1828 год. О раскольниках

ПИСЬМО АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ К ХАРЬКОВСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ М.К. ГРИБОВСКОМУ ОТ 17 МАРТА 1828 г.

Ваше Превосходительство!

Милостивый Государь!

Старобельского уезда, заштатного Города Беловодска, Соборной Троицкой церкви Благочинный Протоиерей Алексий Черняков рапортом мне донес, что сего 1828 Года февраля 1-го дня, Беловодской военно-конно-заводской волости, заштатного Города Беловодска, крестьянин Староста Илия Мелокостный и крестьяне Аким Шкуратяный и Роман Кроленко, словесно его известили, что того же числа, в полночную пору, по объявлению Беловодского крестьянина Димитрия Луганского, 20 человек обоего пола, тайно собравшихся в доме крестьянина Клима Шевченка, для какого-то богомолья, забраны в ратушу под сомнением, не состоят ли в какой-либо Секте, и для того от имени общества помянутый Староста и Крестьяне просили его Благочинного тем, забранным в ратушу богомольцам сделать увещание, посредством которого можно было бы дознать, в чем их богомолие состоит и нет ли в том чего-либо противного церкви Божией. По таковому общества приглашению, он Благочинный, 4-го числа в ратуше в присутствии Беловодской волости Смотрителя 8-го класса и Кавалера Алексия Солецкого, делал увещание, но за кратким временем, мало успел в открытии тайны их Богослужения, просил Смотрителя на увещание прислать их к нему, Благочинному в дом, почему на другой день и присланы были 50 душ обоего пола, кои наконец, бывши убеждены его увещанием, признались, что они принадлежат к Секте Малаканства, глава сей Секты, Города Старобельска, Хутора Лисанева Экономический Крестьянин Сергей Ласкутов. Сей выдавая себя за некоторого Пророка с товарищем своим Григорием Жуковым и с сотрудницами: Евдокиею Михайловою и Параскевиею Сергеевою, мнимыми же пророчицами, обольстили их под лживыми видами благочестия, вступить в их секту, уверив их, что в ней только единой можно обрести телу очищение, а душе спасение, просветить ум истинным Богопознанием, напитать сердце чистотою и совершенною Святостию, состоящею в том особенно, чтобы брачным мужу и жене, не жить как брачным, не есть мяса, не есть сала, не пить вина, не ходить на свадебные пиры и злого духа не поминать, не брачным же оставаться навсегда в девственности. Под сими то условиями они вступили в Малаканскую Секту, приняли на то присягу, клялись пред иконою Божией Матери и крестом, что они вступив в Малаканское вероисповедание, о том, что в нем увидят, услышат и познают, не дерзнут ни сказать, ни открыть, ни поведать ни Отцу, ни Матери, ни родственникам, ни Священникам, ни Государю, ни начальникам, хотя бы за то случилось и пострадать — под страхом, что, буде кто-либо объявит, в то же время накажется, исчезнет. По принятии присяги, принимают какое-то крещение, даются каждому поступающему вновь в Малаканскую Секту восковые свечи, потом начальником своим ведены бывают во круг от северной стороны к западной троекратно с пением ими самими изложенным. Собрания у них столько бывают сокрыты и потаенны, что о том и ближайшие родственники не знают, ибо всегда бывают ночью под великие праздники и воскресные дни и производятся до благовеста к заутрени. У них свои догматы, свои таинства, свои песнопения, так называемые псалмы. Между ими найдены две скопленика Ларион Игнатенко и Лонгин Луганский, кои скоплены  Мещанином Григорием Ларионовым. Затем, когда уже работы их, так называемые от них, работами спасения, состоящие в плясках, скачках и кружениях с песнопениями кончатся, один из мнимых Пророков или Пророчиц, становятся под самыми иконами, телом к иконам, а Сектанты и Сектанши, каждый и каждая приступая к ним по очереди с видом благоговения, повергнув себя пред ними на колена, долженствуют воздавать им честь приличную единому Богу, каков-то: крестятся пред ними и доземные делают поклонения, а они якобы приняв в себя Духа Святого и почасту помовая на поклонников платком, что-то к ним пророчествуют, и что в сие время ни говорят, заверяют, что то не они говорят, а устами их говорит сам Дух Святой, наполняющий их. Также совершают иногда и таинство причащения таким образом: наливают воду в таз посреди комнаты, полагают на нем медный крест, поют во образ освящения воды тропарь во Иордане, затем каждому той воды дают по ложке и все припевают: тело Христово. Они же по приказанию лжеучителей ходят и в церковь и исповедываются и приобщаются в великий пост Святых Таин, но только для того, чтобы Священниками и обществом не быть подозреваемыми, в прошлом же, о Святых таинствах православной церкви произносят в толкованиях своих злохулительный толк, сказывая, что то за тем Христово и Кровь из Просфор и вина в церкви преподаваемые Священниками, когда просфоры у них печет грешная жена, а вино давят и топчут ногами. Священник же прочитает над просфорами и вином какие-то молитвы и называют телом и кровию. О сем в особенности объявили заштатного Города Беловодска военно-конно-заводские крестьяне: девица Татиана Попковна и Слободы Поповки крестьянина Пантелеймона Безбородного дочь Девица Параскева да Ивана Бондаренка жена Ирина, которые несколько лет таясь в оной Секте и познавши буйство и мерзость её, добровольно отторглись от скопища и навсегда удалились. При сем он Благочинный представил и то, что следующие сей Секте, коего увещанию оказались наклонными к обращению, кроме их  лжеучителей и лжеучительниц, увещание же сие происходило с поспешествованием к благочестию и к церкви Божией военно-конно-заводской волости начальника Господина Смотрителя 8-го класса Алексия Солецкого, который кому следовало о сем происшествии довел до сведения.

