. 1747 г.

По переписи 1767 года при храме Воскресенском школа; а по делу 1754 г. видим здесь братчиков.

 В реестре входящих бумаг нежинской полковой канцелярии 1755 г. под 8 ч. читаем: а) «доношение местечка Бахмача попов Григория Слоницкаго и Петра Емельянова о чинимой им от сотника Бахмацкаго Кирила Забелы брани и церковнослужителей плетьми бои, також о отставке ктиторей и отягощении панамарей дачами, а особливо о защинении от маляра Данилы Искрицкаго, кой не доделал по контракту церковного маштату, с сообщением указа из правительс. Сената протопопе Борзенскому Ивану Дубянскому, о нечинении урядниками церковнослужителем никаких обид». б) Промемория из духовной консистории – о обидах Забелы и атамана Кириченка. По делу консистории видно, что ктиторы или братья по настоянию Криченка поручили заведовать постройкой церкви сельскому писарю, с устранением священников, тогда как священники видели в писаре отъявленного плута. Писарь по желанию гетмана остался строителем храма. Но удовлетворены ли были духовные лица за обиды, не видно.

По этому опыту видно, что братства не всегда могут быть полезны св. делу: самоволие их, не ограничиваемое духовным надзором, плодит грехи, особенно когда попадается им на помощь писарь Шельменко.

При Старосельской церкви издревле было два священника, диакон, два дьячка и два пономаря: а с 1844 года, по Высочайше утвержденному штату, положен один священник, диакон, дьячок, пономарь и просфорня, которые не имеют ружной земли – и пользуются вспомогательным окладом, определенным для церкви IV класса.

Недвижимого имения при церкви имеется: огород мерою на пол десятины и пахотной земли 1 ½ дес. доход с этой земли обращается в пользу церкви.

Успенский храм гетманского Бахмача пострадал в 1664 г. когда розорено было укрепление неприятелем[4]. На западных входных дверях нынешнего храма читается надпись: «благопоспешением отца, силою и содействием св. Духа, во имя пресвятыя Богородицы, честнаго ради ея Успения, сооружися храм сей року 1732». Из таковой же надписи на северных входных дверях видно, что богоугодному сооружению церкви этой много способствовали полковник Покотило, священники этой церкви Емелиан Котовский и Клементий Зражевский, казаки Иван Лященко и Кондрат Ковтун. Старожилы передают, что полковник Василий Покотило, священники и казаки эти были люди благочестивые, весьма богатые и усердно заботившиеся о благолепии храма.

Образа храма писаны по подражанию греческой живописи; а местные образа страстей Христовых, поставляемые во время св. четыредесятницы, живописи итальянской. На образе Спасителя, изображенном в терновом венце, надпись: Enivit Pilatus foras et dixit eis: ecce homo! На втором образе Спасителя: Jesum innocentem Pilatus militibus flag ellandum tradit. Писано 1776 г. На образе Богоматери: Nevocetis me Noemi, sed vocate me Mara.

Книги храма: евангелие м. п. 1697 г. другое в л. м. п. 1744 г. треофолог к. п. 1734 г. служебник к. п. 1735 г. другой черн. п. 1747 г. псалтырь к. п. 1742 г.

По переписи 1767 г. к Успенской церкви принадлежит пахотное поле на 20 дней; «земля отдается обывателям в наем по 20 к. за день, в пользу храма». И ныне доход с 21 дес. земли поступает в пользу церкви.

В Бахмачском Старосельском приходе многие из прихожан, преимущественно женского пола, в дни каждого понедельника питаются постною пищей; некоторые в дни пятков в течении всего года не едят никакой пищи до захода солнца, и немногие престарелые с 8 часов вечера великого четверга до пасхи проводят время в благочестивых подвигах без пищи и воды.

