Верхний Бишкин. Немного истории (А. Парамонов)
Слобода была основана в 1731 г. ландмилиционерами Украинской оборонительной линии. В 1750 г. здесь было 270 дворов однодворцев.
Вот как описывает жизнь своей мамы в Верхнем Русском Бишкине Серафима Кроленко во второй половине XIX ст., чей дед Василий Иванович Новицкий был в этой церкви пономарем: «На всю деревню был один, дом приличный, – священника, под железной крышей, а все другие даже нельзя назвать домами, а хижины, покрытые ветхой соломой; школы не было, народ понятия не имел о грамотности. Хозяйство вели натуральное, питание, одежда, обувь, все исключительно, из своего хозяйства, даже ночью зажигали лучину, для освещения хижины, т.к. денег у крестьян не было. После начали делать свечи сами…
…Выгон. Небольшая церковка, все вокруг церкви поросшая, зеленая трава, спорыш. Деревня Русский Бишкин расположена на возвышенности, избенки небольшие, крытые ветхой соломой, грязные, в этой избенке голопузые, замурзанные детишки.
Весной, когда появляется теленок, (это у «зажиточных» крестьян, у кого есть корова) обязательно помещают теленка в избу, растет он вместе с детьми до наступления тепла. Чуть потеплело и животное и детишки выползают на солнышко, босые, рубашонка узлом связанная на спине, чтобы не замочилась. Девочки или мальчики 5 лет, нянчат своих братиков и сестричек, такие же замурзанные, в грязных рубашонках, штаны надеваются уже, когда им по 12–13 лет. Штаны полотняные, рубашонка – тоже, из домотканого полотна, вечно из носу обильно течет жидкость, которую они вытирают рукавами. Школы нет и в помине.
Воскресенье или праздник. Нарядные девушки, они, в самую жару, одеты в грубую, домотканую, шерстяную юбку, искусно запаренные складки на юбки, которые ни при каких условиях не разойдутся – плиссировка. Ноги обуты в шерстяные, грубые чулки и, туфли самодельные, называются коты.
Побогаче девушки, но их очень мало, одеты в «кубовую юбку», это ситец с красивыми цветочками, такие девушки гордятся, ведут себя снисходительно с подругами, «видите ли, хотя у меня и кубовая юбка, а я с вами как равная».
Парни, домотканого полотна, крашенного в синий цвет, брюки, в верху держатся на «очкурце» т.е. протянут шнурок, в поясе и на пряди завивается. Рубашка из тонкого, льняного полотна с вышитой манишкой, вокруг внизу вышита петухами, подвязан узеньким шерстяным поясом, на концах бахрома.
Много, вся молодежь деревни, собирается на этот выгон., обязательно, на всю деревню бывает один гармонист.
Весело проводят время, здесь стихийная самодеятельность, гармонь играет, парни, девушки танцуют. Круг большой, танцуют все, то берутся за руки в круг, то по паре танцуют, девушка ходит вокруг, танцующего на присядку парня, обмахивает его платочком, а какая посмелее, возьмет да толкнет его, ну тут хохоту не оберешься.
Но вот появляется парень, он приехал из города, куда ездил на заработки, ходит он как петух, на нем красная, коленкоровая рубашка, внизу выбиты олени, пояс шелковый, плетенный, на ногах настоящие сапоги, в калошах, фуражка на нем с большим кругом и большим лакированным козырьком, пиджак накинут на плечи, чтобы при случае показать всю рубашку, да еще (что редко случается) часы, в кармане на цепочке.
При появлении такого «аристократа» парни присмирели, а девушки застеснялись. Гармонь притихла. Мало помалу смелеют парни, «аристократ» рассказывает быль и небылицы городской жизни. (У него из под фуражки выбиваются залифатские кудри). Рассказывает больше о своих любовных похождениях, о том, как дочери высокопоставленных лиц за ним убиваются. Как сами министрам зовут его на совет. Начинает немного с высока, чувствуя свое превосходство. Ухаживает за девушками; девицы краснеют, некоторые убегают, некоторые не убегают, но строго заявляют: – «Не трожь, думаешь, как городской, так все вот так, тебе и дозволено, как бы не так» часто такие заигрывания, кончаются очень плачевно, особенно когда «аристократ» разнуздавшись, не в меру пристает к девице, парни идут на выручку девушкам и, зазнавшемуся дают хорошую нахлобучку, так что на второй день, он уже ходит с подбитым глазом и, поцарапанным носом…».