 

В следствие сего донесения, на основании указов 1773 Марта 2-го и 1801 годов Апреля 17 числа, отношусь к Вашему Превосходительству на зависящее со стороны вашей по сему предмету распоряжение, а в рассуждении того, что Благочинный Черняков доносит о наклонности сих заблуждающих обратиться к православию, то на сей случай для увещания таковых и обращения к православной церкви отряжены Протоиереи: Михаил Трубяченский и оный Благочинный Алексий Черняков, с тем, чтобы они на основании вышеприведенных указов, действовали не иначе, как по требованиям гражданского правительства и вместе с чиновниками оного, кои для сего будут назначены.

 

С истинным к Вашему Превосходительству почтением и преданностью имею честь быть

Вашего Превосходительства,

Милостивого Государя,

Покорнейший слуга и Богомолец

Виталий Епископ Слободско-украинский и Харьковский

ГАХО Ф.3, оп.78,  ед.хр.216, лл.3-6.

 

РАПОРТ №  2708 ОТ 13 ИЮНЯ 1828 г. ИЗ СТАРОБЕЛЬСКОГО ЗЕМСКОГО СУДА К ХАРЬКОВСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ.

 

Предложением, Ваше Превосходительство, полученным № 36 сем суде 31-го числа мая, с № 154-м последовавшим предписанием господина Министра внутренних дел, изволили суду сему предписать о доставлении сведения, что оказалось последствию, относительно открывшейся в заштатном городе Беловодске малаканской секте. И если следствие о сем еще не окончено, то ускорить окончание оного.

За исполнение какового предложения, Вашему Превосходительству Суд сей сим почтеннейше доносит, что по произведенному Сим судом следствию, обще с депутатом со стороны военно-конно-заводских крестьян в заштатном городе Беловодске о малаканской секте открылось, что действительно состоят в таковой малаканской секте, заштатного города Беловодска и слободе Поповки и Бараниковки, военно-конно-заводских крестьян всего 49 душ, мужеска и женска пола, из коих некоторые, по собственным их показаниям, с давнего времени приняты в сию секту жившим в заштатном городе Беловодске города Старобельска экономическим крестьянином Сергеем Ласкутовым содержащемся ныне, с давнего времени, в Старобельской тюрьме, по особо производящемуся об нем в здешнем уездном суде делу, другие же военно-конно-заводские крестьяне также приняты в сию секту того же города Старобельска экономическим крестьянином Григорием Жуковым да девками того Сергея Ласкутова, Авдотьею Михайловою и Прасковьею Сергеевою, по склонению состоящей к Малаканской Секте, заштатного города Беловодска Коннозаводской крестьянки Ксении Третьяковой, но все сии Григорий Жуков, девки Авдотья Михайлова, Прасковья Сергеева и Ксения Третьякова в содержании ими в малаканской секте, в принятии в оную военно-конно-заводских крестьян, при допросах не сознались, а из Военно-конно-заводской крестьяне некоторые не меньшая часть учинимого знания, что они состояли в малаканской секте, которая состояла по их показаниям более в том, что они собираясь в ночное время, к кому-либо из сообщников и в доме тайно занимаются богомольем заключающемся в кружении с разными пениями и все поступившие в секту сию, не употребляют пищи мясной, не пьют вина, женатые же имеют своих жен вроде родных сестер, и с ними не имеют по супружеству должного союза, а холостые и незамужние не женятся и замуж не выходят, но из числа оговоренных по сему делу причастными к малаканской секте большая часть при допросах  в сем суде не учинили сознания в том, что они состоят в сей секте. А потому суд сей для изобличения их в том требовал от господина Беловодской военно-конно-заводской волости смотрителя 8-го класса Солецкого уведомления все ли оные конно-заводские крестьяне сознавались в содержании ими малаканской секты и не было ли при таковом их сознании кого-либо из сторонних людей, в следствие чего и получил суд сей, от оного господина Солецкого о сем уведомление минувшего мая 26-го числа по коему дело о сем предмете для доследования на месте при депутате, со стороны военно-конно-заводских крестьян поручается сего суда дворянскому заседателю Капитану Голодалинскому и когда от него по исследовании представлено будет, то обще с подсудимыми имеет быть отослано на решение в здешний уездный Суд, сверх сего Вашему Превосходительству суд сей доносит что во время произведения о сем судом сим Следствие при осмотре означенного Экономического Крестьянина Григория Жукова и конно-заводских крестьян Лариона Игнатенко, Ильевина Луганского. Оказалось что все они трое не имеют у себя детородных ядер по показаниям их уже более десяти лет коих якобы они лишались от разных болезней ими объясненными Игнатенко якобы без них родился но все они Жуков Игнатенко и Луганский в содержании малаканской секты при допросах в сем суде не признались почему оные впредь до окончания сего следствия отданы в городе Старобельске на поручительство а прочие все Конно-заводские крестьяне оставлены на местах их жительства тоже на поручительстве, причем суд сей сообщил Беловодскому Смотрителю Солецкому дабы за поведением тех конно-заводских крестьян учрежден был надлежащий полицейский надзор, впредь до окончания сего дела.

Дворянства Заседатель подпись

Секретарь подпись

 

Ф.3, оп.78, ед.хр.216, лл.9, 26.