1913 год. Открытие Харьковского епархиального церковно-археологического общества и Музея

«И сеющий и жнущий вместе радоваться будут»... Иоан. 4, 36.

Эти слова евангелия невольно вспомнились нам под впечатлением светлого н весьма редкого для нашей Харьковской Епархии церковного торжества, происходившего 19 мая сего года в городе Харькове: в этот день в Епархиальном доме, что на Каплуновской улице, совершилось открытие Харьковского Епархиального Церковно-Археологического Общества и при нем Музея церковных древностей. Это новое учреждение нашей епархии –плод неустанных трудов маститого Харьковского архипастыря Высокопреосвященнейшего архиепископа Арсения, неусыпно пекущегося о благе и преуспеянии Богом вверенной Его святительному попечению Харьковской паствы... Почти с первых дней святительства своего па Харьковской кафедре Высокопреосвященнейший архиепископ Арсений, как архипастырь высокопросвещенный, умудренный опытом жизни и проникнутый отеческой заботливостью о подчиненных, не оставлять мысли о необходимости устройства Епархиального дома и открытия в нем Епархиальной библиотеки и Музея церковных!, древностей н только многочисленность разнообразных, неотложных дел по управлению Епархией, да непрестанные труды и заботы но благоустроением различных сторон текущей жизни обширнейшей Харьковской паствы много препятствовали осуществлению этой доброй, заветной мечты благостного Архипастыря; но кань в евангельской притче упоминается о малом горчичном зерне, которое постепенно возросло в великое дерево и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лук. 13, 16): так доброе желание сердца Владыки-Архипастыря возросло и осуществилось постепенно... И вот ныне трудами и заботами Высокопреосвященного Владыки на благо всей Епархии устроено прекрасное здание Епархиального дома, где могут происходить не только собрания духовенства, но и устраиваться богословские чтения и религиозно-нравственные собеседования ст. народом; в нем же – в Епархиальном Доме –помещается теперь Епархиальная библиотека, в которую милостивый Владыка, как дар духовенству Харьковской Епархии, принес в жертву всю свою богатую п ценную богословскую библиотеку; в Епархиальном Доме помещается Епархиальная типография и, наконец, 19 Мая настоящего года открыто Епархиальное Церковно-Археологическое Общество и при нем Музей церковных древностей, помещающийся в том же Епархиальном Доме... Вот почему и день открытия Церковно-Археологического Общества и Музея при нем явился днем особой духовной радости, особого духовного торжества как для Архипастыря – Сеятеля доброго семени в своей Епархии, такт, и для духовенства, – сотрудников и соработников его на ниве Христовой; – с любовию, радостию и утешением созерцающих и пользующихся добрыми плодами поспелой жатвы своего Архипастыря... По истине: «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут»!... Такое именно сладостное чувство приходилось переживать сердцем в ту минуту, когда Высокопреосвященный Владыка-Архипастырь пребывал на церковном торжестве вт. славный день 19 мая в Епархиальном доме, окруженный многочисленной семьей пастырской...

На торжество открытия в Епархиальном доме собрались: члены Харьковской Духовной Консистории и секретарь Консистории И. O. Самойлович, все благочинные Харьковской епархии, съехавшиеся на ХХVII-й Епархиальный съезд духовенства во главе с председателем съезда, членом Государственной думы, протоиереем А. М. Станиславским, ректор Харьковской духовной семинарии протоиерей А. М. Юшков во главе прибывших с ним преподавателей Духовной семинарии и воспитанников VI-го класса Семинарии, начальница Харьковского Епархиального Женского училища Е. Н. Гейцыг и инспектор классов того же училища протоиерей о. И. С. Котов, смотритель Харьковского духовного училища А. А. Снегирев во главе прибывших с ним преподавателей Духовнаго училища, Харьковский епархиальный миссионер архимандрит Арсений, духовенство Харьковских городских церквей и весьма многие светские лица... В 12½ час. дня в здание Епархиального дома прибыл Его Высокопреосвященство Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский... Встреченный у вестибюля здания градскими благочинными: протоиереем В. Александровым и священником П. Вишняковым и членом Харьковской духовной консистории протоиереем П. Фоминым, Владыка проследовал в верхний зал Епархиального дома, где с благословения Его высокопреосвященства о. ректором Харьковской духовной семинарии протоиереем Ал. М. Юшковым в сослужении протоиереев: о. И. Пичеты, о. И. Знаменского, профессора богословия Харьковского императорского университета о. И. Стеллецкого и о. П. Фомина было совершено молебное пение Господу Богу и Св. Преподобному Арсению Великому пред образом сего св. угодника Божия и при умилительном пении архиерейского хора певчих... Светлый зал Епархиального дома был переполнен собравшимися на торжество... Молебное пение завершилось провозглашением многолетия государю императору и всему Царствующему Дому, высокопреосвященнейшему архиепископу Арсению с богохранимой паствой и членам церковно-археологического общества... По окончании молебна, приложившись ко Св. Кресту и преподавши всем святительское благословение, его высокопреосвященство обратился ко всем присутствовавшим с речью, которая напечатана в начале этой книге.

