В.Н. Покровский епархиальный архитектор Варшавско-Холмской и Харьковской епархий (А. Парамонов)

В 2003 г. Харьковский частный музей городской усадьбы начал подготовку к переизданию книги Филарета (Гумилевского) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». В рамках этой работы предполагалось существенно расширить издание, опубликовав в нем сведения о храмах до 1917 г. Основным материалом должны были служить архивные документы Государственного архива Харьковской области. В том же году сотрудники музея начали методичную выборку документов по истории храмов в Харьковской губернии. Большая часть таких материалов была посвящена строительству, возобновлению и перестройке храмов. Большинство архитекторов имевших непосредственное отношение к строительству либо на стадии подготовки проекта, либо в надзоре за ходом строительства хорошо известны исследователям. Достойной же работе о Владимире Николаевиче Покровском – последнем архитекторе Харьковской епархии, до сегодняшнего дня нет.

         Известно, что В.Н. Покровский родился в 1864 г. в семье чиновника Санкт-Петербургской губернии. В столице окончил классическую гимназию, а в 1890 г. Императорскую академию художеств со званием архитектора-художника 1-ой степени с золотой медалью и серебряным академическим знаком. Некоторое время ему пришлось подыскивать приемлемую работу, и только в 1891 г. ему предоставили место архитектора Варшавского учебного округа. Здесь ему пришлось столкнуться с возрастающим строительством учебных зданий и в течение 4-5 лет В.Н. Покровский плодотворно трудится над проектами не только сельских школ и небольших учебных заведений, но и более серьезными архитектурными объектами. Только в Варшаве им были построены ветеринарный институт, 1-я и 3-я мужские, 4-я женская гимназии, Мариинский приют, и доходный дом Николаевского приюта. Кроме этого нужно упомянуть Сандомириское Мариинское женское училище, а также такой гражданский объект как ж.д. вокзал в г. Холм Люблинской епархии.

         Еще будучи архитектором учебного округа, В.Н. Покровскому довелось проектировать для учебных заведений и домовые церкви, эта работа очевиднее всего ему приглянулась больше. Как только появилась возможность он перешел на службу епархиальным архитектором Холмско-Варшавской епархии. Учитывая, что в Царстве Польском преобладающим было католическое вероисповедание, строительство православных храмов велось хоть и активно, но каждый проект рассматривался более тщательно, нежели это было в других регионах Российской империи. От архитектора требовался храм, который величаво представлял православие, а при готических элементах костелов, от него требовалась и достаточная высота куполов и колокольни. Работа затруднялась тем, что помимо храмов, было очень много заказчиков на надгробные памятники: часовни, склепы, усыпальницы. Художественное исполнение данных работ было обязательным, так как традиции подобных памятников в Царстве Польском были на очень высоком уровне. Известны три работы В.Н. Покровского, которые отражены в списке лучших его произведений-усыпальниц: прежде всего это кладбищенская церковь-усыпальница на Вольском кладбище, памятник-склеп Горизонтовых и памятник-часовня, все три объекта располагались в Варшаве. 

         Всего за девять лет работы епархиальным архитектором Холмско-Варшавской епархии В.Н. Покровский построил более 30 храмов, по оригинальным проектам десять: домовую Лейб-гвардии Гродненского полка и Николаевскую  в Варшаве, в городах: Сосновицы, Томашово, Пултуска, в селах Ригаловка, Долгобычев, Горбово, Мостове, Добратыч. За самый удачный свой проект – церковь в Томашове, В.Н. Покровский получил драгоценный перстень из рук императора Николая II. За это же время он получил чин надворного советника и стал кавалером орденов: «Св. Анны» III «Св. Станислава» II и III степеней, а также награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III.  

         После революционных событий 1905 г. в Варшаве, В.Н. Покровский оставил должность епархиального архитектора и переехал с женой Анной Сергеевной урожденной Вырезубовой и дочерьми: Ириной и Еленой в Москву, где занял должность архитектора межевой канцелярии. Находясь на этой должности ему 11 сентября 1905 г. был пожалован чин коллежского советника.

