1857 год. Из Историко-статистического описания Харьковской епархии
По правом берегу Айдара тянутся гряды гор, прерывисто каменистых и меловых, кой где и поныне покрытых лесом, а левый берег отлогий, с прекрасными лугами и хлебородной почвой. Однако первые поселенцы осиновой и хуторов ее: Рогова, Писаревки и других,[1] переселились на правом берегу Айдары, под прикрытием гор, лесов и вод. Это одно показывает, что Осиновая населена черкасами не позже, как в конце XVII столетия, тогда как столько страшны были ногайцы и крымцы. О том, что она была в составе поселений Острогожского казачьего полка, мы уже сказали. Поныне еще видны в ней следы валов и рвов – остатки бывшей крепости, и по старым актам она называется городком осиновым и сотенным местечком. Еще прежде, чем явились здесь черкасы, уже существовал здесь Осиновый острог: «Лета 7152 Нояб. 20 (1643 г.) по Государеву Цареву и В. К. Михаила Федоровича всея России указу Усердским станичным головам, ездоком и вожем, ездити одною дорогод вниз по р. сосоне к Дону, а другою до осинова острогу; а перезжати им Калмиускую дорогу». Так говорит Московсконе распоряжение. Этого острога не следует искать, как ищут иные, на р. Осколе, там, где слобода Ново-осиновая,[2] иначе Усердские станичники, спускаясь вниз по Осколу, нигде бы не видали Калмиусской дороги, которая перебрасывалась чрез Донец близ устья р. боровой. Этот осиновый острог был именно на Айдаре, там, где местность удержала название Осиновой и по поселении черкасов. Только этот острог был верстою ниже Черкасского городка по р. Айдару и находился на крутой, едва доступной горе. На его-то месте жил и подвизался раб Божий Димитрий Горский.
Ныне в Осиновой два храма – Успенский и Вознесенский. Был ли храм в Московском Осиновом острожке – неизвестно. Первый Успенский храм в Черкасском городке без сомнения был современен городку и конечно был деревянный: так бывало у Черкасов везде. Не позже средины XVIII столетия построен был здесь уже каменный Успенский храм с тремя приделами. На это указывает, как увидим, надпись на Евангелии храма. Храмозданная грамота 1791 года, данная Преосвященным Иннокентием Воронежским, говорит: «По прошению Беловодского округа слободы Осиновой Успенские церкви приходских людей, благословляем мы означенную Успенскую церковь, за ее повреждением в фундаменте и стенах и склонностью к падению, разобрать, а на том же месте, на левую сторону с прибавкою места, в то же самое наименование - настоящую в честь Успения Божией Матери, с двумя приделами Св. Архистратига Михаила и Св. Нтколая Чудотворца, каменным же зданием вновь построить; а третий придел, имеющийся в правой стороне, во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, до сооружения новой церкви, оставить для служения». Перестроенный храм освящён был, по грамоте Христофора Епископа Харьковского, в 1802 году. В нынешнем виде храм этот изумляет смелостью своей постройки: громадный купол его опирается только на стенах, но ни одного столба нет в храме.
Книги Успенского храма: Евангелие, Киевской печати 1697 года, с надписью: «1754 года месяца июля 16 дня, сия книга – Воронежской епархии Острогожского полку Бахмутского Заказа, слободы Осиновой Луки, что на реке Айдаре, церкви собора Архистратига Михаила; куплена Изюмского полку у Тихона Купянского крамаря за церковные деньги, ценою за 20 рублей, прежними годами; в том, верности ради, подписал Осиновский Священник Пётр, Григорьев сын, Вертоловский». Слова: «прежними годами» показывают, что 1754 год был только годом надписи, а покупка книги принадлежала к прежним годам.
б) Минеи служебные в 12 книгах, М. п. 1747 года; Служебник, Черниговской печати 1747 года; Требник, М. п. 1750 года; Устав, Московской печати 1752 года.
Вознесенский деревянный храм построен в 1789 году на место прежнего обветшалого; так говорит храмозданная грамота. Прежний храм, по преданию, строен был заботливостью Священника Успенской церкви Семена Войтова, перешедшего в новый сей приход. Нынешний храм, по ветхости его, с 1848 года запечатан и в 1851 году перестраивается..
Книги храма: Служебник, Киевской печати 1734 года; Цветная Триодь, Московской печати 1759 года.
Бедствия прихожан:
а) Голод 1833 года, какого не помнили старики; б) холера, от которой в 1831 году умерло в Успенском приходе 20 человек, в Вознесенском 36; в 1848 году с июня по август в 1-м приходе умерло 119, во втором – 67 человек; в) цинга 1849 года, похитившая в Вознесенском приходе 26 муж., 64 жен.; в Успенском 30 муж., 50 жен.
Пример благочестия – прихожанки: помещица, вдова Анна Еманова, и дочь ея Евдокия. Не случалось заметить, чтобы пропускали они общественную молитву; часто ходили на поклонение святым местам в Киев и в разные обители; милосерды к бедным. Мать скончалась 7 января 1849 года, дочь продолжает вести самую уединённую жизнь, в посте и молитве.
[1] Рогов с 400 душами и Писаревки с 300 душами поныне остаются на своих местах, но другие переселены в слободы. Хутора по р. Камянке: Камянка, Донцовка, Плотина ныне Ново-Россошь, с 1791-1820 гг. преобразовались сами в слободы.
[2] Беляев, «О сторожевой службе», в прим. стр. 77. Чертеж городов и сторожей степной Украйны.