Древности Купянского района (В. Колода)
Археологический очерк Купянского района[1]
История своей страны, родного края редко кого может оставить равнодушным – это свойство любой разумной личности. Именно поэтому историко-краеведческая литературы всегда вызывала интерес массового читателя. Особенно много такой литературы появилось в последнее двадцатилетие, Это во многом связано с обретением современной Украиной своей государственности, что стимулировало более глубокое осмысление собственной истории, поиск новых источников, освоение новых методов исторического познания и построение новых гипотез и теорий. Эти годы изобиловали значительным количеством исторических и краеведческих произведений, написанных историками-профессионалами, но, в значительно большем количестве – патриотически настроенными любителями истории и краеведами. Последняя группа работ регионально значима и полезна для историко-патриотического воспитания. Книги и стать по краеведению будят интерес широких слоёв населения, показывают значимость и важность истории отдельных регионов и отдельных населённых пунктов в общей канве исторических событий.
К сожалению, нередко факты заменяются домыслами, многие гипотезы строятся не на надёжно документированном фундаменте, а на принципах: "я так вижу", "есть мнение", "как давно уже всем известно,…" и т п.. Это не столько вина авторов (любящих свою "малую родину" и желающих приукрасить события, сделать книгу занимательнее), сколько общая беда региональной профессиональной исторической науки, которая редко поставляет на книжный рынок свою научную продукцию, способную стать надёжной научной базой для написания достойных краеведческих работ. Заполнить в определённой мере научный вакуум относительно древностей Купянского края, к археологическому исследованию которого я был неким образом причастен, – вот та мысль, которая двигала автором этого очерка. Не претендуя на исчерпывающую полноту, считаю своим долгом донести следующее…
Купянский район, расположенный на северо-востоке Харьковской области, к сожалению, редко привлекал внимание профессиональных археологов. Большим событием для развития археологии нашего края (Слобожанщины) стал ХII Всероссийский Археологический съезд, проведённый в 1902 г. в Харькове.[2] Подготовительный "предварительный комитет" по организации этого научного форума, возглавляемый известным харьковским историком, Д.И. Багалеем – профессором императорского университета,[3] организовал широкомасштабный сбор информации и археологические исследования, в которых приняли участие не только учёные и краеведы Харьковской губернии, но и приглашенный археологи из Москвы и Санкт-Петербурга.[4]
В рамках подготовки этого съезда были собраны значительные сведения о древностях тогдашнего Купянского уезда, который по площади практически вдвое превосходил современный Купянский район (Рис. 1). Эти данные отражены в работе Д.И. Багалея.[5] Здесь было названо около 80 населённых пунктов, большинство из которых уже не существует на современной карте. Объём информации в несколько раз превышает данные последнего справочника по археологии Харьковщины.[6] Проведенные археологические исследования Е.П. Трефильева,[7] Н.А. Федоровского[8] были опубликованы и ознакомили широкую научную общественность тогдашней России с древностями Купянского уезда. Близ Купянска и у с. Воронцовка 8 курганов в 1900–1901 гг. раскопал Е. Мельников.[9] Данные по нумизматике Слобожанщины с привлечением информации по Купянску и его округе опубликовал В.Е. Данилевич.[10] В целом, на ХII Археологическом съезде Купянский уезд достойно был представлен в кругу Харьковских губернских древностей. После этого никогда уже археологические раскопки памятников Купянщины не проводились и не публиковались так широко, хотя интерес к ним спорадически возникал у Киевских и Харьковских исследователей.
В середине прошлого столетия (в преддверии создания Краснооскольского водохранилища) значительные разведочные работы в долине р. Оскол осуществил сотрудник Института Археологии (Киев), уроженец р-ц. Лозовая – Д.Я. Телегин. В результате его разведок, иногда с шурфовками, было открыто ряд новых поселений: близ совхоза Вишнёвый Сад (совр. с. Вишнёвое), в Ковшаровке (район Купянска), у сёл Хомино (Фомино), Животовка и Пристен.[11] Следует заметить, что в послевоенное время новое поколение археологов проводило интенсивные разведки по выявлению новых памятников древности на территории Украины. Попутно уточнялись данные по ранее известным археологическим объектам. Результатом масштабных поисковых работ стал справочник, согласно которому на территории Харьковщины числится около 300 древних пунктов. Купянский край эта акция практически не затронула, и данный район в этом списке представлен всего двадцатью позициями.[12]
Приблизительно в это же время выходит и обобщающая работа по археологическим памятникам бассейна Северского Донца. В ней, по отдельными вкраплениями расположена информация о древностях Купянского района.[13] Считаем необходимым заметить, что данная книга на долгие годы по праву стала настольным пособием для многих краеведов, и, не смотря на то, что за более чем полувековой период в нашем регионе выявлено и исследовано огромное количество памятников, работы подобного уровня обобщения так и не было создано.