Речь высокопреосвященнейшего владыки-архипастыря, произнесенная с большим чувством, произвела сильное впечатление на всех бывших на торжестве, особенно когда владыка дрогнувшим от слез голосом заговорил об упадке в наши дни веры и охлаждении религиозного чувства и о необходимости поколениям наших дней поучиться, «поминая дни древние», твердости веры и чистоте нравов и Божьей жизни у предков наших, вспоминая их добрую жизнь, тихую и благочестивую, чрез рассматривание предметов седой старины.

После речи его высокопреосвященства и объявления владыкою церковно-археологического общества и музея при нем открытыми, испросивши благословения у высокопреосвященного архипастыря, взошел на кафедру член Харьковской духовной консистории ппротоиерей о. П. Г. Фомин и предложил вниманию собравшихся на торжество свой прекрасный и обстоятельный доклад нижеследующего содержания:

Ваше Высокопреосвященство,

милостивые государыни,

достопочтенные отцы и братии!

В присутствии милостивейшего нашего архипастыря молитвою церковною освящено открытие Харьковского епархиального церковно-археологического общества и Музея церковных древностей при нем. Таким образом вступает в жизнь новое епархиальное учреждение. Оно совершенно отлично от других, издавна существующих в епархии или недавно возникших. Наше теперь открытое Общество – не административное учреждение, не благотворительное, не специально просветительное, не миссионерское: оно—учреждение чисто научное. Задачею его будет разыскание, охранение и изучение церковных древностей края и на этой основе разработка церковной истории и археологии вообще и в частности истории и археологии Харьковской епархии (§ 1-й Устава).

Отныне это общество под покровительством харьковских владык станет как бы на страже местной церковной старины, своими изысканиями освещая забытые страницы прошлого нашей «Харьковщины» и сберегая дорогие памятники былого для грядущих поколений нашего края.

Мы не будем здесь распространяться о том, насколько естественно и необходимо образованному русскому человеку по искренней любви к родине дорожить её прошлым, беречь памятники её древности, интересоваться её историей и археологией.

Только человек невежественный, не уважающий себя и разорвавший связь с своим родным народом, только тот не захочет понимать интересов родной истории и археологии. Для истинного же сына своего народа, в ком горит чувство любви к отечеству и народной гордости, памятники старины будут всегда живыми и незабвенными показателями жизни как бы его личной, жизни его предков, родины....

С поднятием в общественной среде духа патриотизма и просвещенности усиливается и ревность об охранении и изучении памятников былого.

У нас в России в последнее время на этой почве возникли и возникают многочисленные учреждения этого рода. Достаточно сказать, что за последние 25 лет уже в 38 епархиях возникли епархиальные древнехранилища и в 29 –епархиальные церковно-археологические общества под разными наименованиями, при чем некоторые из них с несколькими отделениями по уездам, имеющие своей задачей исследование русской старины, главным образом церковной. Из этих обществ большая часть имеет собственные органы – учёные издания. И церковные древнехранилища, и церковно-археологические общества, за редкими исключениями, существуют на местные епархиальные средства и на взносы своих членов, обходясь без поддержки государственного казначейства.

Только в немногих епархиях, и в том числе в Харьковской, до последнего времени отсутствовали подобные учреждения....

А между тем у нас в особенности и уже давно они являются крайне необходимыми.

