1857 год. Город Купянск "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника.
 
До 1780 года Купянск состоял в ведении Белгородского епископа, а с 1780 года, когда сделан он уездным городом, поступил по гражданским делам, в ведение Воронежского наместничества, а по духовным в ведение Воронежского епископа,  но с 1797 года, поступив в состав Слободской губернии, он возвращен в округ епархии Белгородской.
 
Первый соборный храм в Купянске построен около1662 года. По актам Святогорского монастыря 1694 года известен «г. Купянца Покровский священник Стефан». В 1702 году построен был в Купянске деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и, был возобновлен в 1760 году, существовал до 1802 года, то есть сто лет. В 1802 году заложен был трехпрестольный каменный храм, который окончен в 1822 году и тогда же освящен главный престол его в честь Покрова Богоматери. При сооружении сего величественного храма особенное усердие прилагал протоиерей Сергей Соколовский и прихожании помещик Яков Иванович Кашинцов. В 1824 году освящен в сем новом храме другой престол во имя Святителя Николая Чудотворца Мурликийского. В 1835 году протоиерей сего собора кандидат Петр Протопопов, при первом вступлении в должность священника собора, нашел, что внутреннее положение храма далеко не соответствует наружному великолепию: иконостас очень ветхий угрожал падением, а в приделе Николаевском был поставлен иконостас упраздненной Николаевской церкви. Движимый любовью и усердием к благолепию храма Божьего, Протопопов обратился с приглашением к прихожанам о сооружении нового иконостаса, и просьба его увенчалась успехом. Жертвы прихожан были весьма значительны. Вызваны искусные живописцы и, с помощью Божьею, иконостас в два года сооружен пред всеми тремя престолами по плану Чугуевского собора. Иконостас вполне приличный собору, с отличной живописью и арматурой. Но как между средним иконостасом и придельными оставались простенки незакрытыми, то, по приглашению протоиерея, явились новые благотворители из тех же прихожан, и простенки сии закрыты в том же году особыми киотами, поставленными в симметрию местным иконам среднего иконостаса, чрез что иконостас сделался сплошной чрез весь собор. На все это употреблено до 4000 рублей серебром. В 1836 году освящен третий престол во имя трех Святителей  Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, который заменил собою бывший в Купянске Петропавловский храм, упраздненный за ветхостью.
 
Придельные иконостасы сооружены на собственный кошт: с правой стороны мещанином Федором Ольшанским, бывшим в то время церковным старостою, и помещицей Анной Соболевой, а с левой – надворной советницей Татьяной Калашниковой; последняя участвовала и в устроении главного иконостаса. Так как собор оставался еще без ограды, а крыльца согнили и штукатурка везде опала, то протоиерей Протопопов в 1842 году опять обратился к прихожанам, и ограда каменная с деревянной решеткою и двумя по сторонам каменными сторожками, покрытыми железною крышею, сооружена, крыльца поделаны новые с каменными тумбами, собор оштукатурен и побелен. Церковный староста Федор Ольшанский отличался вообще благочестивой жизнью, особенно же любовью и усердием к благолепию храма Божьего. Он купил на собственные деньги великолепную дарохранительницу, ценой в 500 рублей, напрестольный крест в 100 рублей и евангелие в 200 рублей серебром. При освящении придельного храма с правой стороны, купил дарохранительницу в 100 рублей.
 
Замечательные книги храма: служебник, в 4 дол., напечатанный при патриархах, но неизвестно где и когда; другой служебник, Московской печати 1744 года; минеи служебные, Московской печати 1754 года. В 1848 году свирепствовала холера, от которой умерло 288 душ, а в 1849 году от скорбута умерло 95 душ. В память сего посещения Божьего положено петь в каждую субботу Акафист Божьей Матери, что и исполняется.
 
Николаевский храм в Купянске деревянный, существовавший до 1824 года, построен в 1705 году. В деле 1728 года видим Купянского Николаевского священника Григория,  а в 1742 году Иоанна Капустянского. Новый каменный храм Святого Николая построен на счет суммы, пожертвованной помещиком Ананьиным (20000 рублей ассигнациями), и пожертвований прихожан, ревностной заботой предводителя дворян О.Ф. Клепацкого.
 
При соборном храме 99 десятин земли.
 
В 1739 году Купянский Покровский священник Феодор Любарский, представляя отчет в церковных деньгах за 1737 и 1738 годы, написал: «а протчие памяти (венечные), за прошедшие с 730 по 737 года в товарища моего попа Василия содерживались; но оной поп в 738 году у моровую заразу в осень вимер и оние памяти безвестно пропали».
 
По переписи 1732 года видим в Купянске при Покровском храме школу и другую при Николаевском, церковный двор и гошпиталь (богадельню); старшины и казаков 199, подпомощников 1073, работников 155, всего 1428 душ мужских; в Дисковке 137 подданых сотника Григория Ивановича Дисского; в слободе Смородской 35 подданых вдовы сотника Феодора Смородского; всех же вообще 1597 душ мужских. Писарь Григорий Гаврилов Соболь и Городничий Дмитрий Гаврилович Соболь, их братья – Иван и Марк; в числе подворков – подворок сотника Романа Любицкого. Затем по актам в приходе:
 
 
 
 
 
Число прихожан:
 
 
 
При церквах
 
1750.
 