В начале 1980-х гг. на Украине началась работа над составлением Свода памятников истории и культуры, где каждая область должна была быть представлена отдельным томом (томами). К сожалению, эта работа с большими трудностями и перерывами продолжается до сего дня. Однако в рамках данного проекта автору этих строк удалось осуществить значительные маршрутные разведки, в результате которых были составлены планы курганных могильников, уточнено количество и проведены их обмеры. Было проверено состояние некоторых ранее известных поселений в Колесниковке и Купянске. Эти материалы отражены в отчёте автора[14] и ряде небольших статей для готовящегося свода памятников Харьковской области. В 1989 г. исследования в районе проводил сотрудник Харьковского национального университета А.В. Крыганов. Он провёл разведки в окрестностях сёл Глушковка, Животовка и Сеньково, а также раскопки курганов у с. Колесниковка и Новоосиново,[15] о чём речь пойдёт ниже.
Вот, в общем-то, и вся история археологического изучения Купянского района. Причины недостаточного внимания профессиональных археологов к этому району различны и лежат за пределами данного очерка. Однако и полученные данные всё же позволяют с достаточно большой долей вероятности восстановить картину развития этого региона в период, что предшествовал Слобожанскому заселению этого края. Для удобства читателя в очерк помещены две карты – современная карта района (Рис. 1) и карта 1947 г., на которой обозначены населённые пункты, не сохранившиеся до настоящего времени (Рис. 2). Читателю следует помнить и то, что границы областей и районов в советский период изменялись, и некоторые сёла бывшего Купянского уезда в настоящий момент находятся на территории соседних районов, областей и даже в соседнем государстве. Кроме карт, очерк сопровождается рядом таблиц. Одна из них содержит список археологических памятников Купянского района,[16] а остальные иллюстрируют древности различных периодов заселения края – Харьковщины, а при отсутствии таковых – и всей Левобережной Украины (Рис. 3–8). Теперь же, считаем возможным перейти к непосредственному изложению материалов по древней истории Купянщины, увязав их с общепринятыми культурно-хронологическими этапами развития населения Юго-Восточной Европы.
Каменный век
До настоящего времени нет достоверно проверенных данных о присутствии палеолитического человека на рассматриваемой территории. Скорее всего, в позднем палеолите (40/35–10 тыс. до н.э.) долина Оскола использовалось как временные сезонные охотничьи угодья для пришлых сюда с юга (территория современной Донецкой обл.) немногочисленных групп населения.
О временном присутствии здесь населения эпохи мезолита (10–7/6 тыс. до н.э.) может свидетельствовать наличие стоянки у бывшего с. Пришиб,[17] а также находки микролитического инвентаря у с. Кругляковка.[18] О возможно более широком представительстве человека здесь в мезолите могут говорить и личные наблюдения автора. Во время маршрутных разведок вдоль Оскола, на дюнах его левого берега, нами неоднократно фиксировались характерные микролитические кремнёвые отщепы. Мезолитическая эпоха связана с интенсивным таянием ледника и кардинальной сменой флоры и фауны. Это, с одной стороны, повлекло за собой значительное расселение человечества Восточной Европы, а с другой – изменения в сфере охоты: изменение объекта промысла и приёмов охоты, появление лука и стрел. Всё это вело к интенсивному распаду старых родовых коллективов и переходу в индивидуальным формам брачных отношений. Эта эпоха отличается значительной подвижностью небольших человеческих коллективов, местопребывание которых связано зачастую с сезонной миграцией животных. Именно поэтому мезолитические стоянки зафиксировать крайне сложно. По нашему мнению территория Купянского района в мезолите представляла собою промежуточную (транзитную) территорию с временным пребыванием небольших коллективов охотников-рыболовов, которые стремились на более северные обширные территории, ещё не освоенные человечеством после отступления ледника.