Мы позволим себе здесь несколько подробнее остановиться на этом в виду того, что многие, слегка только знакомые с историей колонизации Харьковского края, сомневаются в самом существовании у нас ценных для науки памятников церковной старины. Они говорят: наш край – недавний, заселен с конца XVII в. пришлыми черкасами, какие же здесь могут быть древности? Если здесь не было никогда местного населения, то какая же местная, самобытная старина здесь может быть?

Такие суждения крайне ошибочны. Уже первое серьезное знакомство с древнейшим прошлым нашего края убеждает вт. том, что в XI-XII вв. наш край был широко колонизуем христианским славяно-русским племенем, оставлявшим после себя многочисленные городища и могилы ст. памятниками своего христианского быта. Чрез наш край проходили и здесь скрещивались оживлённые торговые пути, как это мы видим и теперь. Вдоль нашей губернии по Северскому Донцу шел хорошо проторенный путь из Черниговщины в район Азовского моря и Тмутараканского княжества, по которому постоянно двигались туда и обратно не только торговцы, но и колонисты, искатели подвижничества, посольства, охранные дружины и целые войска. От этих стародавних времен XI-XII вв. начинается история и древнейшей обители нашего края – Святогорского монастыря. В последующие века, после нашествия монголов, хотя здесь и поредело население, но все же отдельные сельбища и между ними обитель Святогорская существовали, и к ним, как к стародавним корням, прививаются затем в XVII в. многочисленные новые и уже массовые сельбища черкас и московских людей, как бы возвращающихся на свои старые пепелища. В этот новый колонизационный период в истории нашего края сюда заносятся редчайшие и удивительнейшие памятники казацкой церковной старины, такие, которые едва ли бы сохранились там, в правобережной Украине вследствие почти постоянных погромов и войн между казаками и поляками. Ведь в наш край шли поселенцы затем, чтобы здесь и себя уберечь и уберечь свои заветные святыни. Мы имеем теперь положительные сведения, что во многих случаях черкасы, уходя из правобережной Украины в наш край от польско-иезуитского гнета, снимались с места целыми обществами и забирали с собою; свой храм в разобранном виде, его все святыни, свой причт и все добро свое, при чем нередко священники становились во главе переселенцев и, приходя сюда, восстановляли свой прежний быт и условия жизни.

Именно этим только можно объяснить поразительное сходство дошедших до нас древнейших памятников «Харьковщины» с таковыми же памятниками юго-западной Малороссии. В некоторых стариннейших храмах нашего края доселе еще сохраняются и особенно чтутся иконы «казацкие» в форме иконостасных местных образов своеобразного типа на рельефном золотом фоне, имеются облачения и аналойные одеяния из татарского штофа, тюрбанов и поясов, очевидно добытых казаками в походах на Крым, священные сосуды, переделанные из польских кубков, католических дарохранительниц, татарских и польских блюд и ковшей, тоже боевого происхождения. В то время как в Киевщине, Полтавщине и на Волыни самые древние деревянные храмы относятся к половине ХVIII в. и притом позднейшего украинского и довольно сложного тона, у пас упорно держались до последнего времени и кой где еще и теперь сохраняются украинские церкви простейшего и древнейшего типа, трёхглавые по продольной линии, двухтрубные, приземистые и при них отдельные колокольни, широкие, двухтрубные ст. балконным сквозным верхом, удивительно воспроизводящие тип стариннейших колоколен Подолии и Прикарпатской Руси. К этому еще надобно прибавить и то, что в нашей церковной старине в ХVIII в. стали создаваться черты своеобразные, местные, обусловленные столкновением здесь влияний московского, украинского и западного. Так, некоторые каменные храмы местного украинская типа строятся и украшаются московскими зодчими и в московском вкусе, орнаментируются в стиле господствующего барокко, а колокольни или пристраиваются к ним по типу псковских церквей или же отдельно воздвигаются в виде крепостных кремлевских башен. Подобные церковные памятники нашей старой Харьковщины являются поэтическими и наглядными летописями культурных наслоений, налегавших па наш край в былое время.

Значительное и ценное археологическое богатство в нашем крае составляют еще и те храмы, которые хотя сравнительно и недавно построены, в конце XVIII и первой половины XIX вв., однако в высокой степени примечательны во 1-х архитектурными своими особенностями, напр. храмы и иконостасы растреллиевского типа, классического и разных переходных стилей, и во 2-х своими художественными сокровищами, напр. Софиевская церковь сл. Стратилатовки Изюмского уезда, с драгоценными иконами работы знаменитых Венецианова и Боровиковского, Ахтырский собор с картинами Мурильо и др.

