Воскресенская церковь (А. Парамонов, А. Парийский)

Воскресенский храм расположен в северной части исторического центра г. Сум в пределах бывшей крепости. Он возведен на средства первого полковника и осадчего города Герасима Кондратьева в 1700–1702 гг. заменив деревянный выстроенный первыми поселенцами вскоре после основания города[1]. Храмы в приделах основного десятибашенного укрепления[2] располагались диагонально по линии северо-восток юго-запад и первая каменная постройка города со стройной, отдельно стоящей каменной башней-колокольней как бы замыкала эту перспективу, возвышаясь на стрелке мыса, у впадения рек Сума и Сумка в Псел, господствуя над широкими просторами заливных лугов и речных заплав. Ее острый, утонченный силуэт визуально воспринимался с большого расстояния, композиционно объединяя городскую застройку.

Храм принадлежит к числу наиболее совершенных памятников Слобожанской архитектурной школы. Он трехчастный с тремя ярусными башнями – верхами – средняя из них ранее имела высоту около 40 м без креста, – двухэтажный, с обширными подвалами, теплым нижним престолом во имя Андрея Первозванного – покровителя сына фундатора, Сумского полковника – А. Г. Кондратьева – и верхним престолом во имя Воскресения Христова. Здесь издавна хранилась особо чтимые иконы, принесенные из заднепровья первыми переселенцами с мощами Василия Великого, Григория Богослова, Варвары Великомученицы[3]. Образцом для возведения Воскресенской церкви послужил не только собор Белой Богородицы в Путивле[4]– предмет постоянной зависти сумчан но и не задолго до этого законченный Покровский храм в Харькове.

Размер Воскресенской церкви без притворов 27,4´12,5 м – сумма этих цифр видимо и составляла первоначально высоту центрального верха[5].

Внутренние размеры храма таковы: алтарь – 6,8´6,8 м; неф – 8´9,5 м; притвор-бабинец 6´7,1 м[6].

Нижнее помещение перекрыто полуциркульными сводами с распалубками, их высота в центральном отсеке 6 м, а верхнее двухъярусными куполами-банями. Внутренняя высота центрального верха до зенита сводов светового фонаря 26,4 м[7]. Высота боковых башен снаружи, без крестов около 29 м.

При возведении здания зодчим применено три вида саженей: простая – 152,7 см; нижегородская – 2,2 м. и великая косая – 250 см.

Все внутренние и наружные размеры храма кратны этим величинам либо их сумме. Такие же меры применены в Спасо-Преображенском соборе в Изюме – очевидно зодчие обоих храмов получили архитектурную подготовку у людей одного круга, видимо работая в России. Несомненно и наличие, пускай схематического, но все же чертежа бокового фасада церкви.

Декор Воскресенской церкви очень близок  зданию Черниговского Коллегиума. Здесь мы видим те же разнообразные фронтоны-кокошники с фигурным шаром-фиалой на профильном пьедестале, и аркатуру с архивольтами обработанными поребриком на фонарях боковых глав и фриз в завершении восьмерика центральной башни очень похожий на фриз основания башни-звонницы в Чернигове. Ранее, когда завершения Всесвятской церкви Коллегиума еще существовали, сходство деталей еще усиливалось наличием частей памятников, имевших близкий силуэт. Строителем Черниговского Коллегиума – здания, включившего в себя более древние части, в частности трапезную конца 60 - начало 70-х гг. XVII ст., предположительно называют московского зодчего, работавшего на Украине В. Д. Аксамитова[8]. Воскресенский храм строился в те же годы и имеет наряду со сходством и существенные отличия – это обработка углов четвериков пучками сдвоенных и строенных тонких полуколонок – некоторые из них имеют даже выложенные из кирпича подобия коринфских капителей; более тонкого профиля, с фигурной рамкой оконные обрамления; килевидные преспективные порталы верхнего храма с украшенными бегунцем капителями-импостами и перехватами-дыньками на колоннах[9] – последние, как и конические паруса–тромпы в интерьере всех трех башен выполнены под влиянием образца – Молченского собора в Путивле. Сходство деталей Воскресенского храма с надвратной церковью Свенского монастыря под Брянском, 1679 г., о которой писалось ранее гораздо больше, чем с Черниговским Коллегиумом.