В сем приходе издревле совершается крестный ход в день св. великомученика Георгия (23 апреля), для умилостивления Бога о даровании обильных плодов и сохранении оных от града и повреждения насекомых. По окончании Божественной литургии, при стечении множества народа разного возраста, с крестом, евангелием и хоругвами бывает шествие на поля, засеянные семенами ржи, и там совершается водосвящение и отпевается молебствие с приложение молитвы с коленопреклонением. День этот проводит народ без всяких работ.

К благим подвигам прихожан относятся обеты, при посещении их болезнями и другими скорбями, путешествовать в Киев для поклонения св. угодникам, там почивающим, и вместе для говения. Путешествие это бывает в мае и июне месяцах, после которого заметны в совершивших оное особенная религиозность и чистые побуждения к молитве и благотворительности.

В памяти народной сохранилось, что лет за сто до настоящего времени был замечательной жизни, по усердию к молитве и неупустительному слушанию всех священнослужений, казак Василий Багай. Старики рассказывают, что он нередко утром приходил к церкви, когда не было священнослужения и вне оной совершал моления; однажды во время такого моления загорелась бедная изба казака Багая, жившего близ церкви; казак Кириченко – увидевши пожар и Багая молящегося, подошел к нему и сказал: ты молишься, а хата твоя мокнет (горит)! Багай равнодушно отвечал: «не-хай мокне, а я кончу молитву». – Народ не допустил сгореть избе, и Кириченко, тронутый ответом Багая, подарил ему грунт гораздо больший того, которым владел Багай.

В Успенском приходе титулярного советника жена Параскева Лященкова более 15 лет уж во все пятки года не употребляет никакой пищи и даже воды; с 8 часов чистого четверга до дня пасхи также проводит время без всякой пищи. При всех молитвословиях храма бывает, кроме особенных препятствий, лишающих ее душевного удовольствия быть при священнодействии, и всегда ведет жизнь кроткую, добродетельную. Лет ей от роду более 70.

Престарелая вдова, казачка Параскева Лященкова точно такую же ведет жизнь, как и титулярная советница Лященкова; кроме того оказывает много пожертвований для церкви. При спросе казачки Лященковой, по каким обетам не употребляет она пищи воввсе пятки и с великого четверга до дня пасхи? Лященкова отвечала: «за 18 лет пред сим, я отдала одного сына в военную службу, а в короткие годы начальство требовало другаго сына в службу. Пожалев сына, я нашла наймита; но в рекрутском присутствии паны не приняли наймита, а велели представить сына. Пришовши на квартиру, я молилась Богу пощадить мого сына, и обещалась до смерти ничего не ести по пятницам. Господь услышал мою молитву. На другай день я взяла сына и наймита в присудствие и просила панов оставить мне сына, а наймита взять; они сжалились и наймит пошол за сына в службу. С того времени я пощусь все пятницы, а два дни последние великаго поста не ем и не пью ничего, – «що Господь лежить в гробе».