Таким образом, в дошедших до нас памятниках открывается пред нами богатый и интересный мир прошлой церковной жизни нашего края. Нашими предками было оставлено нам большое и ценное церковное наследство. Есть, следовательно, над чем потрудиться любознательному изыскателю старины.

По-видимому, последующие поколения нашего края должны бы были тщательно беречь, изучать, поддерживать это наследство, чтобы в целости передать его дальнейшим поколениям.

Однако, мы должны с грустью сознаться, наш край до самого последнего времени не мог похвалиться серьезным и всесторонним изучением местных церковных древностей. Да и интереса к ним прежде не проявлялось. Кажется, просто не подозревали, что здесь имеются заслуживающие внимания и ценные памятники церковной старины. В большинстве случаев малосведущая среда, имея дело с старинными церковными предметами, смотрела на них как па вещи ненужные, неудобные, ни к чему не пригодные. Строители новых церквей в нашем крае в прежнее время просто зачеркивали церковную старину. Забот о сохранении древних церковных памятников не проявлялось. Упразднённые церкви, вышедшие из употребления богослужебные предметы предоставлялись на произвол судьбы. Памятники церковной древности уничтожались или сразу или постепенно. Мы имеем сведения, что в одной старинной церкви г. Лебедина, при её переделке, пятьдесят лет тому назад, древний казацкий иконостас, за неимением места хранения, был сожжен. Временно же пощаженные остатки старины подвергались медленному уничтожению: сваливались в холодные и сырые кладовые, продавались за бесценок скупщикам старья или куда попало, раздавались даром крестьянам или же нередко отдавались для положения с покойниками в могилы. Казалось бы, что при таком положении дела любители старины легко могли бы подбирать такие древности, составляя свои частные коллекции. К сожалению, до 70-х годов прошлого столетия подобного явления в нашем крае не наблюдалось. Нет ничего удивительного в том, что из области местной церковной старины многое погибло бесследно. За исключением уже немногих, большинство древних деревянных храмов исчезло, и мы по знаем о них, какого именно типа они были, кем строились, каковы были их внутреннее убранство, иконостасы, резьба, иконопись, свят, сосуды. Каким-то чудом уцелевшие в подвалах и кладовых старинные киоты, деревянные аналои, подсвечники, показывают нам удивительную староукраинскую деревянную резьбу своего местного рисунка и характера с мотивами чисто самобытными. Глядя на эту резьбу, напоминающую украинскую «мережку» и вышивку, на это деревянное кружево, убеждаешься в неистощимом терпении и любовном усердии мастеров, их выделывавших. Несомненно, что вкус к таким произведениям тогда господствовал. Работа этой области была широка и плодотворна. И как жаль, что из всего этого многое не дошло до нас! Как много погибло чудных резных по дереву икон, наивных скульптурных деревянных изображений, церковного шитья и вышивок на полотне и шелку, шитых серебром и золотом риз, икон, церковных китайчатых покровов... О художественном староукраинском великолепии некоторых храмов нашего края в лучшем, случае дошли до нас только предания и грустные останки....

Только с конца XIX в. в харьковском обществе, начинает возбуждаться внимание к памятникам церковной старины нашего края. Подготовкой к этому несомненно были замечательные научные исследования Харьковской старины, начало которым положили, приснопамятный архиепископ Филарет – этот истинный отец харьковской археографии, – издавший в 50-х годах свое капитальное, научное, богатое содержанием «Историко-статистическое описание Харьковской епархии в V томах». Труд преосвященного Филарета лег в основу и сделался отправною точкою почти всех последующих исследований старины нашего края.

По пути преосвященного Филарета дальнейшие шаги были сделаны профессорами Харьковского университета Д. И. Багалеем и Е. К. Рединым, замечательными и ревностными исследователями и собирателями нашей местной старины. Но реальным толчком к археологическому изучению самих памятников церковной древности в нашем крае был XII Археологический съезд в Харькове в 1902 году.

Душой этого съезда был Е. К. Редин. При своей гигантской работоспособности он смог организовать при съезде обширнейшую выставку древностей, разместить и научно каталогизировать ее.