Неолит в Купянском районе представлен уже конкретными и разнообразными памятниками – это поселения, погребения и отдельные находки. К первой группе памятников следует отнести 2 стоянки: стоянку (поселение-?) у озера Щучье близ Глушковки и стоянку близ с. Кругляковка, селище на одном из мысов на р. Песчая возле Колесниковки, селище на территории г. Купянска и многослойное поселение близ Александрии (близ южных границ современного района). Неолитический могильник (по обряду ингумации) обнаружен и частично обследован Д.Я. Телегиным у бывшего совхоза Вишнёвый Сад. Отдельные находки неолитической керамики обнаружены близ с. Животовка.[19]
Лишь многослойное поселение вблизи Александрии позволяет соотнести выявленные здесь материалы с конкретными культурно-историческими общностями неолита, которые в археологии получили название археологических культур.[20] Здесь было выявлено два периода заселения: первый (ранний, нижний слой) относится к днепро-донецкой культуре (конец V – IV тыс. н.э.), второй (поздний, верхний слой) – к среднестоговской культуре (вторая половина IV – первая половина III тыс. до н.э.).
Население днепро-донецкой культуры занимало значительные территории Поднепровья, Среднее течение Северского Донца, Полесье, лесостепное Левобережье Днепра и Припять. Основу их хозяйства составляли охота, рыбная ловля и собирательство. На позднем этапе развития, на её южных территориях возникаем и скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи). Племена нашей территории занимали крайний восточный рубеж этой культурной общности, для них было характерным полное господство присваивающего хозяйства с доминированием рыбной ловли и охоты на мелкую дичь. Население широко использовало кремнёвые и костяные орудия труда, и лепную (чаще остродонную) керамику с гребенчато-накольчатым орнаментом – Рис. 3. Для этой группы племён характерной чертой является коллективные захоронения по обряду ингумации, вытянуто в меридиональном направлении. Антропологические исследования позволяют дать их внешнюю характеристику – это были высокорослые широкоплечие физически развитие европеоиды с широким лицом.
Основные территории среднестоговской культуры располагались в степной и лесостепной зоне между Днепром и Северским Донцом, так что обнаруженное близ Александрии поселение – это, скорее всего, исключение, фиксирующее крайнюю северо-восточную зону распространения этих племён, основным занятием которых было оседлое коневодство. Эти племена первыми в Европе стали использовать лошадь для верховой езды. Второстепенными занятиями для них были охота, рыбная ловля и собирательство. Для изготовлений орудий труда широко использовали различные виды камня, кость и рог – Рис. 4. Могильники – незначительных размеров, грунтовые, усопшие размещались на спине, головой ориентированы на восток или северо-восток, с согнутыми ногами.
Энеолит и бронзовый век
Этот период медно-бронзового века на территории Купянского района представлен, в основном, курганными древностями. Они относятся к таким археологическим культурам как ямная (вторая половина III – начало II тыс. до н.э.), катакомбная (18–16 вв. до н.э.) и срубная (16-12 вв. до н.э.). Своё название они получили по обряду погребения телоположения под курганами – Рис. 5. Заметим, что выделение и классификация этих культурных общностей В.А. Городцовым стала возможной лишь после того, когда он в начале ХХ в., накануне ХII Всероссийского Археологического съезда, провёл исследования на территории Харьковской губернии.
В некоторых случаях качество находок было настолько невыразительным, что исследователи констатировали лишь факт того, что открытый ими памятник относится к медно-бронзовому веку вообще, без конкретизации культуры или датировки. Именно это можно сказать о поселениях у Хомино и Пристен, а также одно из поселений у с. Колесниковка.[21] В иных случаях информация была более точной. В одном случае поселение содержало отложения практически всего культурного спектра эпохи (ямной, катакомбной и срубной культур) – близ бывшего совхоза Вишнёвый сад.[22] Остальные памятники представим по культурно-хронологическим периодам
Время медно-каменного века (энеолита) представлено на Харьковщине, в целом, памятниками ямной культуры. Это были первые кочевники-скотоводы, основным занятием которых было разведение крупного и мелкого рогатого скота, разведение коней было подчинено пастушескому хозяйству. С этим населением связаны подкурганные погребения в ямах с посыпкой захороненного охрой – Рис. 5. Нередко в погребение клали 1-2 лепных остродонных или округлодонных горшка со слабо выраженным венчиком (или без него). Орнамент посуды состоял из групп костяного зубчатого или верёвочного штампа – Рис. 6, 1. Из всех курганных древностей Купянщины лишь одно погребение в кургане близ с. Новоосиново можно уверенно отнести к ямной культуре.[23]
Бронзовый век района представлен древностями катакомбной, срубной и бондарихинской (12 – начало 7 вв. до н.э.) культуры.
