Буянки
Село Буянки Черниговской губернии, Городнянского уезда, отстоит от губернии и уезда в 35 верстах, расположено на более низменной полосе земли. Граничит с восточной, южной и западной сторон полями разных дач и жилыми местами мес. Репки, деревнями: Свинопухи, Молиновки, Глинска, Гусанка и селом Голубичи, а с северной стороны огромным болотом – Замглай, получающим свое начало из реки Десны, на, так называемой, пласкиной гребле, находящейся по С. Петербургскому старому тракту из города Чернигова и впадающим в реку Сож за деревнею Плехтевкою, посредством разных озер, имеющих разные местные названия. Болото это, по рассказу старожилов, было судоходною речкою, служившею сообщением реки Десны с Сожем, что доказывается настоящим его течением, с востока к западу, и тем, что на нем часто находили в недавние времена, обломки водоходных суден. Далее к северу виднеются березовые и других родов рощи, между которыми, изредка, находятся огромные дубы и сосны, представители древних дремучих лесов, а за самым болотом – Замглай, которое в поперечнике около шести верст, виднеются огромные леса деревни Невкли и других, чрез которые проходил самозванец Димитрий, пробираясь в Москву из Польши для осуществления своих планов, где (в лесу) и попал в шайку разбойников под начальством известного в истории разбойника Хлопко. Через Буянки проходит транспортная дорога из Сосницы, Березны и Седнева на Минск. По рассказу старожилов село Буянки получило свое название от того, что по близкому местопребыванию вышеозначенной шайки разбойников и по удобству для них, при транспортной дороге и лесной местности, останавливать и грабить проезжих, может быть, и некоторые из жителей села Буянок, тогдашнего времени, соблазнились и сделались подобными буянами и обидчиками проезжих, и потому то чрез таковых буянов и самое село стали называть: Буянки; а до того оно называлось хутором, а потом деревнею Буянки. Буянки принадлежали Черниговскому Елецкому монастырю во второй половине XVI века и были подарены потом шляхетным обывателем Александром Колчицким. Преданий об основании села Буянок более никаких не известно; и на части, или кутки оно не разделяется, а разделяется речкою под названием Дулены, которая имеет свое течение только в первые недели весны и впадает в болото Замглай, начало же свое получает из нескольких полевых равнин или ровчаков от м. Репок до села Буянок; а в прочие времена года совершенно высыхает, исключая только в самом селе, и именно в помещичьем саду, где при посредстве труда и искусства вода всегда имеется. От чего же речка эта получила свое название, совершенно не известно. В окрестностях села не имеется никаких достойных замечания урочищ, исключая на означенном болоте, в расстоянии около трех верст от села, находится несколько небольших гор, высотою от 10–30 аршин, о которых народ сохраняет предание, что здесь жили когда-то разбойники, и что предки их находили, будто бы, там, выкапывая, сосновые пни для лучины, разные металлические вещи и оружие, как-то: сабли, топоры и тому подобное. С юго-западной стороны имеется несколько небольших курганов в чистом поле; об этих курганах народ сохраняет предание, что здесь когда-то была война; это с вероятностью можно отнести к нашествию татар на Чернигов.
Церковь в селе Буянках одна, деревянная, во имя святого Архистратига Михаила; празднуется 8 Ноября. По рассказу старожилов и по надписи на Евангелии можно полагать, что до времени Петра Великого, едва ли существовал в Буянках какой-либо храм и что первым основателем и строителем храма в селе Буянках был помещик Пантелеймон Радич; только неизвестно, тем ли Радичем устроен храм в селе Буянках, который сделал свою надпись на евангелии, или отцом его, или дедом. Надпись на евангелии свидетельствует: «на честь и славу у Тройце не разлучно славимому Господу и на похвалу того Архистратига Михаила Христова, во его же сей памяти до храму его святаго, в селе Буянках стоячаго, надалем тое евангелие, за отпущение своих грехов, которое сего нижеописаннаго року, будучи в богоспасающем царствующем граде Москве отмененном за скипетром державных государей, царей и вел. князй Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и а патриаршество всеблаженнейшаго г-на отца нашего Иоакима всея России патриарха московскаго, за щастливым владением ясневельможнаго его милости пана Иоанна Самуйловича гетмана всем их царскаго пресветлаго величества запорожскаго и за полковничество его милости пана Василия Дунина Борковскаго полковника Черниговскаго, за которых власть меет держати тое село Буянки во владаню (далее трудно прочесть по неясности истертых чернилом нескольких строк, а потом видно) храме села Буянок, на его и властное свое подписую имя, року 1686 марта 23 дня. – Пантелеимон радич рукою властною». Разговорный язык жителей села Буянок во всем селе одинаков, – смешанный, частью малороссийский, частью польский и частью славянский, что можно видеть из следующих выражений: що[1], хиба[2], маетность[3], кохать[4], гандель[5], се[6], лаять[7], и многие другие.
