Воронеж
Местечко в 36 верст. от Глухова и в 30 от Кролевца, на ровной площади окруженной лесами.
Поселение по началу едва ли несовременное Глухову.
При гетманщине Воронеж один выставлял сотню казаков и в нем было сотенное управление . Тогда местечко было богатое, торговое и людное. Потому было здесь до 7 приходских храмов. Здесь была и протопопия или духовное правление. «Как только воронежская протопия, говорит архипастырская грамота 1733 года, отделилась от глуховской, в тое время села: Гомалеевка, Локотки, Маков, Палеевка, Бирин, Мутин до слободки: Юрасовская, улица и Стягайловка до воронежской протопопии определены»; в подтверждение того указано за консесс архиеп. Черниговского Лазаря Барановича: «по Десну реку селам до воронежской протопопии належать», в том числе и Кролевцу . Впрочем в Воронеже часто оставалось одно наместничество.
На колокольне церкви Михайловской, разбившемся во время пожара, была надпись; что он слит «до храма св. арх. Михаила в гор. Воронеж 1652 р.» в 1706 г. был основан каменный храм в честь собора св. архангелов Михаила и Гавриила, прот. Голенковским. Но храм был построен не прочно и по опасности падения в 1775 г. был разобран. Новый заложен 1776 года и освящен в 1781 году. Строителями последнего были Матвей и Андрей Ивановичи Холодовичи. Наружные стены храма украшены алебастровыми изображениями Спасителя, апост. Андрея и Матфея, арх. Михаила, вм. Варвары и свят. Николая. – В верхнем этаже храма престол в честь арх. Михаила и Гавриила; в нижнем – в честь св. Николая и вм. Варвары. Напрестольный крест с подножием – в 25 ф. серебр., с надписью: «року 1691». Евангелие виленск. п. 1644 г. (редкое), другое к. п. 1697 г. с надписью: «до храма св. арх. Михаила и Гавриила рабом Божиим Андреем Давидовичем року 1700»; далее: «оправлено внуком Николаем Ивановичем Давидовичем». Третье Евангелие м. п. с надписью: «иером. Иннокентия, прислано в церковь Михайловскую воронежскую 1747 г.» в верхней церкви на аналогие крест: в средине его часть животвор. Креста и ризы Господней; по сторонам двумя колоннами расположены мощи разных святых; надпись: «сии мощи даны в церковь архангельскую воронежскую асаулом Феодором Михайловским 1781 г.» Здесь же небольшая икона св. м. Варвары с частью мощей ее; на задней стороне написано: «сия икона пожертвована в воронеж. сою. Церковь 1778 г. бунчуковым товарищем Матвеем Холодовичем и с засвидетельствованием, что мощи получены из златоверхаго монастыря».
Успенский каменный храм известен по чудотворной троеручной иконе Богоматери.
«З начала жития моего в местечку Воронежу», писал в 1754 г. войсковой товарищ Трусевичь, «як уже имеется до 50 лет, в приходе Успения Богоматери зостал я настоятеля и наместника о. Михаила Олховскаго; многократно межу разговором о иконе Божием Матери троеручной сказовал, что принесена она великорусс. Человеком, с тем прошением, дабы поставлена была на престоле. – За честного о. Михаила до иконы Божой Матери троеручной многие люди по обещанию прихожовали и молебны отправляли. По сем настоятеле был о. Филипп и за его правление многократно до троеручной иконы Божой Матери приходили» . В 1754–1756 г. не раз производилось исследование о чудесах св. иконы, по распоряжению высшего начальства. В 1756 г. исследовано было 28 чудес и действительность их была подтверждена свидетельствами. Так жена генерального бунчукового товарища Оболонского долго была больна лихорадкой, не уступавшею лекарствам и исцелилась при св. иконе. Иван Трусевичь два года больной глазами, музыкант Домбовский разбитый параличом, гадяцкий полковой судья Иван Родзянка не видевший одним глазом, жена сотника Анастасия Родзянка страдавшая грудью, сотничиха Уманцева, страдавшая от ломоты, жена генерального писаря Высоцкого чахоточная получили исцеление по молитве пред св. иконою . Икона под сереб. вызлащенною ризою, украшенною камнями. Нынешний храм Успения основан в 1825 г. и освящен в 1833 г.
При кафедре есть антиминс 1691 г., выданный для Преображенской церкви местечка Воронежа. Нынешний храм Спасителя – каменный построен в 1783 г.
