1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Назад тому лет 60 подле Троицкого храма Сенной стояла чугунная пушка — памятник существовавшей здесь военной крепости, по которой Сенная называлась городом Сенным.

Ныне, в Сенной два храма — один каменный во имп Св. Троицы, другой деревянный во имя Рождества Богородицы.

Весьма любопытна запись Троицкого священника Сенной Степана Андрусского 1704 г., внесенная в книгу купчих крепостей Ахтырского полка. Помещаем ее зедесь в точном ее виде:

«1704 р. января 30 я священник Степан Андрусский, в прошлых годах бывший города Сенного Троицкой церкви, отдаю зятеви моему Еремею Михайловичу Поготовце свое дворище и с садом в гор. Сенном на ринку от пробитой улицы до двора Степана Кирича, на которой моей земле построен был и шпиталь для убогих сирот, теж и лес, — стрижов байрак в огороже з левадою и на первой Братенице сеножать; а то в такой мере: иж я Степан от ахтырского полковника Ивана Перекрестова был в великом разорении и гоненьи, так теж и от сеннянского сотника Василия Душеченка, без важной моей вины, терпелен сидячи в неволе целое лето в Курску в тюрьме, при боярнну Алексею Шеину. После теж по их ахтырского бывшаго полковника Ивана Перекрестова и бывшаго сеннянского сотника Василия, по их составному ложному челобитью, — в Белгороде у митроп. Авраамия целый год терпелем неволю и от того разорен в сем своем маетку в конец. Да в тоеж время церковь Живонач. Тройцы со всем украшением спалена, не ведомо чьим умышлением. А тая церковь построена была мною Степаном и сеннянскими жителями в 180 (1672) г. по благословению блаж. памяти Преосв. Мисаила митрополита, моим Степановым укладом. А по спалению оной церкви он полковник и сеннянский сотник не дали мне на том месце церкви строить, но нзгоном изгоняют мене из города безвинно, чинячи надо мною наибольшие досады и убытки, от котораго гонения и многия полковника и сотника неправды устрашившися и обедневши муселем изыти, покидавши свои грунта в Сенном, непродаючи никому, и в Киевскую митрополию от их разорения и гневу зашолем, ожидаючи времени на их полковника плачучи пред Богом. По их изгону на мое место он же сотник сеннянский поставил в попы сына своего Василия, а другого попа Петра сестреница своего, в моем приходе. А на двор свой, землю и многолюдье поскуповалем; а на лес и леваду и сеножати мелем крепость от кн. Григория Григорьев. Ромодановскаго, и тую крепость полковник отнял от меня, — а тот лес ценою в 1000 золотых. Тим лесом, левадою и сеножатью, двором моим с садом и погребами, в которых было господарского посудку золотых на 100, Василий поп владел для своей корысти. А я не ходячи от изгону вручилем был оный лес ктитором под церковь для обороны, жебы небыл опустошен. И тот лес ныне весь опустошен изрубан зостает. В том я Степан, будучи при старости лет близко смерти, позволяю моему зятеви Еремею Поготовце доправити судом праведным на нем попу Василию. А про то мое изгнание и терпение безвинно сеннянские жители ведают вси и Савва Ольховский, который жив зостает; а иние старожилы позмирали и от изгону, налогь, и обид многие люди врозь в чужим сторонам розбиглеся».

В 1745 г. священник Петр писал к Преосвященному:

«Ахтырского слобод. полку в местечке Сенном при цер. Живоначальныя Троицы с прошлых з давних времен по 709 г. было по два попа; а с оного года от разных расходов в слободи обывателей бувший поп Захарий в слободу сойшол, за малолюдством в приходи, а другой поп дед мой Василий остался и по нем сын его отец Василий же при означенной церкви по смерть свою священнодействовал; а по смерти отца моего, за малолетством детей, по прошению прихожан, поп Иоанн Думский в викария принят в 741 и жил один же. По наследию отца своего я нижайший по црошению прихожан сего 745 г. Апр. 26 Вашего Преосвященства рукоположением священнический сан удостоился принять и к оной церкви ставленная грамата видана, а оному попу Думскому велено другой парохии себе искать; которой искал от мая м. по сие число. А ныне неведомо, с какого умыслу, согласясь, сотник Иван Шарий да Уманец Александр Подпрапорний, без ведома старинних людей, приняли к означенной церкви оного викария ко мне на половинную часть на Захариино место: а место весьма малолюдно, не токмо двом, но и единому мне, не имущему другого какого пропитания, не без скудости жить». Потому сей священник «местечка Сенного церкви Живонач. Тройцы Петр» просил не определять Думского на половинную часть Троицкого прихода.

Книги храма: евангелие М. п. 1677 г. с надписью: «сию книгу евангелие оправил серебром сотник сеннянский Василий Григорьев за отпущение грехов до храму Живонач. Тройцы и вручил сыну своему тогож храма иерею Василию дек. 1 д.» Кажется, этим же благотворителем Сеннянскому храму дан апостол М. п. 1678 г. Другия книги: реестр о поминовении Государей М. п. 1706 г., Благодарственное моление М. п. 1742 г., с надписью «1743 г. дана в местечко Сенное попу Иоанну Троицкой церкви». Трефологион К. п. 1745 с надписью «до храма Пр. Тройцы в местечко Сенное тогож прихода людьми за ткацкие сборные на церковь деньги за 10 р. 1747 г.».

Книги храма Рождества Богородицы: осмогласник К. п. 1739 г., евангелие К. п. 1746 г., с надписью: «купленное в храм Рождества Богородицы старанием и коштом раба Божия Федора Лукьянова Белозерова». В консисторском архиве сохранилась метрика 1726 г. «гор. Сенного церкви Рождества Богородицы попа Василия Яковлевича».

По ведомости генерального межевания в Сенной показано 1673 душ муж. 1655 жен;. войсковых обывателей при 41066 десятин земли. По церковным записям:

 Число прихожан:

 1730

 1750

 1770

 1780

 1790

 1800

 1810

 1830

 1850

имуж

жжен

ымуж

жжен

ммуж

хжен

ммуж

жжен

ммуж

жжен

ымуж

жжен

ымуж

жжен

чмуж

жжен

имуж

жжен

6678

6661

7717

6682

8890

9901

9982

9986

11040

11050

11116

11176

11151

11158

11217

11304

11130

11152

6625

6607

6664

6650

7753

7739

8863

8862

11148

11139

8874

9921

9908

11100

11075

11125

9904

11040

 В описании чудес Каплуновской иконы Божией Матери читаем: «1693 г. города Сенного житель, именем Савва, живя в Каплуновке, плененну сущу от Татар на Тору брату жены его, вельми печаловаше о пленении сродника, притек в храм Пресв. Богородицы и прилежную с верою мольбу сотворил пред образом Преч. Богородицы о освобождении сродника своего. И о чудо! Не токмо заступлением Преч. Богородицы оной сродник из плену скоро свободися, но и с ним человек бывый в пленении 10 лет такожде свободися. И приидоша оба в Каплуновку, благодаряще Благодетельнице своей». По этомѵ известию татары делали нападение на Сенное в 1683 г.

По приведенной просьбе священника Петра видим, что жители Сенной потерпели разорение и во время шведской войны 1709 г.