Основание и первые жители села Хотомля (Андрей Парамонов)

Современное село Хотомля даже не имея знаковых исторических объектов привлекает внимание уже только одним своим названием. Жаль, что история села мало известна как самим жителям, так и краеведам которые очевидно и не пытались заглянуть в архивные документы. Утверждение о том, что происхождение этого наименования связано с мельничным производством вряд ли можно считать справедливым, ведь название происходит с давних пор, когда в Хотомлянских дачах ещё никто не проживал. В начале XVIII столетия вдоль речки Хотомли переселившиеся сюда украинцы основали десятки хуторов, занимались винокурением, откармливали скот, устраивали на них рыбные ловли и пасеки, но мельничные плотины вряд ли были возможны по небольшой силе этой речки.

Земли на левом берегу Северского Донца у Хотомлянского бора и до речек Хотомли и Хотомчик на Ногайской стороне стали использовать в 1660-е годы русские служилые люди города Салтова для сенокосов. И речка Хотомля и Хотомлянский бор достаточно часто упоминаются в документах этого времени в связи с наделами земельных участков. Первыми землевладельцами из русских служилых людей в Хотомлянских дачах были Евсей Чихачев, Ларион Демьянов, Павел Ватулин. С 1670 года здесь владели сенокосами трубач копейщиков города Салтова Иван Кондратьевич Герасимов, из детей боярских Дмитрий Кузьмич Красный и Емельян Павлович Поволяев, солдат Иван Никитович Пронка и другие. Однако если в Хотомлянской земельной даче и было в это время поселения, небольшие хутора, то лишь как временное жилье.

         А в 1667 году в Москве вышел указ о наделе землей у Хотомлянского бора атамана черкас Дмитрия Степанова с товарищами по речке Хотомле. Всего 18 семей черкас (украинцев) основали слободу Хотомля у Хотомлянского бора. Среди них помимо атамана Степанова: Григорий Михайлов с сыновьями Прохором и Афанасием, Павел Ломакин, Матвей Яковлев, Михаил, Юрий Грицков с сыном Харитоном, Тимофей Сергеенко с сыном Иваном, Влас Сергеенко, Фёдор Кирилов с сыном Петром, Сергей Гаврилов с сыновьями Иосифом и Никитой, Дмитрий Степанов, Иван Якимов с сыновьями Арсением и Панткратием, Григорий Васильев, Гаврила Колесник, Яков Бердник с сыном Андреем и Яков Печенежский. Каждому полагалось по 8 четвертей пашни, да не меньшее число и сенокосов.

         В 1673 году часть будущей дачи Хотомли использовали для сенокосов жители села Салтова, того, который сегодня носит имя Старый Салтов. Земли принадлежали детям боярским Филипу Кобякову, Максиму Чехочеву, Ивану Селеменеву, Епифану Попову, Дмитрию Булавину, Фатею Андросову, Елистрату Шопину, Федору Беседину, Прохору Смагареву, Савве Зубову, Михаилу Аргамокову, Епифану Козарикову, Никите Новикову.

         Первый храм в Хотомле был построен в 1680-е годы деревянным во имя Покрова Пресвятой Богородицы, он сгорел в 1765 году и вместо него был выстроен каменный храм. Второй деревянный во имя Николая Чудотворца был построен в 1756 году.

         Во второй половине XVIII столетия хутора в дачах Хотомли стали укрупнятся. Наиболее значимые Стретковы, Кучерявые, Дадоладовы, Веретнины, Донченковы, Беляевы очевидно получили названия от фамилий крупных землевладельцев из числа жителей. В самой Хотомле проживали несколько помещиков, которые имели деревянные дома: майор Илья Иванович Гиржев, жена майора Булычева, капитан Иван Иванович Щекин, капитан Иван Дробицкой, поручик Яков Лазарев, протоколист Иван Романовский. При каждом доме был обширный сад с плодовыми деревьями: яблонями, грушами, сливами и кустами смородины.

         В 1785 году мы видим здесь большое число пасек, которые принадлежали войсковым обывателям, но и помещикам, офицерам императорской армии, гражданским чиновникам, например, генерал-аншефу и сенатору Петру Богдановичу Пассеку, капитану Ивану Яковлевичу Дробицкому, прапорщику Алексею Юрьевичу Сошальскому, жене сотника Анне Ивановне Липской, протоколисту Ивану Макеевичу Романовскому, жене протоколиста Василисе Прокофьевне Антоновой.

         Выгодной расположение слободы Хотомля проявилось в том же XVIII столетии, ведь она стояла на большой дороге из Белгорода в Изюм. В результате в Хотомле мы видим восемь ярмарок в году, развитие ремесел и значительное число жителей. Ну а более детальная история этой замечательной слободы ещё впереди!