1810
 
1830
 
1850
 
 
 
 
 
 
ж.
 
 
 
м.
 
 
 
ж.
 
 
 
м.
 
 
 
м.
 
 
 
м.
 
 
 
ж.
 
Соборной Покровской
 
21245
 
 
 
206
 
 
 
1811
 
 
 
1832
 
 
 
1998
 
 
 
1997
 
 
 
2440
 
 
 
2612
 
Петропавловской
 
5530
 
 
 
507
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
-
 
Николаевской
 
6625
 
 
 
595
 
 
 
1111
 
 
 
1103
 
 
 
1196
 
 
 
1333
 
 
 
864
 
 
 
946
 
 
А всего                
42400
 
 
 
2308
 
 
 
2922
 
 
 
2935
 
 
 
3194
 
 
 
3330
 
 
 
3304
 
 
 
3558
 
 
 
В 1800 году в трех приходах города Купянска (Покровском, Николаевском и Петропавловском) считалось 4278 душ мужского, 4217 женского. После того число прихожан уменьшилось от того, что Петропавловский храм перенесен на берега Оскола в Гнилицкий хутор, где образовалась слобода Петропавловка, а некоторые прихожане вошли в состав Ново-ольшанского прихода. Самую большую часть прихожан храмов города Купянска поныне составляют казенные черкасы. Купянск, находясь на краю губернии, вдали от проезжих больших дорог, есть один из самых скромных городов.
 
Герб города сурок в золотом поле – символ степняков. Жители Купянска, особенно при той особенности, что значительная часть прихожан Купянских храмов живут по хуторам, соблюдают добродушие степных обитателей.
 
Помещаем приличное прихожанам Купянских храмов
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                      СЛОВО
 
по освящении храма во имя Святого Николая
 
в городе Купянске
 
говоренное Преосвященным Филаретом.
 
 
 
День седмый суббота Господу Богу твоему. – Исх. 20, 9.
 
 
 
Благодарение Богу, исполнившему давние ожидания благочестия! Храм столько времени ожиданный окончен! Да будет милость Божья над боголюбивою душею с такою ревностью потрудившегося при устроении храма благодати! Да помянет благость Божья во царствии небесном душу усопшего начинателя храма молитвы!
 
Слушатели мои! Храм молитвы и благодати готов. Остается, чтобы вы готовы были, по каждому зову храма, посещать храм для своего освящения благодатию. О! когда б исполнялась вами, как должно, заповедь небесная о посвящении Богу седьмого дня! Храм построен и освящен для освящения вашего молитвою в седьмой день. Думаете ли вы довольно внимательно о святости седьмого дня? Подумайте.
 
Кто заповедал нам посвящать седьмой день Господу? Сам Господь Бог. Он сказал: день седмый суббота Господу Богу твоему (Исх. 20. 9.). И еще в раю освящен день седьмой, как день святого покоя; еще тогода, как не было Иудеев, а был только Адам, представитель рода человеческого, освящен день седьмой в память создания мира, и следовательно освящен для всего рода человеческого (Исх. 16, 23; 20, 11). В христианстве на место субботы воля Божья назначила день воскресный, так как это был день воскресения Господня (Мар. 16, 19), день, в который спасение рода человеческого засвидетельствовано пред небом и землею торжественным воскресением Христа спасителя. В Апокалипсисе святой Иоанн называет воскресный день днем Господним (Апок. 1, 10); Из слов святого Луки (Деян. 20, 7) и Павла (Кор. 16, 2) видим, что все христиане апостольских времен в воскресный день собирались на богослужение. Те, которые живут в ветхом порядке дел, перешли к новому упованию, не чтят субботы, а живут днем Господним, в который воскресла и жизнь их чрез Него и смертьЕго», так писал святой Игнатий Богоносец, ученик Апостолов (Посл. Магн.§ 9). Итак, кого не слушают те, которые не посвящают седьмого дня господу? Не слушают самого Господа Бога. Не страшное ли это непослушание!
 
Если Господь Бог так ясно отделил для себя седьмой день недели, предоставив шесть человеку: то что значило бы в нас неисполнение сей воли? Это значило бы более, чем кражу – это значило бы кражу святыни Божьей, похищение того, что принадлежит Богу. День седмый Господу Богу твоему, сказал Бог; а люди обращают седьмой день в свою пользу. Не похищение ли это чужой собственности? Не похищение ли это собственности Божьей? Не святокрадство ли самое преступное? С другой стороны, не хотеть посвятить Господу одного дня в неделе, тогда как Он отдал нам в нашу пользу шесть дней, - означает самую черную неблагодарность, самое преступное бесчувствие. Не имеет ли права Творец и Промыслитель наш требовать для себя всей нашей жизни? Но Он, Благий, по премудрому совету Благости своей уступает нам шесть дней и ожидает Себе от нас только одного дня. И однако мы невнимательны к такому совету Благости – мы присваиваем себе и этот один день Божий. Какое бесчувствие тупое! Какая дерзость наглая!
 