Для нас в особенности должны быть памятны его труды по собранию и организации при съезде обширнейшего отдела церковных древностей нашего края. Предварительно он предпринимал поездки по губернии для собирания по монастырям и церквам памятников церковной старины. Созданная им выставка церковных древностей оказалась необыкновенно богатой, интересной, поучительной, с любовью и ученостью составленной. Она имела особливый успех на съезде. По окончании съезда он настоял на оставлении большинства церковных экспонатов в Музее университета и устроил здесь отдел этих древностей. Отдел этот был истинным его детищем, и ныне составляет лучшую часть Университетского музея. При массе материала отдел этот приведен в завидный порядок. Здесь имеется не мало интересных по художественности и древности вещей: украинская иконостасная резьба, иконопись, церковное шитье, утварь, деревянная скульптура и т. п. Интереснейшую часть отдела составляет коллекция фотографий церквей и церковных древностей, сделанных самим Е. К. Рединым и собранных им от других.

Преждевременная смерть этого учёного труженика прекратила дальнейшее развитие созданного им церковного Музея и научного изучении церковных древностей.

В самое последнею время значительную общественную роль в возбуждении внимания к украинской церковной старине играют появившиеся в Харькове художественные кружки, задавшиеся целью собирание и популяризацию образцов древне-украинского искусства, в том числе и главным образом церковного. Во главе их надобно поставить художника С. Васильковского, специалиста в художественном воспроизведении Малороссии в её настоящем и прошлом. Путешествуя по разным концам юга России и нашей губернии, он всюду пишет этюды со старинных церквей и монастырей, часто воспроизводя особенно примечательное в, этой области в разных видах и моментах. Нередко его изображения старинных церквей оказываются ценными, помимо художественных достоинств, еще и потому, что эти церкви теперь уже не существуют.

Все эти попытки к обследованию и сохранению в нашем крае церковных древностей, к сожалению, не могли и не могут быть долговечными, так, как являются художественно-археологическим увлечением только, отдельных личностей. Действительное охранение и надлежащее изучение церковных древностей у нас – дело серьезное, сложное и ответственное. Чтобы не зависеть в своей участи от отдельных личностей, хотя бы и усердных тружеников, оно должно быть вверено падежному, надлежаще поставленному и авторитетному учреждению, в котором бы постоянно объединялись все научные заботы о местной церковной старине.

Эту последнюю и самую важную задачу в области местной археографии и решил осуществить высокопреосвященнейший Арсений, наш милостивейший владыка. С самого начала своего святительствования на Харьковской кафедре он был озабочен вопросом о местных церковных древностях не только в смысле их собирания и хранении, но и в смысле действительного и верного обеспечения дальнейшего их изучения в епархии научными силами. Уже в 1903 году им было задумано учредить церковный Музей и Церковно-археологическое Общество при нем. Церковные древности, подлежавшие после XII археологического съезда возвращению церквам и монастырям, по его распоряжению, были препровождены в Духовную семинарию для временного образования здесь Музея. В тоже время по его указаниям был выработан и Устав епархиального музея. Намечены были тогда же и положения об учреждении Археологического общества. Но для дальнейшего осуществления этих начинаний во всей желаемой их широте возникло препятствие вт. отсутствии надлежащего места для Музея и Общества. Высокопреосвященный владыка намечал это последнее в проектированном им Епархиальном доме. Прошли годы, прежде чем создались условии, благоприятные для устройства этого давно необходимого епархии н духовенству Епархиального дома. Наконец, в истекшем 1912 году давно лелеянная мысль владыки была осуществлена. Епархиальный дом устроен и в нем приготовлено помещение и для Музея. 11 мая того же года владыка утверждает вновь выработанный Уставь Епархиального церковно-археологического общества и Музея при нем и открывает место для них, в ново устроенном Епархиальном доме.

Такова вкратце история возникновения нашего Общества. Ныне в присутствии всех действительных членов своих оно открывается, благословляемое на жизнь и предстоящую работу своим инициатором, создателем, покровителем. Высокопреосвященнейшим архиепископом Арсением, архиепископом Харьковским и Ахтырским.

Наше Общество вступает в жизнь с благородным сознанием высоты и святости принятых им на себя задач, с надеждою, что все те, кому дорого и близко сердцу драгоценное церковное наследство отцов, дедов и прадедов, окажут ему и сочувствие, и всестороннее содействие; наше общество вступает в жизнь с бодрым духом, веря в несомненный успех и развитие своего благородного дела...

