Городнянский уезд

Хоробричи и Андреевка

Хоробричи деревня Андреевского прихода, но до 1730 г. со своим храмом, в 16 верстах от Городни, в 4 верстах от Андреевки и в 5 верстах от Ваганичей[1].

До татарщины здесь был город Хоробор. По летописи в первый раз видим его в 1153 г. «Святослав Ольговичь князь Новгородсеверский скупяся сошлись с Изяславом Давидовичем князем Черниговским у Хоробря и утвердишася яко же за один муж быти и целовавше межи собою крест», так говорит летопись[2].

Прекрасный поступок, особенно для того времени, когда кипели усобицы! Хоробор памятник лучшего дела из древности. Поэтому же описанию Хоробор был пограничным городом Черниговского княжества, отделявшим его от княжества Северского[3]. Такое положение его конечно требовало того, чтобы во время частых междуусобий в нем были люди готовые и способные отражать нападения близкого неприятеля. И так по всей вероятности при самом основании Хоробора в нем поселены были люди испытанной храбрости, да и после то же качество поддерживалось в нем. Это-то и оставило за местом поселения название «Хоробора», городка хоробрых, или храбрых.

В другой раз летопись выставляет Хоробор в 1158 г. «Княгиня же супруга Изяслава Давидовича бежа… Переславлю, и оттуда еха на Городок, та на Глебль, та на Хоробор, та на Ропеск»[4].

В последний раз до татарщины встречается Хоробор в 1234 г. и в печальном виде. В это время кн. Даниил Галицкий, вмешавшись в ссору Киевского князя с князем Михаилом Черниговским, вошел с войском в Черниговское княжество, «поидоша пленячи землю, поимаша грады многы по Десне, туже взяша и Хоробор и Сосницу и Сновеск»[5].

По дипломатической переписке литовского княжества с московским 1503, 1549, 1554, 1570, 1584 г. постоянно видим волость Хоробор в соседстве с Сновском (Седневым) и как собственность московского правительства[6].

В 1726 г. показывали стрельцев в Хороборичах 11, в дер. Переписе 20, в селе Ваганичах 11; в 1770 г. во всех трех местах 258 стрельцов. – Эти стрелецкие поселения, как видно, входили в состав волости Хороборской. Стрельцы поселились здесь конечно не при ц. Петре, а еще при отце его ц. Алексее: в 1665 г. в Черниговской полк назначено было 1200 стрельцов[7]. При ц. Алексее благоразумная осмотрительность требовала поселить стрельцов в тех местах, где гораздо прежде того времени жили представители московской власти.

После разгрома Чигирина (1678 г.) в Хоробричах понеслось несколько выходцев из Чигирина: они и ныне прозываются Чигиринцами.

«Милостию Божию православный архиепископ Черниговский, Новгородский и всего севера, Антоний Стаховский.

Всем обще, кому сие начертание благопотребно в явление будет, Божия от пастырей Начальника Господа Иисуса Христа желающе, при молитвах наших архиерейских, благословения, известно творим. На прошение ея мл. пане Андреевой Стаховичовой утверждаем честнаго отца Михаила Страдомскаго в маетности ея именуемой Андреевце парахиальным быти священником и тамо при храме рождества Богородицы вся священнодействия по чиму и уставу св. соборныя, Апостольския, православно-восточныя церкве совершати. Долженствует по долгу своему и званию иерейскому прилежати чтению, пению, целомудрию, трезвению, и вся добродетели священству подобающия, яже особь на свитку изображенная и ему в чтение и совершение суть дана, с вниманием исполняти, наипаче же пещися о спасении душ себе вверенных, предражайшею Христовою кровию искупленных, да купно с ними удостованных от праведнаго Воздаятеля Владыки Христа. Панове парохиане имеют ему, яко отцу своему духовному и наставнику, подобающую честь воздавати, взаемной от него сподобляющися. Прилучаем к его ж Андреевской парохии село Хоробричи, с таковым определением, если жители того села похотят тамо належати и его за парохиальнаго имети священника и если не будет обиды иному священнику. Должен совесть свою наичастье пред духовным своим отцем исповедию святою очищати, вся же творити, як пред Всевидящаго очима, себе в своих к блаженной пребодренно управляти жизни. Известнейшаго ради достоверия сие рукоподписанное и печатию утвержденное писание дадеся з катедры архиепископии Черниговской 1715 г. апреля 27 дня».