Видимо зодчий работавший в Сумах был выходцем с Северщины, хотя и работал в Москве с В. Д. Аксамитовым.

Объемно-пространственная композиция храма в процессе строительства менялось несколько раз. Видимо первоначально планировалось возвести открытую галерею-гульбище с трех сторон на легких каменных опорах-столбах или тонкой стенке –аркаде высотой 6,6 м с единственной открытой лестницей с западной стороны – по образцу московских храмов того времени. Позднее очевидно по желанию заказчика, были выстроены три двухъярусных притвора как в северских деревянных храмах. К верхним порталам притворов вели три открытые лестницы на ползучих арках имевшие два или три всхода так план храма стал кресчатым.[10]

Зимой 1708 г., когда в ожидании летней компании в городе стояли русские войска во главе с Петром Великим и князем Меньшиковым, Воскресенский храм получает оборонные приспособления – каменные лестницы во втором ярусе разбираются, а взамен устраивается узкая внутренняя в южном притворе. По всему периметру храма устраивается деревянная стрелковая галерея, прерываемая лишь объемами южного и западного притворов, проходя сквозь них. Такие галереи ранее были возведены при строительстве стен и оборонных башен Спасского монастыря в Новгороде-Северском (1690 г.) и укреплений Киево-Печерской Лавры 1698-1701 гг.[11] Тогда же очевидно был прорыт и подземный ход к реке Суме из подвалов храма.

Восточная часть галереи была разобрана сразу по окончании Северной войны. Тогда же отстроили одну из каменных лестниц в верхний храм. Она примкнула к восточной стороне южного притвора и состояла из верхней площадки, опиравшейся на тройную аркаду и примыкавшей к ней каменной открытой лестницы на два всхода. Для нового входа пришлось устроить новый портал – он уже не перспективный, а решенный в характерных для Слободской Украины формах. Дверной проем шестигранный, как в деревянных храмах, обрамлен фигурными наличниками, профильной рамкой, полуколонками, поддерживающими карниз простого профиля. Эта лестница пришла в ветхость в конце XVIII ст. и была заменена новой закрытой у северо-западного угла храма.

Первая колокольня церкви была стройной каменной восьмигранной свечей с шатром, прорезными многочисленными «слухами» и заканчивавшейся главкой с перехватами. Она стояла к северу от храма на значительном удалении и, видимо, как и в Харьковской крепости, была ее основным наблюдательным пунктом. Один из планов города Сумы 1760-х годов сохранил ее примерное изображение – башня уже в то время стояла без завершения, очевидно оно обрушилось от прямого попадания молнии, сильно повредив нижележащие ярусы. Постройка так и не была восстановлена, в начале 40-х годов XVIII ст. возвели новую колокольню, примкнувшую торцом к южному притвору рядом с каменной лестницей. Новая колокольня, несколько испорченная перестройками, достояла до 1903 г. Размеры колокольни в плане были 7,5´10 м. Звоновой ярус состоял из квадратной части, перекрытой восьмигранным шатром с двенадцатью окошками-слухами и меньшей пристройки, свод которой опирался одной пятой на стену притвора. Вход на звоновой ярус был с галереи от наружного открытого восточного крыльца. Шатер колокольни с главкой достигал в высоту 28 м, т.е. был почти равным по высоте боковым башням храма. Во втором ярусе колокольни и промежуточном этаже притвора располагалась ризница и церковный архив, документы которого чудом уцелели, что позволило теперешнему настоятелю издать брошюру об истории храма, его прихожанах и жертвователях.