Представляю для примера следующий небольшой разговор двух мужиков села Буянок, положим, Ивана и Якова. (Яков) здоров, Иван! (Иван) здоров, (Яков) чи ты поедешь сегодни у лес? (Иван) да мовчи ты, я вчера ездил, да ба! (Яков) дак що там? (Иван) дак що, дак попавсь, лесничий взяв сакеру, був и свиту зняв. (Яков) що се за враг таки, бувалож ездишь, дайничего, хиба за голоду пропасти, продавать, не продають, дак по неволи треба[8], красти[9]. Ну дак як ты? (Иван) а як, виднее дело, що треба ехать Казав[10] лесничи, щоб привьюз шестигривенник, дак сакеру отдам; (Яков) ну, идиж скорей запрегай коней. А муой щось куонь кульгае[11]. (Иван) дак запрежи дургогго, у тебеж, слава Богу, худобы чимало»[12].
Одежду носят обыкновенную, мужичью, а именно: мужчины носят свиты простого сукна домашнего изделия, пошитьем известного формата, – разрезной станок, а спинка от плеч до низу цельная, в стане широтою вершка в три, рукава просторные, особенно под мышкою; а иные особенно в праздничный день в зимнее время – армяки или, как они называют, чикмени такого же сукна, но преимущественно, как они называют сивого сукна, которое они приготовляют из смеси черной с белою вовны. Зимою на головах носят обыкновенные шапки из простых смух или овчин, а летом – картузы и белые так называемые брили (шляпы высотою в шесть вершков).
Женщины носят, смотря по времени, свиты длинные непременно белые, также – юпки (карсеты) и сподницы красные и синие домашнего изделия из простой шерсти; красные считаются лучшим убором, а на головах носят: девки: платки, повязывая его кругом головы и спереди пускают концы его, называя рожками, торчащими вверх; а женщины носят чепцы преимущественно красные, бумажные, шерстяные и шелковые, а также – платки и наметки[13]. Платки и наметки носят в праздничные дни, идя в церковь, или в гости.
Пищу употребляют обыкновенную, простую, как-то: картофель, капусту, буряки, огурцы, но главную роль между всеми кушаньями занимает борщ, приготовленный из кислой капусты и буряков, а весною из кваса, щавля и лебеды с салом в мясоед, а в постные дни с олеем; а бедняки вместо олею и сала – только с одною солью. Говядина и каша густая только употребляются в праздники для гостей, из (которой) говядины приготовляют так называемые печеня с огурцами и картофлей, а иногда вместо огурцов полагается кислая капуста; все это приготовляется в одной миске (каструле) вместе. Вареники и блины считаются за лакомство, и потому употребляются редко; также и соленая рыба.
Жилые хаты (дома) строятся обыкновенно в четыре угла длиною от 6–9 аршин. Против хаты строится амбар, а между хатою и амбаром заделываются к углам их две стены, что называется сенями. У бедняков амбар и сени делаются из лозы – плетнем и обмазываются глиною, или обставляются соломою для защиты от снега и дождя. Внутреннее устройство тоже одинаково, три и не более четырех окошек от 6–12 вершков; в углу, около дверей, устраивается печка; а от печки до стены так называемый пол высотою около аршина, а широтою от полутора до двух слишком аршин, на котором ночуют преимущественно дети, а в главном углу против дверей, который называется покутем, ставятся иконы, покрытые непременно рушником, расшитым красною бумагою, а также столь близ лавок (лавка – широкая, длинная доска, только тоньше), на которых становят разную посуду: горшки, миски и проч.
Крестьянских общественных и частных бань в селе Буянках не имеется. Народонаселения в селе Буянках всего 239 душ мужского пола и 231 душа женского пола, в том числе казаков 81 душа муж. и 84 – женского, временно-обязанных 147 муж. и 139 женск., остальное число – духовные и дворяне; а с принадлежащими к селу Буянки деревнями: Свинопухи и Малиновка народонаселение простирается до 594 душ мужск. и до 596 д. женского пола.
Для пропитания своего жители села Буянки преимущественно занимаются хлебопашеством, а некоторые, особенно жители деревни Свинопухи – и ремеслом – бондарством, а именно: делают дежки, ведра и дежи для хлеба.
Обработка земли производится преимущественно лошадьми, а волов почти не хотят держать, считая их не так выгодными и успешными в работе.
Родины, крестьбины и свадьбы сопровождаются гуляньем и угощеньем родных, соседей и других знакомых разными закусками и преимущественно водкой, без чего и праздник – не праздник, не смотря даже на теперешнюю ее дороговизну. При этом поются песни, применительно к обстоятельству, иногда и не скромные и оскорбительные для слуха.
