1873 год. Историко-статистическое описание Черниговской епархии

Расположен на левом берегу р. Сейма, между 550 и 50' северной широты и 500 55' восточной долготы, в 25 вер. от Конотопа, в 120 от Чернигова.

Батурин основан королем польским Стефаном Баторием в 1576 г. на землях, принадлежавших королю[1]. Для населения нового города своего Баторий вызывал желающих и давал на обзаведение по кожуху и по червонцу[2]. Баторий с тем сроил свой новый города, чтобы он был городом гетмана. Это высказал он сам, спустя два года после основания Батурина. «Трибуналу русскому должно отправлять дела свои по надлежащему в новоустроенном городе нашем Батурине; а если надобность укажет, то и в Черкасах; также гетману русскому иметь столицу в Батурине, а в Черкасах держать наместника своего»[3]. Но мысль Батория выполнилась только в 1669 г.

В 1701 г. вот каким видел Батурин москвич о. Леонтий: «генваря в 22 д. приходом в Батурин град и у градских ворот караулы, московские стрельцы на карауле стоят… А гетмана в то время не случилось дома, поехал к Москве, к государю. Господин дома, где мы стояли, зело нам честь воздал, обед хороший устроил; и ядши хлеба, того же дни изыдохом из Батурина вон. Град Батурин на реке на Семи, на левой стороне, на горе, красовит, город земляной. Строенье в нем поплоше Глухова и светлицы гетманския – ряд делу. И город не добре крепок, да еще столица гетманская»[4].

Опись 1725 г. говорит: «город Батурина земляный, в том городе два замка пустые, около них вольварки и стены разваленные; – в малом, в котором был изменник Мазепы двор, в длину 53, а в поперек 38 сажен. В большом замке две церкви каменныя пустыя: 1) Живоначальныя Троицы, непокрытая, глав, окончин и дверей нет, связей железных в стенах малое число; 2) церковь Николая чудотворца недоделанная». В таком виде принят Батурин Меньшиковым[5].

Таким образом до 1700 г. в Батурине были храмы: Троицкий, Николаевский, оба на место деревянных каменные; кроме того в предместье были храмы Покровский и Введенский.

В 1692 г. по предложению митрополита киевского Варлаама Ясинского, в Батурине при церкви св. Живоначальной Троицы поставлен был особый протоиерей, – наместник митрополита киевского, – «первый по киевском протопопе, чести ради гетманской, яко же и киевский первый, чести ради столицы первобытной самодержце российских»[6].

После разгрома Меньшиковского, и Троицкий и Николаевский храмы, хотя и каменные, но сильно поврежденные, остались в запустении без возобновления. Вместо того построены были на иных местах деревянные храмы св. Троицы и св. Николая; последний был красивой архитектуры из дубового леса и исчез в пожаре 18 в.

Ныне в Батурине:

I. Воскресенскя церковь. По преданию она воздвигнута на том месте, где находилась при Мазепе крепостная церковь св. Троицы. Церковь эта каменная новой архитектуры с таковою же колокольнею в одной связи, построена иждивением графа Кирилла Григорьевича Разумовского, освящена преосвященным Виктором, архиепископом черниговским и нежинским в 1803 году, – в год кончины графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

Народ рассказывает, что эта церковь построена из огромной башни, которую называет Мазепиным столпом. Не высказывая, какое назначение было столпа этого, говорит, что, по приказанию графа Разумовского, столп этот был разобран, и из него получено несколько тысяч пудов железа и столько кирпича, что достаточно было на построение церкви; кроме этого, в столпе этом найдено много денег… И все это Разумовский пожертвовал на сооружение Воскресенской церкви.