Памятники катакомбной культуры – это, прежде всего, курганные погребения – Рис. 5. Они уже более богаты погребальным инвентарём. В качестве сопутствующих предметов уже можно найти бронзовые предметы, в том числе и вооружение, заупокойную пищу (часть туши животного), пепел костра и несколько сосудов с чётко профилированной шейкой и верёвочным орнаментом – Рис. 6, 2. Такие захоронения выявлены у с. Воронцовка и Колесниковка.[24] Кроме выше упомянутого селища Вишнёвый Сад, культурные отложения катакомбного времени выявлены и на селище Ковшаровка-Б в пределах Купянска.[25] В целом же племена катакомбной культуры вели кочевое скотоводческое хозяйство, аналогичное выше описанному. Однако наличие редких поселений даёт возможность говорить, что часть населения переходит к полукочевому или даже оседлому способу существования и начинает заниматься земледелием, которое изначально было направлено на нужды скотоводства (подкормка молодняка).
Памятники срубной культуры образуют на территории Харьковской области густую разветвлённую сеть, образуя гнёзда поселений в лесостепной её зоне. И в Купянском районе памятники этого периода представлены значительно шире предыдущих. Это селища Вишнёвый Сад, Глушковка, Колесниковка, Ковшаровка-А и Корвшаровка-Б, а также отдельная находка лепного горшка у с. Сеньково.[26] Захоронения срубников обнаружены на территории Купянска, у Новоосиново и в Сеньково.[27] В целом это население в равной степени вело как кочевой, так и оседлый способ житья, в зависимости от природно-климатических условий и региона обитания. Хозяйство оседлого населения базировалось на мотыжном земледелии и отгонном скотоводстве, кочевники – вели традиционное для того времени хозяйство. Следует отметить высокий уровень бронзолитейного дела у племён срубной культуры. Они были лучшими литейщиками во всей Восточной Европе. Именно из их среды выделяются мастера, для которых изготовление медных и бронзовых изделий становится профессией.
На поселениях найдены орудия обработки почвы (костяные и роговые мотыги), сбора и переработки урожая (кремнёвые и бронзовые серпы и каменные зернотёрки). Захоронения совершались в неглубоких ямах, внутри которых размещался бревенчатый сруб в 2-4 венца (иногда с жердевым перекрытием). Вместе с умершим нередко клали бронзовые орудия труда, украшения и вооружение, заупокойная пища размещалась в острорёберных биконических или баночных горшках с глубоким геометрическим орнаментом – Рис. 6, 3.
Древности бондарихинской культуры в районе малочисленны и бедны – это селища в с. Животовка и Пришиб. [28] Не смотря на то, что эта культура заканчивает бронзовые и начинает ранний железный век в нашем регионе, Уровень развития её населения значительно уступал предшествующим племенам срубной культуры. В основе хозяйства этой группы населения лежало мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство (в основном свиньи и крупный рогатый скот), которые значительно дополнялись рыбной ловлей и охотой. Металлических орудий мало, в основном использовались кремнёвые и даже костяные, предметы вооружения и украшения – единичны. Характерной чертой лепной керамики является орнамент из вдавлений треугольной щепой и палочкой, а также защипы в виде "бантика" – Рис. 6, 4.
Для памятников бронзового века можно с уверенностью говорить об их этнической принадлежности. Племена ямной, катакомбной и срубной культур подавляющим числом учёных уверенно связываются с индоиранским этносом. Относительно бондарихинской культуры мнения специалистов разделились – её связывают или с пришлым люда из Волго-Окского междуречья финно-угорским населением или с балтским. Диспутанты согласны лишь в том, что для нашей территории это пришлая из лесной зоны группа населения.
Остаётся добавить, что близ х. Кнышевка, что у с. Кондрашовка были найдены медные и бронзовые предметы, среди которых был и прекрасный топор кобанской археологической культуры (поздний бронзовый век, Северный Кавказ).[29] Такая находка свидетельствует, что население рассматриваемого региона в бронзовом веке развивалось не изолированно, а в контактах с иными племенами юга Восточной Европы.
