Покровская церковь (А. Парамонов, А. Парийский)

Среди несохранившихся храмов полкового города Сум XVIII ст. особое место занимает Покровская церковь. Заменивший в 1760-1764 г. первоначальный деревянный, каменный храм стоял в центре бывшей крепости на обширной торговой площади невдалеке от обрывистой береговой кромки коренного правого берега реки Псел. Такая его постановка требовала равноценного, всефасадного визуального восприятия с любой стороны, что почти всегда выполнялась в барочных храмах Левобережья, симметричных относительно взаимно-перпендикулярных осей.

Трехчастный храм, несколько массивный в основании завершался стройными куполами-верхами, двухъярусными с востока и запада, и трехъярусным в центре. Сложные барочные главы имели глубокий перехват-ковнир и множество горизонтальных членений. Высота центральной была около 34 м. Четких фотографий храма, позволяющих выполнить его детальную графическую реконструкцию, не сохранилось.

Еще С. А. Таранушенко отмечал своеобразие плана памятника, состоящего из 3-х восьмигранных объемов с круглыми пристройками в местах их сопряжения, напоминавшими оборонные приспособления ранних трехчастных храмов западно-украинского региона, например, Николаевской церкви в Сокале Львовской области, конец XVI ст. В Покровской церкви пристройки были довольно высоки – двухсветные, высотой около 5 метров вместе с карнизом. Как и в Ахтырском соборе в них размещались дьяконник и жертвенник в восточных, лестница на хоры и кладовая – в западных объемах.

Есть в храме и другие западные черты – световые фонари глав, одноярусные боковых и друхъярусный центральной с лучковыми четырехсторонними фронтонами и парными вертикальными валютами по углам напоминают иезуитские постройки Западного региона – Брацлавщины, Тернопольщины, Белоруссии, наличники окон такие же, как в Успенском соборе Почаевской Лавры[1]. Нехарактерна для Слобожанщины и толщина стен постройки, местами превышавшая два метра – больше чем в Ахтырском Покровском соборе, здании гораздо более монументальном.

Нужно отметить, что трехчастные деревянные храмы с планом, состоящим из 3-х восьмериков в середине XVIII ст. на Слободской Украине уже не строились, в то время как на Брацлавщине, на Правобережье еще были широко распространены – Винница, церковь Николая на Старгородке, 1746 г.; Ганщина, Михайловская церковь 1752 г.; Печера, церковь Рождества Богородицы, 1764 г.

Все сказанное позволяет предположить в строителе Покровской церкви выходца с Правобережной Украины, осевшего в Слободской Украине и воплотившего в своей постройке, как местные черты, так и вынесенные из родных мест архитектурные приемы.

Все углы восьмериков храма, даже в местах сопряжения, были отмечены широкими плоскими пилястрами, раскрепованными в широком многообломанном венчающем карнизе нижнего объема. Несмотря на позднюю дату постройки, нижний объем был односветным с высоко расположенными окнами. Лишь в восточной грани алтаря окна располагались в два яруса. Некоторые проемы в архитравной части были украшены тонко проработанной лепниной, включавшей рокайли и растительные мотивы, подобные обрамлениям проемов Троицкой церкви в Диканьке на Полтавщине, 1780 г.

В первом ярусе нижнего объема окна были как бы обозначены неглубокими нишами с полуциркульным завершением. Возможно, в некоторых из них первоначально были росписи.

В интерьере верхи были открытыми до зенита световых фонарей. Хоры, как в соборе Хорошевского монастыря, Троицкой церкви в Харькове, некоторых деревянных церквях Лиманской школы, размещались на границе алтаря и бабинца и опирались на массивную и широкую каменную арку.

К западу от церкви в первой трети XIX ст. была возведена стройная четырехъярусная ампирная колокольня, увенчанная куполом и высоким шпилем. Ее проект, очевидно, принадлежал профессору архитектуры при Харьковском Императорском университете, Евгению Алексеевичу Васильеву. В первом ярусе помещалась теплая церковь, ее окружали два четырехчастных и два шестиколонных[2] портика тосканского ордера. Во втором ярусе колокольня была оформлена четырьмя четырехколонными портиками, в третьем и невысоком четвертом – шестнадцатью дорическими полуколоннами.

Весь комплекс Покровского храма в Сумах был уничтожен в начале 30-х гг. XX ст.

Плановое решение Покровской церкви нашло продолжение в двух постройках слобожанских мастеров – в Покровском храме сотенного местечка Ольшаны Харьковского уезда 1767 г., и в Преображенском соборе Змиевского Казачьего монастыря, 1766 г., строитель которого пошел еще дальше, заменив восьмигранные объемы алтаря и бабинца компартаментами, близкими тетраконховым храмам. Все перечисленные постройки лежали в плоскости архитектурных исканий, задач которые пытался решить еще в первой трети XVIII ст. строитель Троицкого монастырского храма в Ахтырке – их цель была изменить традиционную плановую структуру наиболее распространенного в Слободской Украине трехверхого башенного храма, максимально увеличить его площадь, при этом сохранив объемное решение, острый запоминающийся силуэт.

Наиболее блестяще с поставленной задачей справились строители Покровского собора в Ахтырке, а из народных мастеров зодчий собора Змиевского Казачьего монастыря и храма Рождества Богородицы в Острогожске. Остается только сожалеть о том, что это архитектурное направление не имело продолжения и сошло на нет в 80-е гг. XVIII ст. вместе с другими характерными чертами региональной архитектурной школы.


[1] Архитектор И. Гофман, 1771-1783 гг.

[2] С севера и с юга.