Согласуя антецессору моему подписуюся Е. Ч. Иродион Жураковский.

По повелению вел. господина преосвященнейшего Илариона архиепископа Черниговского, за болезнь его Преосвященства, конфирмовал при иеродиакону Иову, иеромонах Нектарий духовник.

Андреевка получила свое имя по владельцу ее; п. Андрею Стаховичу; а до того времени называлась Раздоричами и Раздарами. На северо-запад от Андреевки есть урочище Рубеж, названное так от того, что до первого раздела Польши от него тянулась демаркационная линия, отделявшая владения России от Польши. По этой линии до Деревина, где находился польский форпост, расставлена была пограничная стража, наводившая ужас на жителей Андреевки. Еще в первой четверти нынешнего столетия живы были очевидцы неистовств стражников. По рассказам их женщины боялись выходить из села кроме жнива и уборки сена, не смели показаться в поле, тем более в лес за ягодами и грибами. Андреевка населилась преимущественно выходцами из окрестностей Пинска, потому и назывались Пинчуками. Сюда приходили некоторые из шляхты и здесь записаны были в крепостное состояние, из которого иные в последствии освободились.

По делу Черниговского дворянского собрания, Страдомские, предки о. Михаила Страдомского, получили от кор. Владислава дворянский герб, в котором на красном поле крест без одной половины в поперечнике, а на верху короны рука держащая меч, поднятый вверх[8]. О. Михаил Страдомский, которому выдана архипастырская грамота, был сын священника села Головчичь Могилевской губернии Матфея Страдомского и сам священствовал сперва в Гадиловичах: но от безурядиц и иезуитского гонения в 1714 г. перешел в Украину и водворился на купленной земле; оно жил в Хоробричах, где была большая часть земли его. После него священствовали в Андреевке сын его Роман, потом Михаил, рукоположенный в 1759 г. и обучавшийся в львовской академии; он умер в 1811 г. после него сын его Иоанн умерший в 1841 г. за тем внук Михаила Симеон Алексеевич Страдомский и сын последнего Иоанн, бывший священником не более двух лет.

Ныне поселение Хоробричей составляют: дворяне (15 м. 14 ж.); мещане (5 м. 10 ж.); казенные крестьяне (165 м. 166 ж.); владельческие поселенцы (302 м. 277 ж.); в Андреевке живут бывшие владельческие поселенцы (280 м. 281 ж.); всего в приходе 767 м. 747 ж.

В прежнее время число прихожан: в 1750 г. 756 м. 696 ж.; в 1770 г. 790 м. 728 ж.; в 1790 г. 833 м. 840 ж.; в 1810 г. 872 м. 865 ж.; в 1830 г. 920 м. 909 ж.; в 1850 г. 812 м. 873 ж.



[1] 1718 г. Ваганичи село. Чтен. общ. ист. 1859 г. кн. I, 285. На северо-западе от Ваганичей, в 12 вер., городок, пограничное укрепление против ляхов.

[2] Собр. Л. 2 73.

[3] Беляев принимает Хоробор за пограничный город Северского княжества и даже Сосницу и Седнев признает в этом княжестве. (Географ. свед. Рос. стр. 102). Но это вовсе на перекор известию о событиях 1234 года.

[4] Собр. л. 2, 85.

[5] Собр. л. 2, 173.

[6] Литовская метрика I, 53. 92. 294. 305. II, 30. 31. 264.  Ак. зап. Рос. I, 288.

[7] Маркевича ист. 2, 129.

[8] У Несецкого: «Страдомские герба Пруса 1 в краковском воеводстве писались; с Страдома, имения, которое перешло от них к Любомирским. Из них Мартин служил при Сигизмунде Августе и Баторие». Herbarz VIII, 531. 532.