1857 год. Из "Историко-статистического описания харьковской епархии"
Близ нынешней слободы есть урочище, которое поныне называется городком. Множество ям, служивших, вероятно, погребами для пороха и имущества, подтверждает верность предания о бывшем здесь городке. Этот городок построен был также Донцами, для противодействия вторжению крымцев в Россию. Он назывался Трёхизбянском от того, что прежде, чем приступили донцы к построению городка, они нашли здесь три избы, построенные вероятно промышленниками – рыболовами и звероловами. В Чугуевской переписке 1691 г. Трёхизбянск называется Новым городком. Это название показывает, что Трёхизбянск основался около 1680 г. В последствии, Донец бурными разливами вынудил жителей городка удалиться от беспокойного соседа на версту и здесь основать слободу.
Первый храм Трёхизбянского городка, посвящённый славе Покрова Богоматери, перенесён был со старого на новое место Трёхизбянска. В 1772 г., по благословлению Тихона Воронежского, освящён был новый храм, который существует и поныне. В 1820 г. Необычайное разлитие Донца затопило более половины слободы и храм. Посему возвышен каменный фундамент храма, возобновлён иконостас и починены другие ветхости. Ризница и утварь храма до 1773 года, когда священник Тимофей Павлов, были очень бедны – сосуды и кресты были оловянные, ризница тяжинная. Усердный и благоговейный священник употребил все старания для приведения храма в приличное благолепие и столько успел, что разница, как показывает опись 1808 г., стала по тогдашнему времени образцовою. И доселе целы ризы и воздухи, шитые собственною рукою священника. По его старанию отведено для церкви 76 десятин земли.
Тому же священнику местная церковь одолжена сильным ослаблением раскола, который дотоле господствовал в приходе. Он успел весьма многих возвратить с пути заблуждений на путь спасительной истины. Подвиги его удостоены были защитою личности его. Однажды отправился он в хутор для исправления треб; один из фанатиков раскола, озлобленный успехами пастыря в обращении суеверов к святой вере, засел на дороге в закрытом месте, с ружьём, с решимостью убить священника. Когда священник, на обратном пути из хутора в слободу, ехал мимо места, где сидел исступленный раскольник, последний три раза спускал курок ружья, но столько же раз ружьё осекалось и изменяло злодею; священник проехал цел и невредим. Поражённый тем, раскольник на другой день явился к священнику и сам рассказал о своём злодейском замысле, так чудно разрушенном. Священник простил его и скончался 1792 г.
В 1826 г. В Трёхизбянском приходе было 58 раскольников. В 1842 г. Обратилось к православию 18 человек, а в 1844 г. 3 человека. Ныне остаётся в Трёхизбянске до 70 суеверов.
Число чад православия: в 1800 г. 1245 муж., 1283 жен.; в 1810 г. 1072 муж., 1113 жен.; в 1830 г. 1485 муж., 1505 жен.; в 1850 г. 1578 муж., 1735 жен. пола.
Приход по новому штату – 4 класса.
По Чугуевской переписи видим, что в 1691 г. орда нападала на Трёхизбянск и не смотря на взятые наперёд предосторожности, захватила нескольких в плен. Сентября 10 в новом городке Трёхизбянске уже знали, что «идёт орда с Крымской стороны Донца вверх многим собранием». В ноябре Маяцкий приказный передал в Чугуев следующее известие донского казака Михайла: «был он, Михайла, в Боровском городке, Нояб.10, и ведомо Боровским козакам учинилось из Митякина городка, что Татарове перешли Донец с Крымской на Нагайскую сторону с урочища городка Митякина, по смете до 600, и переходили в трёх местах. Да он же в Сухареве слышал от Козаков, что те воинские люди были на Трёхизбянском городке и взяли 5 человек козаков».
Нет сомнения, что подобные несчастия много раз случались с жителями Трёхизбянска.
Для охранения края от Крымских хищников, в 1715 г. По царскому указу большая часть служивых людей г. Салтова перешла в Трёхизбянск, где получила 20 000 десятин земли.
В 1788 г. Трёхизбянские козаки участвовали во взятии Очакова.
В 1795 г., по предложению начальства, весьма многие из Трёхизбянцев переселились на р. Кубань, с званием казаков, тогда как оставшиеся обращены были в однодворцев. Около того же времени на место удалившихся явились в Трехизбянск новые поселенцы из губерний Курской и Воронежской, доселе отличающиеся от старожилов и наречием, и одеждою, и образом жизни.
Холера 1847 года была так свирепа в Трехизбянске, с 29 июня по 1 августа, что умирало в сутки от 3-х до 15 человек; всех умерших от холеры было тогда до 360 человек. В 1848 году умерло от неё 193 человека.
Неурожай 1848 года увеличил бедствия. Недостаток корма для скота разорил многие семейства. Не только солома была чрезвычайно дорога, но даже за воз навоза платили до 1 рубля 40 копеек серебром. Зима этого года известна в простом народе под именем драной, так как соломенные крыши сняты, содраны были с амбаров, сараев, хлевов и домов. К довершению горя – скот, стоивший стольких забот, а для иных и значительно капитала, весною пал.
От цинги умерло в Трехизбянске до 17 человек; но страдавших ею было очень много, и продолжительность страдания истощила больных до крайней степени.
Церковной земли во владении причта 66 десятин.