В 3 верстах от Староселья, за хутором Парасючкою, владением гетманской булавы, в лесу был дворец хитрого Мазепы. Здесь еще цела липовая аллея, насаженная по распоряжению Мазепы. Здесь живали тайные друзья гетмана, которых не удобно было показывать другим. Орлик в своем письме 1721 г. к м. Степану Яворскому писал: гетман «велел мне зараз до Оленовки ехать и выговорить Зеленскому что под сее время не надобно было ему так далеко до Батурина трудица, но надлежало с Винници о своем повороте с Саксонии известить и о поверенном себе деле выписать реляцию, а не самому ехать для возгнищения в сердцах подзорных противного о своем приезде мнения; и при казал мне его Зеленскаго в Бахмачь до дворца своего запроводить. А когда я по указу Мазепы до Оленовки приехал и все Зеленскому выговорил: удивился он, что о том секрете уже знаю, о яком ни един дух, ниже сам Войнаровский, прежде сего ведал, яко в Жолкве Мазепа сказывал. Потом причину своего приезду донес мне, что он, ведая о зъезде в дни сие праздничные полковников и старшин с повеннованем (для поздравления) гетмана нарочно на тот зъезд до Батурина поспешал, дабы мог универсал Станислава до целой украйны выданный, а чрез его присланный, всем объявить и словесно всякими вольностями и королевским особливым призрением и милостию ассекуровать. Выслушавши я той реляции, взял его зеленскаго з Оленовки и запроводил в Бахмачь до дворца, откуду, по указу Мазепы, два раза того ж Зеленскаго до его на Гончаровку привозил, раз для авдиенции, а другий раз абшейту; при которой своей авдиенции отдал Зеленский Мазепе универсал Станислава до целой украйны, в яком он мужество, храбрость и отваги войска запорожскаго похвалял, расширением и примножением прав и вольностей обнадеживал и отеческим сердцем под свою протекцию целый народ пригоркнуть обещал и вознуждал, дабы все – о низвержении с шеи своей ига московскаго старалися[5]. Кочубей тогда же доносил, что Езуит Зеленский пред праздком Рождества Христова (в дек. 1707 г.) из бахмачскаго замка привозим был Орликом к гетману по ночам, по его доносу не поверили и Кочубей погиб[6]. Орлик далее когда Мазепа в октябре 1708 г. решился передать шведам и отправил к Карлу Быстрицкого с заявлением своих желаний: «прибывши до села Бахмача, перш сам публичне на евангелии святом присягал пред всеми енеральною старшиною, полковниками, сотниками и знатным товариством» (т. е. теми, которые с ним передались Карлу), «что не для приватной своей пользы, но для общаго добра целой отчизны и войска запорожскаго принял протекцию короля шведскаго, потом всем енеральной старшине, полковником и сотником и всему знатному товариству казал присягать на верность к себе и на туюж короля шведского протекцию»[7]. Понятно, что это происходило в том же уединенном дворце Мазепы.

В 1736 г. в Бахмаче казаков 265 и посполитых 51, в 1748 г. 325 семей казачьих. И ныне бывших владельческих подданных здесь не много, до 500 д. обоего пола.

Число прихожан: Успенской ц. в 1750 г. 874 м. 872 ж.; в 1770 г. 1001 м. 988 ж.; в 1790 г. 1148 м. 1144 ж.; в 1810 г. 1258 м. 1323 ж.; в 1830 г. 1234 м. 1346 ж.; в 1850 г. 1260 м. 1312 ж.; в 1860 г. 1337 м. 1490 ж. Вознесенской ц. в 1750 г. 896 м. 390 ж.; в 1770 г. 980 м. 976 ж.; в 1790 г. 1060 м. 1048 ж.; в 1810 г. 1142 м. 1104 ж.; в 1830 г. 1122 м. 1038 ж.; в 1850 г. 1126 м. 1190 ж.; в 1860 г. 1156 м. 1308 ж.

Многие занимаются чумачеством.



[1] Собр. л. II, 36. 37. VII; 42–45.

[2] Ак. юж. Рос. III, 51. 627.

[3] По росписи Каратаева не известен.

[4] Соловьева Ист. XI, прибавл. стр. 6.

[5] Основа 1862 октябрь.

[6] Маркевича ист. 2, 404. Черн. губ. ведом. 1833 г. № 29, стр. 305. Соловьев: «как он (Петр) ни смотрел на Мазепу, после доноса Кочубея и Искры должно было оставить его от всякаго подозрения, донос оказался ложным». XV, 325. Это уже слишком много. Донос остался не доказанным по одному пункту относительно покушения на жизнь царя. Но прочие пункты оставлены без исследования и они все были верны, как оказалось после. См. ниже прим. 39. Г. Соловьев справедлив в том отношении, что Петр был против страсти казаков к интригам и ябедам и от того очень доверял Мазепе. Но напрасно он выпустил из вида приводимые им слова Мазепы: «смотри Орлик, будь верен мне, я богат, а ты беден, Москва любит гроши; мне ничего не будет, а ты погибнеш».

[7] Основа 1862 г. октябрь.