Городнянский уезд

Посоховка

Посоховка Городницкого уезда отстоит от Чернигова в 40, а от Городни в 50 верстах.

Говорят, что жил здесь какой-то Посох, от чего и село названо Посоховкою; но кто был Посох, казак ли, или дворянин, неизвестно.

Преданий об основании сего села никаких нет.

Оно разделяется на следующие части: Посоховку, Красковское, Брилевщину, Гальники и слободу. Красковское называется от фамилии дворян и казаков Красковских, (дворянин Юскевич-Красковский, а казак прямо Красковский). Брилевщина от шуточного прозвания Красковского казака брыльком, – и оттуда Брилевшина. Гальники – от фамилии казака Гальника. Фамилия Гальник существует и теперь в других селах, а здесь уже нет, но говорят, что первые селились на сем кутку Гальники. Слобода – вероятно потому, что здесь поселились уже позже владельческие крестьяне и отдельна от села. Но вообще, как и прежде, так и в настоящее врем, целое село называется одним именем – Красовское. А как правильнее называть село – Посоховкою или Красковским неизвестно, ибо неизвестно, что древнее Посоховка или Красковское. Говорят, было и дело о наименовании церкви. Одни хотели называть ее Посоховскою, а другие Красковскою по большинству села. Дело решалось будто бы в св. правительствующем синоде, но при церкви ничего об этом нет. На метрических книгах, которые хранятся при церкви только с 1764 года по 1780 год, было надписываемо: Посоховской церкви, а с 1780 года по 1812 год – Красковской церкви с 1812 же года по настоящее время – Посоховской. Фамилия дворян Юскевич-Красковские были любечские дворяне, и нам все-таки неизвестно, кто основал село – Посох или Красковский.

Посоховку облегают прежде бывшие маленькие речки Сжалка и Кравица; весною с шумом они от снеговой и дождевой воды разливаются, а летом остаются, особенно в настоящие годы, в совершенной суше. За версту от села Красковского, Кравица впадает в речку Белоус, который здесь также сух, а имеет воду уже при деревне Пузиках, селе малом Листвене и далее более.

Преданий о речке Кравице и Сажакле никаких нет.

В Посоховском приходе церковь одна дер. во имя св. Василия вел. Построена 1783 году тщанием прихожан между Посоховкою и Красковским, при впадении Сажалки в Кравицу. Церковь на правой стороне обеих речек. Но это не первая в селе церковь, а была и прежде деревянная же саженей за 30 от настоящей; кто же строил прежнюю церковь, и где она девалась, никто в селе не знает, и при настоящей церкви никаких нет документов.

Древностей при церкви нет, только два евангелия киевской печ., одно 1697 года, другое 1646 года. Триодь цветная 1685 года печатана в Чернигове по благословению преосвященного Лазаря Барановича, и апостол – книга деяний и посланий апостольских 1695 года черниговской печати.

Жители села говорят языком нечисто малороссийским, а смешанным с литовским; особенно женщины восклицают: божухна скуй маленький!

Мужики летом носят картузы, носят и брили черные и белые среднего размера. Черные и белые суконные свитки подвязаны поясом, на фабрике деланным, – есть и самоделки, из красной шерсти плетены. Черного и серого сукна армяки – чекмени. Зимою овчинные шапки кучмы и с крылами-наушниками, полушубки и по ним армяки, тулупы длинные и казакины овчинные же – до пояса. Женщины носят летом белые и синие суконные юбки, бывают и канковые, или ситцевые с рукавами, и без рукавов корсеты; белого сукна длинные свиты до 2 больших усов с закаврашами на рукавах, обложены черным, или синим суконным шнурком. На голове чеки белые из разноцветных материй, по чепкам платки, есть и наметки; в работные дни – более повязки вершков в 2 ширины. Холстяные белые на концах шиты красными нитками. Зимою – кожухи до 2 усов, украшенных черны и синим сафьяном с маленьким стоячим и недлинным висячим барашковыми воротниками, недлинные овчинные юбки с такими же, как и на кожухах, воротниками, покрытые какою-либо материей, и обложенные барашком или зайцем. Исподницы летом и зимой преимущественно красные, суконные с коленкоровым, или другой цветной материи хвартухом, престарелые носят и синие сподницы. Девки тоже самое носят, только на голове – платок, иногда в цветах натуральных и искусственных, в косу вплетают длинную ленту – иногда и не одну, на шею надевают монисты. Обувь, как у мужчин, так и у женщины летом и зимою преимущественно постолы; только во время грязи, особенно осенью и весной, надевают чоботы, – и в церковь, но женщины летом несут сапоги в руках, а уже возле церкви надевают на ноги.

В пищу употребляют: борщ, кашу, кулеш. В посты квасовка – пшено, или крупы с квасом, кисель овсяный – горячий с олеем, если есть, а холодный с медом, у кого есть, горох, хвасоль, капусту кислую варят, а соленую с огурцами едят сырую, картофель. В праздники и для гостей огурцы с мясом и картофелем – пряженье – вроде борща, кисло-соленое и – обыкновенное жаркое. Но бывает и нещимница.

В селе Краковском одна, и то очень ветхая, курная хата, – прочие хаты обыкновенные, – все с кирпичными трубами; во многих, но не во всех, хатах для освещения сшит на обручах с грубого холста в виде колокола лучник, приделанный узким концом к потолку, откуда проведен боров к трубе для прохода дыма; ниже лучника на висячих черепке или железной доске палят лучину – щепки из сосновых корней и сучьев и тем освящают хату.

Баня в селе общественная казачья одна, частных бань 3, одна у казака Заровного, а две у дворян.

В Посоховском приходе жителей по исповедным росписям, хранящимся в 1811 года числится:

За 1811 г. муж. 801 жен. 789.

– 1830 г. муж. 752 жен. 769.

– 1850 г. муж. 784 жен. 817.

– 1860 г. муж. 864 жен. 899.

– 1863 г. муж. 939 жен. 934.

Жители села занимаются хлебопашеством, нанимаются и на суда по Днепру, Березе, Сожи и Припети. Покупают в других деревнях горшки, и развозят для обмена на хлеб в южные уезды, даже в Полтавскую губернию.

Пашут преимущественно лошадьми – парою, меньше волами, тоже парою.

Рождение, крещение, свадьба, похороны и освящение хат сопровождаются одними только угощениями; родственники и приятели один по другом перезывают гостей и к себе для угощения. Свадьба, конечно, с музыкою, песнями и плясками, как везде по малороссии водится.