Ямполь
Местечко при р. Студенке, в 26 верст. от Глухова и в 206 от Чернигова, на местности холмистой, в соседстве с Усками[1] и Палиевкою[2].
По местному преданию Ямполь прежде назывался Клином и уже лях Ян Сердюцкий, умножив поселение его, оставил на нем свое имя – Янова поля. В 3 вер. от Ямполя урочище Церковище не даром сохраняет поныне такое название. По преданию здесь был когда-то храм. При гетманщине Ямполь был владением гетманской булавы и сотенным местечком[3], но на время попадал в руки Менщикова[4]; хотя свободные земли царскими грамотами 1688 и 1703 г. отданы были Алексею Туранскому[5].
Ныне в Ямполе две церкви: деревянная Преображенская с приделами Покрова Богородицы и св. Николая и каменная во имя св. Георгия.
В древнее время, кроме преображенского храма, стоявшего на другом месте, а на нынешнем построенного в 1796 г., был особый храм Покрова Богородицы, с придельным в честь св. Варвары. Покровский храм сгорел в 1754 г. и, быв выстроен, вновь сгорел в 1754 г. и, быв выстроен, вновь сгорел в 1834 г. Памятником сего древнего храма служит просьба прихожан 1733 г. дозволить вдовому священнику их совершать служение.
Владимирская икона Божией Матери, с давних времен находившаяся в прежнем Покровском храме, а ныне чтимая в Преображенском, служит предметом особенного благоговения в народе. Из того же храма перешедшая местные иконы его, под серебреными ризами находятся в придельном Покровском.
Из 7 евангелий одно к. п. 1677 г.[6], два м. п. 1698 г. и одно м. 1709 г., все украшены серебром. Крест с подножием серебр. 1775 г. в 6 ф. Из 5 потиров один с надписью: «сия чаша 1783 г. старанием иерея Павла Пясецкаго с прихожанами до храму преображения Господня ямпольскаго, весу 3 ф. 8 золот».
Каменный храм в. м. Георгия построен 1822 –1826 г. усердием Ивана Николаевича Неплюева. Местная икона св. Георгия – под серебреною ризою. Евангелие м. п. 1757 г. в серебреном чеканном окладе.
В 1738 г. показывали в Ямполе 25 казаков, 3 подсуседка и 33 служителя; в 1770 г. 232 казака и 1167 владельческих поселенцев.
По церковным записям число прихожан.
|
1770 |
1790 |
1810 |
1830 |
1850 |
1860 |
||||||
Преображенск. |
731 |
728 |
752 |
748 |
775 |
776 |
809 |
819 |
848 |
886 |
862 |
1014 |
Георгиевской ц. |
570 |
552 |
589 |
580 |
610 |
606 |
630 |
640 |
654 |
690 |
682 |
732 |
Местные благочестивые обычаи: а) в случаях бедствия с владимирскою иконою Божией Матери выходят на площадь и здесь совершается молебствие с водоосвящением; б) после пасхи в первое воскресенье с крестным ходом выходят на зелень, где совершается водоосвящение; по окончании хода каждый хозяин на своей ниве предлагает хлеб соль; в) в д. вознесения Господня совершается крестный ход за 3 версты в урочище Ростов, иначе называемое Церковище и здесь на крынице совершается совящение воды.
Торги в Ямполе – в понедельник и пятницу.
Ярмарки – в день Георгия и на Покров.
[1] В 1748 г. Священник села Усок Григорий Адамович с прихожанами объявил Начальству следующее: «февр. 27, во время вечерни 12 летняя Евфимия осквернила церковь, испустив в притворе урину». Согласно с распоряжением Начальства 1744 г. храм освящен «по решительной книжице». Февр. 28 перед концем литургии козачка Евдокия Шрамченкова в притворе близ дверей осквернила храм месячным кровотечением. Храм освящен по той же книжице; а осквернители по распоряжению протоиерея, наказаны «цепным целоседмичным держанием». Д. Консист. 1718 г. В 1718 г. Усковские жители говорили: «уже шестьдесять лет деды, отцы и они владели лугом и поселение всегда было приписано «к Ямпольскому уезду». Судиенка 3, 290. См. стр. 483.
[2] Село Полеевка часть ямпольской волости, в письме 1718 г. Там же стр. 289. Шафонского Нам. 73–76. Маркевича 2, 367. Матер. Южн. Росс. стр. 41. Другой Ямполь был за Днепром, сотенное местечко Брацлавского полка. Ригельман 1, 152.
[3] Диаруш Ханенка 50–51.
[4] Грамоты в конторе владельцев Неплюевых.
[5] У Каратаева нет.
[6] У Каратаева нет.