         В Харьков В.Н. Покровский приехал в начале октября 1905 г., когда возник вопрос о возможности стать епархиальным архитектором Харьковской епархии, поскольку предыдущий архитектор В.Х. Немкин по продолжительности своей болезни исполнять эту должность не мог. В.Х. Немкин просил об отпуске с 25 марта 1905 г. по 1 мая 1906 г.[1] и уехал в Крым, однако уже 10 апреля 1906 г. жена его просила этот отпуск продлить. Первое время его должность исполнял его помощник П.В. Величко, однако вскоре в епархии поняли, что он это делает крайне неуверенно. Была объявлена вакансия на исполняющего должность епархиального архитектора. Среди прочих претендентов В.Н. Покровский смотрелся более предпочтительно, поскольку обладал значительным практическим опытом, а наличие своих собственных оригинальных проектов существенно могло разнообразить храмовую архитектуру в Харьковской епархии. С 25 октября 1905 г. он приступил к исполнению своих обязанностей, сначала временно, а после смерти В.Х. Немкина в 1907 г. - постоянно. 

         В Харьковской епархии на тот момент было построено значительное количество однотипных храмов по проектам Ф.И. Данилова и В.Х. Немкина. Так церквей по типу Пантелеймоновского на Песках в Харькове, было возведено епархиальным архитектором Ф.И. Даниловым более 30, отличались же они высотой колокольни и боковыми пристройками. Церквей типа Озерянского храма на Холодной горе было возведено епархиальным архитектором В.Х. Немкиным более 20, их также отличала высота колокольни и различие кирпичного узора по фасадам. Такая ситуация сложилась от того, что по долгу службы епархиальный архитектор не мог отказать прихожанам в проекте храма, так как получал жалование в епархии. В тоже время создавать индивидуальный проект для каждого населенного пункта ему было просто не под силу, учитывая объемы строительных работ, где он должен был выступать и как проектировщик и как архитектор, который контролирует ход строительства по всей протяженности Харьковской губернии. Так, что осуждать предыдущих епархиальных архитекторов вообще то не стоит. Проекты храмов предложенные В.Н. Покровским превосходили предыдущие своей новизной. 

Первая серьезная работа В.Н. Покровского в Харькове Трехсвятительская церковь подворья Куряжского Преображенского монастыря на Заиковке. Первоначально над проектом этого храма работал архитектор М.И. Ловцов, но после его смерти в 1907 г. свой собственный проект предложил В.Н. Покровский. За основу он взял собственный проект церкви в с. Сосновицы Царства Польского возводимый им в конце XIX ст.[2] Отличие этих двух храмов только в незначительных деталях фасадов в его очертаниях легко распознать Ростовские храмы XVII ст. Трехсвятительский храм строился довольно долго, полное завершение строительства было осуществлено только в 1916 г. Подобный же проект осуществлялся и в сл. Верховая Берека Змиевского уезда,[3] где прихожане решили построить новые Христорождественский храм. Завершен он не был, и в 1929 г. был передан сельским советом под дом культуры. Местное население активно препятствовало этому, говорили о предках, которые собирали на новый храм по копейке, а женщины даже поднимали восстание против большевиков. После высылки наиболее активных православных, храм начали перестраивать. На сегодняшний день сохранилась лишь коробка этого здания, в котором по прежнему располагается местный дом культуры.

В дальнейшем В.Н. Покровский продолжал активно строить храмы в Харьковской епархии в подобной стилистике. В стиле ростовских храмов выглядела Преображенская церковь в г. Белополье Сумского уезда.[4] А подобную ей колокольню в 1909-1911 г. пристроили вместо старой к Мироносицкой (Крестовоздвиженской) церкви г. Харькова.[5] Это конечно превратило Мироносицкую церковь в здание где уже стиль отсутствовал окончательно. Его перестраивали в 1842, 1898 годах, и В.Н. Покровскому для начала пришлось полностью выполнить обмерные чертежи этой церкви и только после этого предлагать свой проект колокольни. Учитывая то, что Мироносицкая церковь почти полностью скрывалась за деревьями, а также желание прихожан иметь высокую колокольню он предложил свой уже осуществленный проект в Белополье. 

Не меньше трудностей В.Н. Покровский получил при расширении Христорождественской церкви г. Харькова в 1910-12 гг.[6] Здесь по желанию духовенства было решено соединить между собой церковь, построенную в 1783 г., с колокольней 1801 г. постройки. Общественность города была сильно опечалена этим событием, разгорелась жаркая дискуссия на страницах периодической печати. Личное отношение к данному вопросу В.Н. Покровского установить пока не удалось, но как епархиальный архитектор он был обязан осуществлять желание архиепископа. Несмотря на сопротивление общественности Христорождественский храм все же соединили с колокольней.

         Один из самых удачных проектов В.Н. Покровского был храм, который был построен дважды: Георгиевская церковь в Ахтырке и Вознесенская церковь в сл. Борщевой Змиевского уезда.[7] Ее закругленные купола так притягивают взор, кажется, что это шатры, окружности которой опускаются до самой земли, при том, что церковь достаточно высока. Этот проект впервые В.Н. Покровский построил в г. Томашове Царства Польского и за него получил бриллиантовый перстень из рук императора Николая II.