По описи 1725 г. никакой каменной башни в крепости батуринской не было, а были только два каменные храма. Сличая рассказ народный о множестве железа, доставшегося от разломанного строения с описью 1725 г., не сомневаемся, что железо получено из разломанного Троицкого храма: его же и кирпич употреблен для нового храма и конечно более всего для фундамента. Железные решетки в окнах Воскресенского храма точно такие же, какие находились в окнах одного из корпусов дворца Разумовского. Это дает видеть, что они сделаны мастерами графа, по его приказанию.

Длина этой церкви 40 арш., широта 26, а высота от цоколя с крестом 44 арш. Стены и купол не имеют никаких украшений. В святилище престол один. Иконостас во дин ярус, красивой архитектуры; простенки его голубые с позолотой; образа итальянской живописи, прекрасно обрамлены резьбой, ярко вызолоченной.

Образа в серебр. ризах:

1)      Икона с изображением св. равноапостольных царей Константина и Елены. Икона эта занимает место в алтаре за престолом.

2)      Икона Воскресения Христова и

3)      Св. апостола Андрея первозванного.

4)      Образ успения пресв. Богородицы – в ризе серебр. 84 пробы, вызолоченной; веса в этой ризе 7 ф. Икона эта устроена крестьянами графа Разумовского – в память поступления их в казенное ведомство.

5)      В западной части храма – на левой стороне – икона Богоматери в серебр. ризе с вызолоченными венчиками, в деревянном красивом киоте с балдахином на четырех деревянных золоченных колоннах и

6)      На правой стороне, образ св. чудотворца Николая в серебр. ризе с вызолоч. Венчиком – в таком же киоте как и на левой стороне.

Вещи наиболее замечательные:

1.      Евангелие в лист большого формата, м. п. 1771 все в серебр. вызолоченном окладе; на верхней доске девять иконок на дорогой финифти, художественной отделки, над каждой из них серебр. коронки;  края этой доски, коронки все и образки осыпаны крупным восточным хрусталем, белым и зеленым. На нижней доске, на средине, икона св. чудотв. Николая на финифти того же сорта, по углам, четыре серебр. под чернью, изображения: собор 12-ти апостолов, собор архистратига Михаила, – св. вм. Георгия и св. муч. Флора и Лавра. Четыре серебр. вызолоч. Подставки и две такие же защепки. На нижней доске вырезана надпись: «сие евангелие коштом Павла Флоровича Головатаго, козака сечи запорожской, старанием же иерея Варлаама и Д. М. А. искуством мастера Ивана Барановскаго в Москве 1775 г. сентября 1 дня».

2.      Крест деревянный, обложенный перламутром, с подножием, вышиной в аршин и 5 вершк. Распятие Христа и лики святых из того же перламутра. Крест этот принесен из Иерусалима греческим архимандритом и, – как записано в описи церковной, – презентован графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, а последним внесен в церковь Воскресения Христова. В кресте этом, на другой стороне распятия, вделан маленький крестик из животворящего древа, по уверению того же архимандрита.

3.      Шесть серебр. вызолочен. Потиров, из коих один весом 3 ф. и 14 зол., 84 пробы, с 8-ю образками на дорогой финифти; образки эти с приделанными над ними коронками, осыпаны восточным хрусталем. Потир этот поступил из домовой церкви гр. Кирилла Григорьевича Разумовского.

4.      Две великолепные серебр. вызолочен. дарохранительницы: одна весом 5 ф., другая 4 ф. 34 золот. Обе из домовой церкви гр. Разумовского.

5.      Давние книги: трифологий, печ. в Новгородсев. 1678 г., триодь постная м. печ. 1731 г., другая к. печ. 1743 г., триодь цветная к. п. 1747 г.