Ранний железный век
В данной эпохе выделяется два периода, в соответствии с военно-политическим и культурным доминированием тех или иных ираноязычных племён: скифский (середина 7 – конец вв. до н.э.) и сарматский (конец 3 в. до н.э. – конец 4 в. н.э.). В целом эпоха раннего железа в Купянском районе представлена значительно беднее предыдущей эпохи – медно-бронзового века. Известно лишь три селища с отложениями скифского периода – в Воронцовке, Загрызово и Пристене,[30] кроме того, близ Воронцовки известно 4 курганных могильника. В двух из них ("А" и "В") обнаружены захоронения раннего железного века. В первом из них исследовано 2 захоронения скифского времени, а во втором – сарматского.[31]
В скифский период нашу территорию (бассейн Северского Донца и, вероятно, Оскола) населяли не сами скифы, что были кочевниками-скотоводами, а родственные им племена меланхленов. Они вели хозяйство, основанное на пашенном земледелии и пастушеском и сезонно-отгонном скотоводстве. Значительного уровня достигла у них черная металлургия, а также обработка железа и бронзы, которые были явно профессиональными занятиями. На уровне домашнего производства (для собственного потребления) были у них обработка шерсти, кости, рога, дерева и камня, а также лепное изготовление керамической посуды. В раннем железном веке война становится профессиональным занятием, поэтому под курганами, куда население Скифии (именно так греческий историк Геродот называет территорию, подвластную скифам) помещало своих умерших, нередко находят разнообразную конскую упряжь и вооружение, а также местную лепную и импортную (греческую) гончарную посуду – Рис. 7, 1. Успешное социально-экономическое развитие населения Скифии привело к появлению первого самостоятельного государственного образования со значительным пережитками родового строя в виде военной демократии.
Хотелось бы упредить одну из популярных ошибок, которая неоднократно тиражируется даже среди историков. Сарматы не побеждали и не вытесняли скифов из Причерноморья. Основной причиной упадка Скифии в конце 4 в. до н.э. стало усыхание степей и истощение кормовой базы скотоводческого хозяйства. К этому добавилось поражение скифов от войск Филиппа Македонского в Подунавье и отсутствие харизматического лидера, который бы сумел объединить распавшиеся после смерти царя Атея племена. Сарматы овладели азово-причерноморским степным пространством не сразу, а спустя почти столетие, после того, как скифы покинули их.
Сарматы были ближайшими родственниками скифов. Они продолжили линию развития иранского этноса на территории Украины. В отличие от скифов у них не было единого государства, хотя древние истории и сообщают о наличии у них в разное время отдельных "царств". И ещё одно отличие следует отметить – значительные пережитки матриархата: лишь женщина могла быть верховным служителем культы и сармат, а иногда и выполнять функции верховного владыки – царя. Более высокая, чем у иных племён, роль женщины подтверждается и находками предметов вооружения в женских захоронениях (основная причина появления мифов об амазонках). Среди сарматских древностей Украины не известно поселений, лишь одни курганы, что позволяет сделать вывод, что сарматское общество – это кочевники-скотоводы и воины. Всё это хорошо иллюстрируется инвентарём подкурганных захоронений по обряду ингумации – Рис. 7, 2.
С сарматским временем связаны и находки римских монет в Купянске и его округе, в том числе и монета императора Нервы (вторая половина I в.н.э.). Это подводит к мысли о том, что территория рассматриваемого региона в указанный период не была изолированной в своём развитии.
Средневековье
К периоду раннего средневековья принадлежат древности таких археологических культур как пеньковская (вторая половина 5 – начало 8 вв. н.э.) и салтовская (середина 8 – середина 10 вв. н.э.) Их памятники в различной степени представлены на территории Купянщины.
Пеньковская культура представлена лишь двумя селищами близ с. Сеньково,[32] хотя в лесостепном Поосколье (Белгродская обл.) и на Северском Донце их известно немало. Пеньковскую культуру зачастую называют славянской (летописные анты), а некоторые "горячие головы" украинской истории связывают с ними начало украинского этноса. Археологическая реальность выглядит не так ярко и значительно сложнее. Действительно, пеньковские племена во многом соответствуют летописным антам Прокопия Кесарийского и Иордана Готского. Они занимали пограничные территории степи и лесостепи на юге Восточной Европы от Оскола до Дуная. Однако их материальная и духовная культура, традиции домостроительства и керамического производства свидетельствуют о смешанном полиэтничном составе населения, куда входили славяне, остатки иранского населения (бывшие скифы и сарматы), тюркские народы и, возможно, балты. так что анты – это не только история славян, а уж о начале украинцев и говорить не приходится.
Это были оседлые племена, занимающиеся пашенным земледелием и пастушеским скотоводством, с бедным металлическим инвентарём и редкими украшениями из цветного металла. Заметим, что территория Оскола была их далёкой северо-восточной окраиной. На наших пеньковских поселениях находят практически лишь фрагменты лепной керамики, среди которых можно выделить и определённое новшество: глиняные диски и сковородки – Рис. 8, 1.