Для кого введено установление о седьмом дне? Для чьей пользы? Для пользы самого человека. По высшему назначению жизни нашей, каждый день жизни нашей должно нам употреблять в славу Божью. Прославлением имени Божьего совершается спасение души нашей; жизнь без Бога – погибель, разрушение жизни, и потому, чтобы жива была душа, чтобы расцветала в ней данная ей жизнь, каждый день надобно жить для славы Божьей (Кор. 10, 31). – Но люди слабы, окружены временными нуждами и еще более сами себя окружают нуждами житейскими. Те и другие нужды развлекают их, занимают собою до того, что они теряют из вида высшее назначение своей жизни, не помышляют о Боге. – Чтобы помочь слабым людям в борьбе их высших стремлений с волнами житейскими, Господь Бог назначил людям известное время, в которое они, оставляя землю, могут заниматься одним небесным. Так, день седьмой есть спасительная ограда душе против сует жизни, живительная врачебница против ран, наносимых бедами и искушениями земли бедной душе человеческой. Так, установление седьмого дня есть дело попечения Благости небесной о нашем спасении.
 
В каком положении представим себе людей, у которых все время проходило бы только в заботах о земном, в работах и трудах телесных? Чем могут быть те, которых лишили бы священного покоя для воскресного? Страшно сказать,  а надобно сказать: это были бы не люди, а звери, потому что жизнь их была бы жизнью зверей, а не людей. Ни вздоха о небе, ни заботы о жизни загробной, ни мысли о цели высшей, ни шага к бессмертию не видно в их жизни: земля на уме, земля на сердце, земля – предмет всех стремлений и движений души. Неделя за неделею, месяц за месяцем, год за годом проходят только с заботами житейскими; душа черствеет, более и более теряет расположение к добру; не оживляемая повременным веянием духовного торжества и угнетаемая каждый день землею, она тупеет и мыслями и чувствами. Почему признать людей такого состояния за людей? Что в них человеческого? То ли, что едят и пьют в известные часы? То ли, что издают звуки, как птицы певчие? Несчастные! Человек тем и может отличаться от зверей, если живет он жизнью не земною, если служит Господу. Иначе говорит о нем Господь: позна вол стяжавшего и, и осел ясли господина своего: Исраиль же мене не позна, и людие мои не разумеша. (Иса. 1, 3).
 
После сего понятно, какой будущности остается ждать себе презрителям заповеди о седьмом дне. И сохраните субботу, говорил Господь к Моисею, яко свята сия есть Господу и вам:  осквернивый ю, смертью умереть. Всяк, иже сотворит в ню дело, потребится от среды людей своих (Исх. 31, 14). Вот какая казнь назначена Господом нарушителям праздничного покоя! Во время странствования по пустыне один из Евреев раз дозволил себе в седьмой день собирать дрова. Лишь – только узнано было об этом, все пришли в ужас, преступника немедленно бросили в темницу. И рече Господь к Моисею: смертью да умрет человек сей, да побьете его каменьем весь сонм вне полка (Числ. 15, 32-36). Не думайте, слушатели, что, если не выполняется ныне смертная казнь над нарушителями покоя седьмого дня, правда Божья отменила суд свой по отношению к ним. Нет; правда Божья всегда одинакова по отношению к греху, только она является не в одинаковом виде. То тайно, то в другом бедствии открывается и ныне суд Божий над нарушителями покоя седьмого дня; а за гробом гнев Божий разразится над ними во всей силе. – О! не будьте легкомысленны по отношению к угрозам Божьим. Бог поругаем не бывает. Благоговейте пред волею Всемогущего о седьмом дне.
 
Если своего у нас нет ничего, если благословение Божье низводится на нас богобоязливою молитвою, -  а молитва многих, усиливаясь от взаимного общения, низводит обилие благодати на всех: то когда, как не при молитве сестр и братий твоих в день воскресный ты можешь быть с надеждами на приятие благословений небесных по твоей молитве? Не будь нерассудителен. Занимаясь работами в воскресный день, ты надеешься на успех по надежде на твои силы; а оставляешь надежды на Бога, остаешься без упования и благоговения по отношению к Всемощному. Умно ли ты делаешь? Умны ли твои надежды.
 
Слушатели мои! священна заповедь о седьмом дне. Опасно нарушать ее, как заповедь Божью. Особенно грозно положение тех из вас, которые, заведывая волею других, обращают их седьмой день на службу себе и страстям порочным. Если не легко отвечать за самого себя, когда окажусь я нарушителем священного покоя седьмого дня: как отвечать будут за злоупотребление свобою тысячей христианских душ! Как отвечать будут на суде грозном, если, не допуская подручных им посещать храм Божий в воскресные дни, доводят их до одичания, до грубости, до совершенного забвения своих обязанностей. Страшно святотатство в одном лице: каково же оно тогда, когда, по твоей воле, тысячи совершают его, тысячи отнимают у Господа день Его и отдают его тебе! О! придите в себя, друзья мои! Аминь.