6.      В западной части храма на южной стороне находится монумент из чистого белого мрамора, поставленный над гробом генерал-фельдмаршала графа Разумовского. На пьедестале памятника надпись: «здесь покоится тело его сиятельства господина генерал-фельдмаршала, сенатора, действительнаго камергера и орденов российских св. апостола Андрея первозваннаго, св. Александра невскаго, польскаго белаго орла и голштинскаго св. Анны кавалера, графа Кирилла Григорьевича Разумовскаго, родившагося в 1728 г. марта 18 дня, а скончавшагося в Батурине 1803 г. генваря 9 дня, в два часа по полудни. Жития его было 74 года, 9 месяцев и 22 дня». С обеих сторон этой надписи герб графа Разумовскаго, с дивизом: Famam extendere factis. Вверху пьедестала мраморный бюст покойного генерал фельдмаршала в лавровом венке. Позади урна в виде тех, какие употреблялись у древних народов, для сохранения праха людей знаменитых

По штату, Высочайше утвержденному 1844 г. марта 12 дня, к этой церкви назначен причт: священник, дьячок, пономарь и просфорня. На содержание причта выдается из казны ежегодно вспомогательного оклада по штату V класса. Причт этой церкви состоит из священника, дьячка и пономаря.

Недвижимое имущество церкви составляют 6 квадр. саж. земли в м. Батурине, и три цвинтарные места сгоревших во время пожара церквей. 1) Новониколаевское, в коем 1274 кв. саж., 2) Старониколаевское, пространством 462 кв. саж. и 3) Троицкое – 2307 кв. саж.

II. Покровская церковь, в делах 1745 г. называется соборною. Нынешний каменный храм окончен в 1789 г. тщанием бывшего при ней священника Джунковского и прихожан. Для этого храма, вероятно, употреблен был материал разобранного Николаевского храма. Храм в длину и вышину 30 арш., византийской архитектуры. Престол один; иконостас в два яруса; образа простой живописи в греческом стиле. Храмовый образ в сребр. вызолоч. ризе. Замечательнейшая икона Богоматери, греческой живописи, в богатой серебр. вызолоч. ризе чеканной работы; на ризе надпись: «сия шата сделана старанием и коштом Г. К. А. Димитрия Климентиевича Стожка 1791 г. марта 30 дня». Икона эта, по преданию, вывезена из Данцига Батуринским сотником Стожко, а риза сделана потомком его из слитков золота и серебра, найденных в Батуринском саду, где теперь усадьба помещика надв. Сов. Акарблем. Икона эта помещена в южной части храма в деревянном киоте, украшенном резьбою с позолотой в приличных местах. Местные и окрестные жители оказывают глубоко благоговейное почитание к этой иконе. Величина ее в высоту аршин с четвертью, в ширину один аршин.

Церковь состоит в VI классе.

III. Храм введения Богородицы был домовым генерального судьи, знаменитого Кочубея; потом был приходским. В 1778 г., по желанию графа Разумовского, перенесен он на другую сторону р. Сейма, для поселенцев Митиевки и Городищечка, и здесь освящен в честь Иоанна Богослова; храм из дубового леса, прочный и поныне. На чаше надпись: «сию чашу соорудил Феодор Кочубей». Тем же Кочубеем слит был коколоко с означением имени и фамилии его. Но колокол недавно разбился и заменен другим.