Интересно отметить находку золотой монеты с изображением Константа II и Константина IV (654–659 гг.) на территории Купянского уезда в 1888 г, а также клад восточных монет VI–VII вв.[33] Для нашего региона это очень редкий нумизматический экземпляр, его попадание к нам связано, скорее всего, с активностью степняков-кочевников в эпоху Великого переселения народов.
Салтовская (салтово-маяцкая) археологическая культура представлена значительно шире. Известен ряд поселений: у с. Винёвый Сад,близ бывшего с. Геново, близ Голубовки, Грушевки, Животовки, Пристена Хомино, а также у бывшего хутора Мирошников.[34] Эти памятники представлены маловыразительными сильно фрагментированным осколками керамической посуды (как правило, гончарной). Салтовская культура является современным материальным воплощением высокоразвитой материальной и духовной культуры такого раннефеодального государства как Хазарский каганат (Хазария) – Рис. 8. 2. В этом государстве под властью хазарской родо-племенной верхушки из рода Ашина были объединены многие оседлые, кочевые и полукочевые народы юга Восточной Европы от Северного Кавказа (на юге) до лесостепной территории Северского Донца и Оскола (на севере), от Нижнего Поволжья (на востоке) до низовьев Днепра (на западе).
Поосколье входило в так называемую зону "среднего течения Северского Донца", населённую преимущественно кочевыми болгарами-скотоводами. Данный регион выделяется среди прочих регионов Хазарии своей невыразительностью и скудностью материалов, что связано, скорее всего, с их общим подчинённым положением в составе государства.
В целом же экономика Хазарского каганата отличалась высокоразвитым пашенным земледелием и виноградарством, многоотраслевым животноводством, профессиональным товарным ремеслом (черная металлургия и металлообработка, гончарное, камнетёсное и косторезное производства). Широки были и торговые связи Хазарии (от Китая до Испании по Великому Шёлковому пути) и от Скандинавии до Ближнего Востока. О связях Хазарии со странами Востока свидетельствуют редкие находки арабских дирхемов: в Купянске (Багдад, 779 г.) и вблизи с. Черурково Купянского уезда (хан Джанибек, 786 г.).[35]
К развитому средневековью можно отнести находки двух каменных половецких баб у бывшего с. Дисковка и вблизи с. Богуславка, не дошедших, к сожалению, до наших дней, а также одного захоронения в кургане-7 близ Колесниковки.[36] В половецкое время (середина ХI – первая половина ХIII вв.) территория Поосколья входила в состав с донской (донецкой) орды, центр которой находился в среднем течении Северского Донца.[37] Половцы – кочевники-скотоводы практически в чистом виде. Кроме того, они принимали значительное участие в политической жизни южных и юго-восточных княжеств Киевской Руси, особенно в период феодальных распрей.
Древности Киевской Руси (конец IХ – первая половина ХIII вв.) представлены единственной, но яркой замечательной находкой: недалеко от бывшего с. Краснянка в Купянском уезде обнаружена рукоять меча с частью лезвия[38] – Рис. 8, 3. Судя по орнаменту и оформлению рукояти (форма навершия и перекрестья) находку можно отнести к мечам каролингского типа (IХ – ХI вв.). Поосколье территориально не входило в состав Древнерусского государства, однако тесные печенежско-русские и половецко-русские контакты пронизывают практически всю историю Киевской Руси, что вполне и подтверждается находкой клинкового древнерусского оружия на кочевнической территории.
К этому же периоду относятся и редкие находки византийских монет и их подражаний. На территории самого Купянска на левом берегу Оскола ещё на рубеже ХIХ–ХХ вв. найдена медная византийская монета императора Михаила VII Дуки (1071–1078 гг.). Приблизительно в этот же период в узде найдено изделие – подражание византийской монете.[39]
Период Золотой Орды (середина 13 – начало 15 вв.) на Харьковщине вообще представлен крайне слабо. Из находок этого времени в Купянском районе можно отметить лишь монеты: арабский дирхем 1387 г., а также несколько золотоордынских монет, найденных ещё в ХIХ в. (в г. Купянске и возле с. Сеньково – по одной монете; несколько ордынских монет обнаружено близ бывшего хутора Чепурково, рядом с Купянском).[40]
Обратим внимание ещё на два интересных объекта вблизи с. Петропавловка – это два майдана (разрытые глухой глубокой проникающей траншеей курганы). Они имели значительные размеры – 60 м и 400 м в окружности.[41] Конечно, курганы принадлежали древнему населению, и, судя по размерам, относились к скифо-сарматской эпохе. Причина превращения курганов в майданы – селитроварение. В ХVI–ХVII вв. население разрывало большие курганы и извлекало оттуда сырье для получения селитры, из которой в последствии получали низкокачественный порох, крайне необходимый в то неспокойное время. С эти периодом вполне соотносится находка клада из монет польского короля Сигизмунда III (1587–1632 гг.).[42]
Вот практически и всё, что можно уверенно, с опорой на документы, сказать об археологическом прошлом Купянска и его района (уезда).
