Нежинский уезд

Монастырище

Местечко на дороге из Чернигова в Полтаву, на южной границе губернии, в 35 вер. от Нежина и в 12 от Лосиновки, на правом берегу Удая.

На острову Удая, в пол версте от местечка, по ныне видна земляная крепость, возобновлявшаяся, едва ли не в последний раз, при Самойловиче. В 1634 г. Монастырище принадлежало кн. Иеремии Курибуту Вишневецкому, а по уряду гетманщины было сотенным местечком прилуцкого полка[1].

Вот что говорит народная память о судьбе Монастырища:

Когда носилось над украйною горе общее для всех, когда русский народ страдал от набегов татар: несколько казаков из прилуки поселились на острову р. Удая, на северо-восточной стороне нынешнего монастырища. Насыпав земляной вал, они поставили в средине его церкви в честь рождества Богородицы, а вблизи слепили себе плетневые хаты и это место стали звать Монастырищем. Было ли это место памятником существовавшего когда-то монастыря или оно названо теперь Монастырищем, по уединенному положению? Не известно. Как бы то ни было: татары нашли казаков и в монастыре. Казаки долго отбивались от хищников. Татары насыпали плотину и по ней ворвались в монастырь; храм был ограблен и несколько казаков взято в плен. Пять или шесть хат после разорения татарского носили название монастыря. Прошло несколько лет и монастырь опять заселился. Опасность новых набегов заставила поставить сторожевых казаков на юге от Монастырища; сторожевые курганы их еще целы. – В одно время, вскоре после праздника рождества Богородицы, сторожевые дали знать о приближении татар. Жители, бывшие большею частью на полях, бросились в свой монастырь и поспешили уничтожить плотину, соединявшую остров с сухою землею. Татары, переправясь через Удай напали на монастырь со стороны, откуда не ожидали их. Мужество казаков было сломлено множеством татар и в другой раз монастырский город был ограблен и разорен, много жен и дев уведено в плен. «Нехай гетьману Богдану Бог даст царство свитле, як вин нашу гетьманщину збавив вид гиркой кары татарыв! В дидыв наших бул гетман дуже добрый, мов ридный батенько, да немало був и розумный, видав гетьманство руському царю. Без того мы мо и теперь терпелы вражу муку». Так говорят теперь старики[2]. Этот отзыв дает видеть, что второе нападение татар было в то время гетманства, как монастырь был во власти польского магната, не очень заботившегося об участи подвластных. Казаки Монастырища не даром молятся за батька Богдана. – При нем ляхи готовы были истребить монастырь, тогда как после второго погрома татарского многие поселялись уже на правом берегу Удая. В 1653 г. Полковник Богун послан был с 4000 казаков против Чарнецкого; осторожный Богун, узнав, что у Чарнецкого более 15000 войска. Скрылся в Монастырище и дал знать Хмельницкому о своей опасности. Чарнецкий осадил Богуна в Монастырище. Он не раз покушался подавить казаков в слабом укреплении, но до 5000 ляхов легло у Монастырища. – Крепость была зажжена: но Богун ускользнул из укрепления и вместе с батьком Хмельницким явился в тылу ляхов. Чарнецкий, сильно раненый бежал со всем своим войском без оглядки[3]. Предание народа помнить и о третьем печальном разорении Монастырища. По его рассказу оно было не легче прежних[4]. Это разорение известно и по памятникам письменным. В 1664 г. свирепый Чарнецкий разорил Монастырище до основания; жители его частью перерезаны, частью отданы татарам и это только за то, что защищали свободу свою против безумного своеволия ляхов[5].

Древний храм рождества Богородицы перенесен с острова в местечко, на полтавскую дорогу, уже в 1831 г. и освящен здесь в 1833 г. Из трех евангелий его одно м. п. 1745 г.

Другой храм в Монастырище в честь Архист. Михаила. Он стоит на правом, возвышенном, берегу Удая, и основался здесь с того времени, как монастырцы стали переселяться с острова на открытый берег Удая. В архиве храма указы начинаются с 1722 г. апостол львов. п. 1696 г.

В киоте под сербр. позлащенною ризою Иверская икона Божией матери, окруженная изображениями пророков и событиями Спасителя. Вверху надпись: и протетиса ту иверу. Внизу написано: «1742 г. июн. 20 д. изображен св. образ коштом преосвященного архиепископа Иоанна Моглянскаго, о спасении души своей». У образа привеска с надписью: «сия икона иверския Богоматери отдана в парафиальную монастырецкую церковь св. Архистр. Михаила от дому князя Алексия Николаевича Саадеиева, который родился 1720 мар. 8 а умер 1785 генв. 8 д.».

Третий храм Монастырища в честь св. вм. Варвары. Он прежде стоял около михайловского храма, быв теплым. Здесь евангелие к. п. 1733 г. с надписью: «належить до храма св. Варвары кладьбищнаго, построеннаго 1792 г.

ЧИСЛО ПРИХОЖАН

 

1750

1770

1790

1810

1830

1850

1860

 

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

Богородичной ц.

718

685

750

760

800

830

846

904

895

956

960

992

986

1070

Михайловской ц.

645

640

682

680

735

730

788

779

837

848

870

884

886

980

 

1363

 

1432

 

1535

 

1634

 

1732

 

1830

 

1872

2050

У монастырцев много прекрасной земли; лишний хлеб продают они в Нежине и Ичне. На близкой степи выкармливается добрый скот. Некоторые ездят на Дон за рыбою и в Крым за солью, продавая до и другое с выгодою. Торг – в субботу, ярмарка – мая 9 и сент. 8 д.



[1] Шафонский 1, 435. 447. Маркевич 1, 135. По царской грам. 1686 г. города Прилуцкого полка: – Монастырище, Ичня, Красное, Корибутов, Городище. Ак. 3, Р. 4, 430.

[2] Черниг. ведом. 1854 г. № 43.

[3] Величко 1, 128–131. Записки Марковича 1, 514. Niesieckiego korona polska 1, 342.

[4] Черниг. ведом. 1854 г. № 43.

[5] Летоп. Самовидца стр. 42.