Батуринцы видели много черных и ясных дней. По вызову Остряницы и Павлюка они бились за свободу веры и быта своего с ляхами; отрубленные головы старшин отважного Павлюка выставлены были по городам, в том числе и в Батурине[7]. Затем паны несколько лет дрались между собой, кому владеть Батуриным. Вот в 1648 г. по вызову Хмельницкого, казаки и стенавшие подданные ляхов напали на ляхов, скрывшихся в Батуринском замке и вырезала их[8]. Мартын Небаба в продолжение 1648 и 1649 г. назывался полковником то батуринским, то борзенским[9]. В ноябре 1663 г. заключены в Батурине договорные статьи украинцев с царем православным[10]. Демян Игнатович избрал Батурин местом пребывания гетмана. Но здесь же в 1672 г. заговорщики ночью заковали его в цепы и отправили в Москву[11]. Брюховецкий, Самуйлович и Мазепа жили в Батурине. В 1701 г. москвич писал о Батурине: «тут целый полк стрельцов живут; и гетман ведь стрельцами то и держится, а то бы его хохлы давно уходили, да стрельцов боятся, да он их и жалует безпрестанно из кормов, а без них пяди не ступить»[12]. Ловкий Мазепа скоро потом нашел себе другую охранную стражу. Она составилась у него из трех сердюцких полков, одного жолдацкого и одного компанейцев. Батурин был значительно укреплен; в нем заготовлены значительные запасы для войска. Построен богатый дворец. Мазепа стал жить пышно, как владетельный князь[13]. Гордость его сильно оскорблялась бесцеремонным обхождением Петра. И он, давно задумав быть польским князем, решился стать на стороне Карла. Защиту Батурина поручил он полковнику Чечелю и есаулу Кенигсеку; а сам окт. 23 1708 г. выступил с несколькими отрядами на соединение с Карлом. Петр I, узнав об измене Мазепы, отправил Меньшикова с войском, чтобы захватить Батурин. Ноября 1 войско подошло к городу. Еще прежде того послан был Андрей Маркович предложить Батурину, чтобы сдался добровольно: но переговоры не привели к цели и Маркович едва не был изрублен. Киевский воевода кн. Дим. Мих. Голицин отправился уговаривать казаков; но и его проводили с берега Сейма угрозою и потом пулями. Вечером того же дня явились в лагерь Меньшикова несколько казаков с просьбою дать им три дня на размышление. Конечно они надеялись получить к тому времени помощь Мазеп и шведов. Меньшиков отдал приказ штурмовать город. Ноября 3-го рано утром закипел бой; русские были отбиты;  Меньшиков возобновлял бой, но безуспешно: гарнизон защищался отчаянно, рвы наполнены были убитыми и за валами поле усеяно было трупами. Меньшиков, не видя возможности взять Батурин, отступил за р. Сейм и намерен был удалиться. Но полковник прилуцкого полка Нос ночью послал старшего Соломаху сказать, чтобы приступ сделан был к тому месту, где Нос будет сидеть на пушке; приступ, сказано было, будет удачен, от того, что сердюки, празднуя свою победу, целую ночь пропьянствуют и не будут в состоянии защищаться. Ночью возобновлен приступ, началась беспощадная битва, дорого стоившая обеим сторонам. Чечел и Кенигсек с несколькими казаками взяты были в плен, 315 пушек достались победителям; царь писал, что если крепость не столько тверда, чтобы в ней можно было держаться против шведов, то сжечь ее, а пушки доставить в Глухов. Меньшиков предал огню и крепость и огромный хлебный магазин; а предместье сожжено было еще прежде самими казаками[14].

В 1736 г. показывали в Батурине казаков 74 и посполитых 205; в 1748 г. 209 семей казачьих; в 1764 г. – 115 выборных, 498 подпомощников и 1314 владельческих поселенцев, всего 1927. После того Разумовский часть подданных своих переселил из Батурина в другие места.

Число прихожан: Воскресенской ц. в 1810 г. 598 м. 590 ж., в 1830 г. 675 м. 650 ж., в 1850 г. 704 м. 867 ж., в 1860 г. 736 м. 904 м. Троицкой церкви в 1790 г. 320 м. 310 ж. Николаевской ц. в 1790 г. 280 м. 282 ж. Покровской ц. в 1790 г. 605 м. 615 ж., в 1810 г. 626 м. 644 ж., в 1830 г. 530 м. 527 ж., в 1850 г. 525 м. 502 ж., в 1860 г. 536 м. 555 ж. Богословской ц. в 1790 г. 205 м. 212 ж., в 1810 г. 227 м. 229 ж., в 1830 г. 311 м. 346 ж., в 1850 г. 230 м. 337 ж., в 1860 г. 334 м. 351 ж. Итого: в 1790 г. 1410 м. 1409 ж., в 1810 г. 145 м. 1460 ж., в 1830 г. 1512 м. 1580 ж., в 1850 г. 1569 м. 1706 ж., в 1860 г. 1606 м. 1810 ж.