Подведём некоторые итоги нашего археологического очерка.
До сего дня древности Kупянского района являются terra incognita для современных историков и археологов. Наиболее массовый сбор информации о древностях, в том числе и раскопки, связаны с событиями более чем столетней давности (ХII Всероссийский Археологический съезд). В дальнейшем археологи ограничивались лишь разведками и сборами с поверхности. Наиболее представительной эпохой в регионе является бронзовый век с его чередой сменяющих друг друга скотоводческих кочевых племён. Остальные эпохи представлены значительно меньше. Возможно, в этом и кроется недостаток интереса археологов-профессионалов в Купянскому району.
Практически вовсе эпохи, начиная с каменного века, Среднее Поосколье было крайней пограничной территорией всех присутствующих здесь археологических культур (этносов), вплоть до заселения Купянщины вместе с освоением всей территории Собожанщины уже в новое время. Однако пограничье, контактная зона, всегда хранит в себе много непознанного. Именно здесь причудливым образом переплетаются традиции многих народов и создаются синкретичные (смешанные) явления в материальной и духовной культуре. Так что Купянщина ждёт своего исследователя древностей, своего археолога-профессионала. Я по-доброму завидую ему, его ждёт широкое и неисследованное поле деятельности и, уверен, удивительные открытия. А что сейчас? А задачей сегодняшнего дня является сохранение исторического наследия, выявление и охрана археологических памятников. Это хрупкое наследие ЛЕГКО РАЗРУШИТЬ и НЕВОЗМОЖНО ВОССТАНОВИТЬ.
Обратим внимание читателя и на то обстоятельство, что со временем количество археологических памятников уменьшается. Это связано с рядом объективных причин: застройка новых территорий, которые были удобны для проживания во все времена, начиная с каменного века; интенсивная обработка земли, способствующая нивелировке курганных насыпей;[43] строительство водохранилищ и расширение путей сообщений. Да, это всё необходимо – это течение нашей жизни. Но, прежде чем разрушить поверхность, выкопать котлован или растащить бульдозером курган, пригласите археолога. Он не пропустит и малейшего следа, что оставили Ваши (НАШИ) предки. А потом уже решайте – стоит ли разрушать эту память, а, может быть, сначала исследовать, получить информацию о прошлом своего же края. Разве знания о тех, кто жил здесь до нас о нас ничего не стоят? И можно ли надеяться на память о себе на уважение потомков, если мы не уважаем и не хотим знать о наших предках?...
[1] Раздел подготовлен В.В. Колодой.
[2] Михеев В.К. Двенадцатый археологический съезд в Харькове (к 100-летнему юбилею) // Хазарский альманах. – К.-Харьков. – Т.2. – 2004. – С. 187–193.
[3] Кравченко В.В. Д.И. Багалей: научная и общественно-политическая деятельность. – Харьков, 1990.
[4] Скірда В.В. Внесок Харківського Попереднього комітету в підготовку ХII Археологічного з`їзду // Проблемы истории и археологии Украины. материалы V Международной конференции. – Харьков, 2004. – С. 113–114.
[5] Багалей Д.И. Объяснительный текст к археологической карте Харьковской губернии // Труды ХII Археологического съезда в Харькове. 1902 г. – М., 1905. – Т. I. – С. 62–70.
[6] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – К., 1977. – С. 108–112.
[7] Трефильев Е.П. Археологическая экскурсия в Купянский уезд Харьковской губернии летом 1901 года // Труды ХII Археологического съезда в Харькове. 1902 г. – М., 1905. – Т. I. – С. 131–140; Трефильев Е.П. Курганы с каменными бабами Купянского уезда Харьковской губернии // Труды ХII Археологического съезда в Харькове. 1902 г. – М., 1905. – Т. I. – С. 141–144. Справедливости ради заметим, что свои исследования Е.П. Трефильев проводил на территории современной Луганской обл.
[8] Федоровский Н.А. Могильник кургана слободы Сеньково Купянского уезда // Труды Харьковского историко-филологического общества. – Т. 12. – 1900. – С. 73–83.