Здесь евангелие львов. п. 1670 г. другое к. п. 1746 г. трифолог к. п. 1734 г. октоих м. п. 1746 г. служебник в 4 д. чернигов. П. 1747 г.
Храм Покровский, каменный освящен в 1854 г.
В 1664 г. Воронеж разорен и выжжен был поляками «без остатку», так что царь дал льготу от повинностей на целые десять лет.
При Петре В. воронежцы много страдали от своего сотника Потапа Назаренка. Определенный в сотника по царскому указу, помимо выбора сотни, именно «за верную службу нашествия шведскаго», Назаренко злоупотреблял своею властью, безгранично, сколько хотелось душе. Власти гетмана он не хотел признавать над собою. Долго терпели воронежцы, но наконец подали жалобу гетману. «В поход под Чигирин – дуброву, говорил куренный воронежский атаман, и сотник, придя с козаками локотковскими и слугами в курень мой, потребовал, чтобы куплены были горелка и мед; я купил. Потом не утерпев, сказал: угощаются и локотковцы и слуги; а в походе мне и без того тяжело. – Он закричал: ты не знаешь, кого угощаешь? Знаю, сказал я, что вы – сотник, как и другие. «Нет, курвин сын, не такой же – я: ты знаешь, что меня сам царь назначил в сотника. Я вас всех упрячу в сибирь, – что захочу, то и сделаю». Неправду п. сотник, говоришь. Ясновельможный гетман также слуга царский, а он – старше тебя. Он закричал, что мне гетман? Я принял старшинство прежде его. И ударил меня по щеке. Бейте его, закричал он пьяным козакам. И они все стали бить меня. Если бы глуховская сотня не отбила меня: то пришлось бы умереть под боем». «Когда приходят указы о походе, писали еще воронежцы, коп по осьми и талярей по десяти и увольняет от похода; других заподарки отпускает с дороги. Не довольствуясь тем, он сотник собирает по шестаку, как с войсковых, так и с посполитых; да еще каждый праздник берет по 30 талярей из казны общественной, когда отправляется в Глухов. Ремесленники, а их много в городе, безплатно работают на сотника; лучших жителей берет в свой двор и те смотрят там за его лошадьми и даже топят печь. По универсалу гетмана, назначено брать на построение каменной (Михайловской церкви по 5 коп. из винной продажи. П. сотник взял сафьянные чоботы за то, чтобы получено было от него позволение; а потом и универсал отобрал и доход отнял. Константий Бугаенок жалуется, что п. сотник не только отнял у него хорунжество, но как его, так теперешняго городоваго атамана Григория Кузьку велел бить киями по улице, публично». В заключение просьбы воронежцы, все от малаго до меньшаго, просили гетмана отобрать на время у Назаренка сотенную хоругвь, и тогда откроется яснее, каков Назаренко .
В 1805 г. в просьбе писанной от имени проживавшего в шпитале Якима Сердюкова писали к преосвященному: «михайловский священник Иоанн Щуцкий нерадит о своей церкви, так что хотя она должна бы иметь до 2000 р. доходу, окошки и рундуки, карнизы и штукатурка совсем обветшали; за подобное нерадение о трех святительском храме Щуцкий назначен был в Польшу, по проискам втерся в михайловскую церковь, где карнавочныя деньги исправляющий должность ктитора Василий Кащенко отдает Щуцкому, а сын Щуцкаго клишский диакон Андрей записывает, что хочет». Архипастырь Михаил отвечал на это так: «просителю объявить, что ему как нищему в богадельне проживающему вмешиваться в усмотрение порядка церковнаго не следует; особливо когда есть при церкви прихожане и он по слепоте своей не может видеть ни порядка, ни безпорядка; подтвердить ему не входить в сие по внушениям ябедников, а иначе препровожден будет в губернское правление для суждения».
В 1736 г. показывали в Воронеже 217 казаков (выборных), и 360 посполитых; 1748 г. 209 семей казаков, 36 подсуседков и 88 служителей; в 1770 г. 296 выборных казаков, 604 подсуседков, 63 коронных подданных, 85 ранговых и 509 владельческих, всего 2557 д. муж. п.
Число прихожан:
1770 1790 1810 1830 1850 1860
Михайловск. ц. 245 220 250 240 228 236 245 260 280 305 290 340
Успенской 366 385 381 420 398 450 336 356 316 356 326 361
Преображенск. 425 430 448 465 472 560 454 530 487 529 543 584
Покровской 344 346 370 380 402 452 410 453 320 353 336 380
Трех святит. 260 250 275 266 289 270 308 290 296 285 338 280