Небольшого размера каменная церковь в с. Городище Старобельского уезда также поражает своими тонкими пропорциями, отсутствием лишних деталей, своеобразным композиционным решением. Этот проект также родился в Царстве Польском, заказчиком его стал архиепископ Варшавский Иероним. В память о своем умершем сыне художнике И.И. Экземплярском он построил церковь на Вольском кладбище в Варшаве.[8] Это одноглавая церковь была заложена 28 июня 1902 г. в стиле ростовских храмов XVII ст. В здании две церкви – верхняя и нижняя. В верхней располагался храм во имя Иоанна Лествичника, иконостас этого храма написал художник Мурашко, а в нижней во имя пророка Ильи и преподобного Иеронима, она служила также усыпальницей семьи архиепископа. В день освящения храма 1 октября 1905 г. там был погребен привезенный в Варшаву прах его сына. Сам архиепископ умер всего через месяц и также был погребен в этой усыпальнице.

Самый распространенный и относительно недорогой проект каменного храма В.Н. Покровский воспроизвел трижды, практически без изменений. Это Серафимовская церковь в с. Порозок Ахтырского уезда, Архангело-Михайловская в г. Белополье Сумского уезда и Покровская церковь в сл. Гнилица Волчанского уезда. Из них сохранилась только церковь в с. Порозок, да и то без куполов и колокольни со многими внутренними перестройками. Рождение этого проекта также произошло в Царстве Польском.

         Совершенно уникальны по своей архитектуре деревянные храмы В.Н. Покровского. До сегодняшнего времени сохранились остатки деревянной Пятницкой церкви в сл. Бакировка Ахтырского уезда. Несмотря на обваленный купол, серость старого дерева, отсутствие стекол и многочисленных деталей, она все еще прекрасна. При однотипном планировочном решении, каждая из его деревянных церквей отличалась деталями и на первый взгляд они как будто похожи, однако при более тщательном рассмотрении видно, что каждая из них несет в себе своеобразие и неповторимость. 

         В.Н. Покровский неоднократно переделывал проекты деревянных храмов, которые разрабатывал его предшественник В.Х. Немкин. Эти храмы приобрели более высокие остроконечные купола колокольни, а также центральный купол в виде древнерусского шелома. Одной из последних была спроектирована деревянная Архангело-Михайловская церковь в с. Приволье Изюмского уезда. Эта церковь столь возвышенно и утонченно поднималась над прихожанами, что оставила после себя многочисленные воспоминания до сегодняшнего времени. Даже глядя на ее проект можно сказать, что она сказочно красива. В настоящее время от этой церкви сохранился лишь каменный фундамент, но у местного духовенства и жителей с. Приволье есть огромное желание восстановить ее в подлинном виде. 

         Кроме уже названных храмов В.Н. Покровский строил по своим проектам церкви в с. Пустынка Купянского уезда,[9] домовую церковь при Купянском духовном училище,[10] домовую церковь в Клугинской колонии глухонемых,[11] Митрофаниевскую церковь в с. Пантехино Старобельского уезда,[12] Петропавловскую церковь в с. Княжное Валковского уезда,[13] церковь в с. Проезжее Старобельского уезда, а также разрабатывал проект храма в сл. Веревкину Изюмского уезда, но этот проект осуществлен не был.[14] Помимо это В.Н. Покровский осуществлял надзор за строительством храмов, которые строились по проектам других архитекторов.

         В 1909 г. В.Н. Покровский купил 3 участка земли по ул. Чернышевской, которые в последующем получили № 66 и построил для себя жилой 4-х этажный дом с мезонином. Он предполагал жить в квартире на 2-ом этаже, а остальные сдавать в аренду. Однако затраты на строительство здания оказались достаточно велики и он не смог его полностью закончить. Здание было заложено в Полтавский земельный банк, и вскоре продано малолетнему дворянину Г.А. Питре, и на 1913-1914 гг. это здание принадлежит ему.[15] В 1915 г. исходя их справочника «Весь Харьков» это здание вновь принадлежит В.Н. Покровскому и сам он проживает по этому адресу. Сам дом и этажностью и яркими композиционными акцентами был отнесен автором вглубь квартала, где он лучше обозревается он выгодно выделяется в современном его окружении. Он справедливо считается наивысшим достижением автора, являясь и сегодня украшением г. Харькова, к большому сожалению его уже несколько лет не ремонтируют и большинство его изысканных деталей обрушаются. Находящееся рядом кафе «Рио» заслоняет самые интересные детали 1-го и 2-го этажей этого здания.  