[9] Мельник Е.Раскопки курганов в Харьковской губернии 1900 – 1901 г. // Труды ХII Археологического съезда в Харькове. 1902 г. – М., 1905. – Т. I. – С. 717–727.
[10] Данилевич В.Е. Карта монетных кладов и находок единичных монет в Харьковской губернии // Труды ХII Археологического съезда в Харькове. 1902 г. – М., 1905. – Т. I. – С. 373–410.
[11] Телегин Д.Я.Отчёт о разведках и раскопках в долине р. Оскола и С Донца в 1955 году – Научный архив Института археологии Национальной академии наук Украины (Киев). – № 1955/3.
[12] Археологічні пам`ятки України. Короткий список. – К. 1966. – С. 327–353.
[13] Б.А. Шрамко Древности Северского Донца. – Харьков, 1962.
[14] Колода В.В. Отчёт об археологических разведках в Купянском и Лозовском районах Харьковской области в 1985 году. – Научный архив Института археологии Национальной академии наук Украины (Киев). – № 1985/55. – С. 1–5.
[15] Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках курганов в Купянском районе Харьковской обл. отрядом новостроечной экспедиции Харьковского госуниверситета в 1989 г. – Научный архив Института археологии Национальной академии наук Украины (Киев). – № 1989/250. – С. 2–19.
[16] Основу списка составили данные, содержащиеся в последнем официальном перечне археологических памятников Харьковской области: Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С. 108–112., уточнённые по архивам Института археологии Украины (Киев) и разведками автора.
[17] Телегин Д.Я. Мезолитическая эпоха // Археология Украинской ССР. – Т. 1. – 1985. – С. 84–85
[18] Археологічні пам`ятки України… – С. 329.
[19] Археологічні пам`ятки України… – С. 328–330; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109–110
[20] АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это группа археологических памятников (поселений, погребений и т.п.), существующая в одно время, на ограниченной территории и обладающая определёнными, лишь её присущими чертами в материальной и духовной культуре. Для "дописьменного" периода истории археологическая культура, в определённом смысле, тождественная современному понятию ЭТНОС.
[21] Археологічні пам`ятки України… – С. 337–338
[22] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109;
[23] Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С.18–19.
[24] Археологічні пам`ятки України… – С. 333; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 7–18.
[25] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.110; Колода В.В. Отчёт об археологических разведках… – С. 3–4.
[26] Археологічні пам`ятки України… – С. 334; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 2, 4; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109–112; Колода В.В. Отчёт об археологических разведках… – С. 3–4.
[27] Мельник Е. Раскопки курганов… – С. 717–721; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 18–19; Федоровский Н.А. Могильник кургана слободы Сеньково Купянского уезда // Труды Харьковского историко-филологического общества. – Т. 12. – 1900. – С. 73–83.
[28] Археологічні пам`ятки України… – С. 337; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 2.
[29] Шрамко Б.А. Древности северского Донца. – С. 125; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.110.
[30] Археологічні пам`ятки України… – С. 337; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109.
[31] Багалей Д.И. Объяснительный текст… – С. 62; Мельник Е. Раскопки курганов… – С. 717–721.
[32] Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 3.
[33] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С. 111–112; Бейдин Г.В., Григорьянц М.Н. Клады и монеты Харьковщины. История в памятниках нумизватики. – Харьков, 2007. – С. 43.
[34] Археологічні пам`ятки України… – С. 347–352; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109–111; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 2.
[35] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.110, 112; Бейдин Г.В., Григорьянц М.Н. Клады и монеты Харьковщины. История в памятниках нумизватики. – Харьков, 2007. – С. 49.
[36] Багалей Д.И. Объяснительный текст в археологической карте… – С. 34; Археологічні пам`ятки України… – С. 347; Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С.109; Крыганов А.В. Отчёт об археологических разведках и раскопках… – С. 7–18.
[37] Плетнёва С.А. Половцы. – М., 1990. – С 60–61, 155, карта на с. 149.
[38] Шрамко Б.А. Древности Северского Донца. – С. 349.
[39] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С. 110, 112; Бейдин Г.В., Григорьянц М.Н. Клады и монеты Харьковщины. История в памятниках нумизватики. – Харьков, 2007. – С. 56.
[40] Бейдин Г.В., Григорьянц М.Н. Клады и монеты Харьковщины. История в памятниках нумизватики. – Харьков, 2007. – С. 66.
[41] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнова Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – С. 111.
[42] Данилевич В.Е. Карта монетных кладов и находок… – С. 386
[43] В этой связи следует обратить внимание на последнюю колонку нашей таблицы, где данные на середине и конец ХХ в. значительно расходятся.