Похороны и освящения домов (входчины) сопровождаются чинно; хотя и порядочно подопьют, но песен и других неприличий не бывает, а проводится время в различных разговорах. Закладка же хат ничем в Буянках не отличается и никаких обрядов и гуляньев не бывает. Песни поются многие, разные, сатирические, трагические, выражающие тоску жениха по невесте и наоборот; также применимые к обстоятельствам времени, как-то: веснянки, во время весны, жнивные, в жатву, Ивана купала от заговен на Петровку по 24 июня, щедровки, под новый год, и так называемые простые песни, которые можно петь во всякое время года, а на Рождество Христово (колядки) в Буянках и обычая нет петь песни.
Привожу для примера, по одной для каждого времени следующие песни:
Веснянки:
Ой нехади над водою
Дай не выглядайсе:
Очи рябы, як у жабы
Сам на чорта вдавсе.
Ой выду я за ворота, –
Гуляю, гуляю
Кличе мати вечеряти;
Думаю, гадаю.
Ой вечерай, моя мати,
Коли наваришла,
Теперь мене, моя мати,
Вечера не мила.
Вечера не мила;
Милей мне, моя мати,
Чужая дитина.
Жнивная:
Ой, мы свойму пану
Наредили славу,
И жито пожали
И в копы поклали,
Ой поклали, ой поклали. –
При месечку жали
Серпуов не ламали;
Не ламали, не ламали.
***
Наша пани добра,
Зарезала бобра,
А нам недала,
Сама спожила;
Наша пани велика,
Зарубила индыка,
А нам не дала,
Сама спожила;
Поставила на припечку,
Муха пролила,
Муха пролила. –
Бодай тебе, мушенька,
Переломило, переломило,
Що ты моих да жевчиков
Поглодила, поголадила.
Ивана купала:
Иване, Ивашеньку!
Ой на Ивана нуочка мала,
Иване, Ивашеньку!
Шнур сукала до жупана
Иване, Ивашеньку! –
Иване, Ивашеньку!
Да до жупана, да до синяго
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
Да до Семенка до мизинаго
Иване, Ивашеньку!
***
Иване, Ивашеньку!
Хмель на тычину навивается,
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
Дроздиха дочкою набивается,
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
Возми в мени Коваленки дочку
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
Дам тебе вена
Да три возы сена,
Иване, Ивашеньшу!
Мольку и байдак
И семера собак,
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
И корову круторогу
Да за Фесю черноброву,
Иване, Ивашеньку!
Иване, Ивашеньку!
Ще и куошку кучераву
Да за Фесю шепеляву,
Иване, Ивашеньку!
Щедровка:
Ой, красна, ясна
Калина в лузи,
Святий вечер!
Ой, красный, ясный
Фесечка в батька,
Святый вечер!
По двару походила,
Весь двуор скрасила,
Святый вечер!
У сени въишла,
Сени зазяли,
Святый вечер!
У хату въишла,
Паны стояли,
Святый вечер!
Паны стояли
Шапки знимали,
Святый вечер!
Чи ты царковка;
Чи коралиовка,
Святый вечер!
Я ни царовка,
Ни каралиовка,
Святый вечер!
Иванова дочка,
Молодая Фесечка,
Святый вечер!
Да бувай же здорова,
Молодая Фесечка,
Святый вечер!
Да не сама с собою,
С отцем з маткою,
Святый вечер!
И с усим родом
Живете с Богом.
Святый вечер!
Простая песня во всякое время года:
Чаго в Машенкьи заплаканы глаза,
У красавицы запачканы рукава?
Первый вечер мене батюшка побив,
Я с побою три недели лежала,
На четвертую здоровенька стала.
А на пятой у зеленый сад пошла;
В зеленом саду дороженьку нашла.
Ох и этож тую дороженьку проторив
Холостый парень до дивочки ходив;
Сладки яблочки в карманику носив
Сам не знаю, сам не ведаю за що:
Чи за ее румяное лицо,
Ч за ее за худши слова.
Пословицы и поговорки, которых множество:
Над Бога
Нема некога.
Крут верть,
Под черепочком смерть.
Тагды собак годовать,
Як на вловы йти.
Що да чого, а хлеб до борща.
Говори Грицю Богородыцю.
Чешись куонь с куонем, а вуол з вуломо.
Дитя не плаче,
Матка не знае.
Скачи, враже,
Як пан каже.
Дери лыки, як дерутця.
Ищи ветра у поли.
И множество других.
[1] Что.
[2] Разве.
[3] Имущество.
[4] Любить, жалеть.
[5] Торговля, обмен.
[6] Выговаривается мягко, употребляется вместо это – вот.
[7] Бранить.
[8] Нужно.
[9] Воровать.
[10] Говорил.
[11] Хромает.
[12] Худобою называют домашний скот.
[13] Наметка в роде белой кисеи в 3 аршина длины домашней работы.