Вторая колокольня Воскресенской церкви имела наиболее богатый декор из всех шатровых колоколен Слободской Украины. Она в размерах и формах очень близка колокольне Архангельского собора Нижегородского кремля 1628 г. постройки. Видимо из Москвы через Нижний издавна уходили в поисках работы северские и слобожанские мастера, растекаясь по Поволжью и далее на север и восток.

Как отмечает опись 1824 г. «колокольня каменная, на ней колоколов 5: в первом – 52 пуда, во втором – 26 пудов, в третьем – 8 пудов, в четвертом – 4 пуда, в пятом – 2 пуда». В 1903 г., не смотря на протесты любителей старины, колокольня XVIII ст. пришедшая в ветхость была разобрана и заменена новой над северным входом в каменную церковную ограду 1811 г. подстройки.

Это сооружение, выстроенное в 1906 г. настолько удачно дополняет барочную архитектуру храма, что во многом восполнило утрату мощной вертикали первоначальной шатровой колокольни начала XVIII ст., единовременной ему.

Колокольня четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый в виде восьмигранной призмы. Он перекрыт шлемовидным куполом с декоративной главкой и двухъярусным фонарем. Декор верхнего восьмерика колокольни почти точно воспроизводит декор центрального верха Воскресенского храма, а обрамление арок третьего звонового яруса близки тем же деталям, разобранной колокольни 1740-х годов. Углы нижнего объема, как и в центральной башне храма подчеркнуты пучками строенных полуколонок, лишь изредка перебитых перехватами и импостами, придавая сооружению особую стройность. Декор размывает строгие формы архитектурного объема и с некоторых точек низ башни кажется шести или восьмигранным.

Когда в 1977 г. на площади рядом с Воскресенским храмом было намечено возведение комплекса областной администрации, только чудо спасло бесценный памятник от разрушения партийными функционерами. Но тогда усилиями патриотов родного города, обращениями В ЦК республики, личным участием писателей О. Гончара и М. Бажана храм удалось отстоять. В 1978 г. под руководством архитектора М. Н. Говденко произведена реставрация комплекса, восстановлены завершения храма и колокольни расчищен и восстановлен утраченный кирпичный декор. Впоследствии он несколько пострадал, когда на деньги прихода фасады храма были отштукатурены (вместо первоначальной известковой затирки) и окрашены в серо-зеленые тона. Однако на сегодняшний день сохранность кирпичного убранства памятника, как и в Преображенском соборе г. Изюма одна из лучших на Слободской Украине.



[1] После смерти Г. Кондратьева в 1701 г. строительство Воскресенского храма продолжил его сын сумской полковник Андрей Герасимович Кондратьев.

[2] Спасо-Преображенский Собор, Покровская и Воскресенская церкви.

[3] Все внутренне убранство храма и хранившиеся в нем реликвии утрачены в 1920-е годы.

[4] Храм Молченского монастыря.

[5] В течении трех столетий завершения, особенно центральное, неоднократно горели и восстанавливались, а в 1961 г., после второго закрытия храма вообще были сломаны – сейчас высота центральной главы меньше.

[6] Размеры здесь и далее взяты автором по опубликованным планам и частичным обмерам Д. Н. Яблонского, без ссылки на другие публикации.

[7] Сейчас, после реставрации 1978 г., с целью приспособления к музейным нуждам интерьер верхнего храма разделен на 2 этажа, до сих пор, несмотря на передачу общине в 2000 г., ему не возвращен первоначальный вид.

[8] Ю. С. Ассеев Стили в архитектуре Украины. – Киев – Будивельник, 1989 г. – С. 37

[9] Два из трех порталов были уничтожены и заменены окнами, видимо в 1708 г., когда храм в срочном порядке оснащался оборонными приспособлениями, о чем смотри ниже.

[10] Следы примыкания парапетов лестниц еще недавно были видны во втором ярусе притворов.

[11] В настоящее время не существуют, видны лишь заложенные проемы для выхода на них.