Способ жизни для жителей Батурина, кроме хлебопашества, торговля и довольно значительная. Земли в Батурине 7843 дес.; каждую зиму отправляются из Батурина в Белоруссию значительные количества хлеба. В Батурине есть лавки: кроме бакалейных товаров особенно много продается черного товара – дегтя, сала, веревок и пр. торг бывает каждое утро. Большая дорога, проходящая через Батурин, не маловажную доставляет выгоду торговцам и содержателям постоялых домов. Ярмарки Батурина, выгодные для жителей его, благодетельны для окрестных сел – они оживляют сельское хозяйство. Их бывает пять в году: 1) Николаевская – 9 мая, 2) Маккавейская, 3) Дмитриевская – 26 октября, 4) скотная на второй неделе великого поста и 5) похвальная – на пятой неделе великого поста. На Димитриевой продается товаров на 9500 р. На Николаевской и Алексеевской, на 9000 руб. на каждой, на похвалинской на 8000 р.

Батуринцы удержали по крайне мере при одном своем храме благотворительное заведение, столько любимое предками: при Воскресенском храме есть шпиталь – богадельня, в которой призреваются от 5 до 6 бедняков. Нельзя не поблагодарить Господа и за то, что устроенная графом Разумовским больница поддерживается местечком, хотя имение графа поступило в казну.

У батуринцев есть разные поверья и предрассудки, частью общие с окрестными жителями, на прим. о существовании ведьм и вовкулак, о хождении мертвецов. В Батурине говорят: «кит облизуется, гости будут. – Ключей класть на стол не годится, бо будешь забуваться. – Не годитця ложкою ляпать, бо зубы будуть болить. – Не годитця исти у двоих одною ложкою, щоб не посердились. – Не треба утиратця настильником, щоб люде не гудили. – Як умре хто да дивитця одним оком, дак ище хтось умре. – Як хтось по одной колии иде, у того мати вмре». В иных из этих поговорок нельзя не заметить мыслей осмотрительности хозяйственной, одетых юмором религиозным.


[1] Ригельман 1, 24. Летоп. Белозерского стр. 54. 55.

[2] Белозерский стр. 55.

[3] Маркевич V, 236. Balinsky staroz. polska 11, 498.

[4] Записки о. Леонтия в Черниг. листке 1862 г. № 4.

[5] Черниг. вед. 1852 г. № 2. По акту кафедры в 1729 г. «двор з будованим строеньем и з садом без горожи в предмести города Батурина стоячий» у ступлен кафедре. В это время и именно с 1726 г. Батурин принадлежал уже Меньшикову.

[6] Соч. св. Димитрия Ростовского часть 1, стр. 352. Из батуринских протопопов известен Иоанн Джунковский, тем, что в 1733 г. на него жаловались священники конотопской протопопии за притеснения. См. о Поповке.

[7] Универсал Остряницы;  Маркевича ист. 1, 133. 135. Б. Каменского 1, 212. 214.

[8] Ригельман 1, 117.

[9] Акты юго-зап. Рос. 111, 357. 358. 360. 46. 103. 119. Городские поселения, Спб. 1865 стр. 403 говорят неправду.

[10] Белозерского лет. 33. 55. 75. Ригельман 11, 62. 64–71. Летоп. Самовидца 43.

[11] Ригельман 11, 113. 125. Южнорус. лет. 33. 80. К. 1856. Б. Каменского 11, 134–136.

[12] Записка о Леонтия в Черниг. листке 1862 г. № 4.

[13] Б. Каменский III. пр. 126.

[14] Летоп. Самовидца 94. Ригельман III, 35. 44. 64. Маркевич 2, 473. Соловьева XV, 339–341. Сл. о Бахмаче, Митченках и Красном.