         В 1910-12 гг. В.Н. Покровский строит здание епархиальной библиотеки и церковно-археологического музея.[16] В нем преобладают элементы неорусского стиля, с включениями древнерусских декоративных элементов.

         В 1912 г. В.Н. Покровский перестраивает здание Жирардовской мануфактуры. И снова был выбран удачный художественный образ, в котором сочетается и торговая и административная функция. Яркий растительный орнамент, рельефное панно из майолики над окнами второго этажа, двухъярусный витраж лестничной клетки. Стены дома увенчаны крутой кровлей, со шлемовидными люкарнами напоминают терема XVII ст.

         В 1912-13 гг. В.Н. Покровский строит епархиальную гостиницу на Екатеринославской улице.[17] Это тяжелое для восприятия здание строится на небольшом клочке земли принадлежащем епархии, однако необходимость в большом количестве комнат для приезжих вынуждает Покровского строить его с большой этажностью. В нем вновь сочетаются элементы модерна и старинной русской архитектуры. Все та же горбатая кровля, ломаные треугольники фронтонов, вертикали трех эркеров, сдвоенные высокие линии окон.

         Среди других гражданских объектов В.Н. Покровский построил в 1914 г. шестиэтажное здание частной женской гимназии по ул. Чернышевского 79, заказчиком которого выступила его сестра Е.Н. Покровская. Фасад этого здания несколько отличается от других его зданий, он решен в стиле готики, его насыщают скульптурные готические детали, многоярусный витраж центральной части, эркеры, пилоны, башенки и др. В лепных деталях фасада проявилась богатая фантазия и незаурядное мастерство автора. Особенного внимания заслуживает планировка здания, в котором второй и часть третьего этажа занимала квартира директрисы.  Планировка и функциональность гимназии является образцом для подобных сооружений даже сегодня.      

В.Н. Покровский также строил Музей древностей и епархиальную библиотеку, а также ему пришлось заканчивать начинания своего предшественника В.Х. Немкина по строительству трапезной и актового зала Епархиального женского училища. Также в 1913-14 гг. он руководил отделкой Александровской колокольни Харьковского городского Успенского собора терразитовой штукатуркой. Работа епархиального архитектора требовала бесконечных разъездов по Харьковской губернии, что фактически лишало возможности В.Н. Покровского строить больше гражданских объектов.

Помимо активной профессиональной деятельности В.Н. Покровский был видным лицом культурной жизни Харькова, он был членом жюри архитектурных конкурсов, действительным членом харьковского литературно-художественного кружка С.И. Васильковского, членом редакционного комитета по изданию художественного сборника, посвященного памятникам архитектуры Харькова. В 1915 г. он издает альбом «Народных домов» для различных кооперативных товариществ. С 1917 г. вошел в «Союз искусств». Был хорошим пианистом, в его квартире собирались местные и приезжие музыканты, художники, архитекторы, устраивались музыкальные вечера.  

         В 1917-1918 гг. В.Н. Покровский был архитектором Потребительского общества Юга России, а с 1922 г. профессором Художественного училища и Харьковского технологического института. Умер в апреле 1924 г., похоронен на Иоанно-Усекновенском кладбище г. Харькова. 


[1] Все даты указаны по старому стилю.

[2] Не сохранился.

[3] Сегодня с. Берека Первомайского района Харьковской области.

[4] Не сохранилась.

[5] Располагалась на месте нынешней Зеркальной струи, в центре современного Харькова.

[6] ХГВ, 24, 26 октября, 11, 25 ноября 1912 г. Церковь была разобрана в 1930-е годы.

[7] Харьковские губернские ведомости, далее ХГВ, 30 января 1907 г. Церковь в Ахтырке сохранилась, в Борщевой нет.

[8] Сохранилась до наших дней.

[9] ГАХО Ф.40, оп.92, ед.хр.60.

[10] ХГВ, 9 марта 1911 г.

[11] ХГВ, 30 апреля 1911 г.

[12] ХГВ, 27 мая 1911 г.

[13] ХГВ, 28 апреля 1912 г.

[14] ХГВ, 6 мая 1912 г.

[15] ГАХО ФР.1163, оп.2, ед.хр.4424.

[16] Сегодня здание принадлежит институту проблем машиностроения АН Украины, располагается по ул. Краснознаменной № 4.

[17] Позже гостиница «Красная Москва» на углу нынешних улиц Полтавский шлях и Энгельса.