Старобільський повіт

Черниговка

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

            Черниговка – на реке Койсуге. Татарское название речки, означающее овечий поток, дает видеть о кочевании татар в здешних местах с своими стадами.

            Гильденштедт, в своём путешествии по югу, 1774 году, писал: «за 10 лет, на этом потоке, Койсуге, поселились три слободы беглых раскольников, которые возвратились из Польши. Эти слободы в простонародьи называются Верхняя, Средняя и Нижняя сотня, а по бумагам Верхняя называется Черниговкою, Средняя – Лашиновкою, а имя третей (Богдановка) мне не сказали. Они заключают до 300 семей и состоят в Валуйском уезде Воронежской губернии. Прежде чем привыкли они к климату и воде, очень многие из них померли».[1] Прибавим к этому более точные местные сведения о первоначальных поселенцах.

            Первыми поселенцами здешних мест были Моисей и Степан Щигловы, малорусы Черниговской губернии, с которыми прибыли и раскольники Стародубцы: имя Степана Щиглова осталось в Черкасской деревне Степановке, или Щигловке, что на левом берегу Айдара, а имя Моисея Черниговца осталось за Черниговкой. К первым этим поселенцам почти тогда же присоединились русские из Воронежской губернии, но православные; различие в деле веры было причиной того, что раскольники, по обыкновенной своей фарисейской гордости, не захотели жить вместе с православными: они поселились на западном берегу реки Койсуга, а православные – на восточной стороне. Так как раскольников явилось здесь более, чем православных; то первые и успели прежде построить себе часовню; православные же состояли в ведении священников слободы Петропавловки, которая отстоит от Черниговки в 17 верстах. При такой близости соблазнов раскола и при такой отдалённости от Священников, православные справедливо опасались вреда для детей своих со стороны раскола, почему решились в 1808 году устроить себе храм; Преосвященный Епифаний Воронежский, преподав благословение на построение храма, прислал им Священника, Симеона Павлова, который исправлял домашнее богослужение до 1814 года. Священник Павлов, хотя был добрый человек, но был неучёный и не мог силою слова охранять паству от близких волков; потому он переведен был в другое место, а в Черниговку прислан учительный священник, Леонтий Бедин, храм освящён во имя святой Тройцы.

            Ученики Стародубцев слишком привыкли к разврату ума и сердца, и потому не только далеки были от того, чтобы обратиться на путь святой, чистой веры, но настойчиво распространяли свои заблуждения и между другими. Потому Бедину много надобно было бороться с разными опасностями; иные из раскольников то присоединялись к святой Церкви, то опять ходили в раскольничью часовню. Епархиальное начальство употребляло сильные меры к ослаблению раскола, присылало Бедину секретные и открытые наставления; в 1837 году открыт был храм в соседней деревне Лашиновке, бывшей в приходе Черниговском и где раскол был ещё более в силе, чем в Черниговке; раскол упорен и по временам обнаруживал даже наглости. Но войдя в сношение с гражданским начальством, епархиальное начальство предписало Благочинному, Протоиерею Чернякову, употребить все старание об обращении суеверов к истине и утверждению слабых в добрых намерениях. Это не оставалось без плода. В 1841 году обратились к единоверию 219 душ и тем кончилось существование раскола в Черниговке.

            От холеры 1848 года умерло в Черниговском приходе до 213 человек.

            Замечательные книги в храме: Минеи служебные, Московской печати 1704-1705 годов; Триодь постная, Московской печати 1728 года; Цветная, Московской печати 1710 года.

            Земли при Черниговском храме 49½ десятин, а при Лашиновском – 49 десятин.


[1] Reise durch Russland. Th. 2, S.274. Petersb. 1791 г.