Здесь предстательствует ныне вся епархия, в лице Её Высокопреосвященнейшего архипастыря и представителей духовенства, членов XXVII епархиального съезда и духовно-учебных заведений. Открываемое ныне Церковно-археологическое учреждение вручается здесь всей епархии, как дар просвещеннейшей заботливости нашего владыки о святынях края, как дар его глубокой отеческой любви к нашей родине, как вечный памятник его многолетних, самоотверженных и неустанных трудов во благо Харьковской церкви. Здесь, где мы сейчас находимся, все, сверху и до низу, все жизненные функции этого Дома запечатления духом и заветами нашего владыки. Дом и его учреждения отныне па веки увенчаны именем Арсениевских. Пусть же благороднейший и величавый образ святителя Харьковской церкви, владыки Арсения, создателя Дома сего, вечно живет в сердце олицетворяемого Домом сим епархиального духовенства, вызывая чувства вечной ему благодарности и вечной молитвы о нем!..

Приглашаю почтеннейшее собрание подняться и возгласить высокопреосвященнейшему архипастырю нашему сердечное и усердное «Многая лета».

Доклада, почтеннейшего лектора приковал к себе внимание всех и прослушан был с глубоким интересом, после чего всеми присутствующими с восторгом и воодушевлением было пропето трижды: «Многая лета» и «ис полла эти деспота» его высокопреосвященству высокопреосвященнейшему архиепископу Арсению, как вызвавшему к жизни в Харьковской епархии столь важное новое, многополезное учреждение и как виновнику столь приятного и радостного церковного торжества... По окончании доклада протоиерея о. П. Фомина, его высокопреосвященству благоугодно было произвести выборы должностных лиц Музея, причем избранными оказались: Заведующим Музеем – председатель Харьковского епархиального церковно-археологического общества протоиерей о. Петр Фомин (временно), казначеем протоиерей Харьковской Крестовоздвиженской церкви о. И. Любарский и секретарем учитель Харьковского духовного училища М. А. Вербицкий.

После избрания должностных лиц для Церковно-археологического общества его высокопреосвященству благоугодно было со всеми присутствовавшими на торжестве снятая на фотографической карточке в общей группе (снимал Харьковский фотограф г. А. М. Иваницкий), а затем все бывшие на торжестве осматривали Музей церковных древностей... Должно заметить, что все, что имеется в настоящее время в Музее и что так старательно н обдуманно собрано и расположено в нем, все это создание неутомимого труженика в этом деле почтеннейшего протоиерея о. П. Г. Фомина, на которого его высокопреосвященству благоугодно было возложить заведывание и главное руководство в этом важном деле. Благодаря исключительной энергии и ревности протоиерея о. П. Фомина многие весьма ценные и редкие предметы церковной старины поступили и поступают в Музей, им они группируются и распределяются по отделам, он всесторонне их изучил и в день открытия делал весьма увлекательные и живые о них объяснения... Объяснения предметов церковной старины, находящихся в настоящее время в Музее, протоиерей П. Фомин делал еще главным образом для воспитанников VI класса Харьковской духовной семинарии, по его живую и увлекательную речь имели возможность слушать и слушали с большим удовольствием и все, бывшие на осмотре Музея... Уже в настоящее время, не смотря на столь незначительный срок существования, в Музее имеется очень много вещей и предметов, весьма цепных и представляющих большую редкость.

Так, здесь положено начало отделу, так называемому, мемориальному, в который вложены и переданы на хранение в Музей лично Высокопреосвященнейшим архиепископом Арсением все бывшие ему вт. различные годы и вт. различных местах его святительского служения, ценные, и весьма редкие подарки и подношения, приветственные адреса вт. дорогих папках; здесь фотографические снимки его когда он был еще в молодых летах п фотографический снимок его старушки-матери... Здесь, в Музее, вы увидите весьма ценные старинные портреты харьковских и белгородских владык и их старинные автографы; здесь уже имеется богатое собрание фотографических снимков со старинных церквей и икон различных мест Харьковской епархии, имеются старинные деревянные резные аналои, весьма редкая и примечательная деревянная статуя Христа Спасителя в терновом венке... Здесь – в Музее, как весьма редкий и ценный предмет, обращающий на себя внимание всех хранится маленькое евангелие, написанное, по преданию, собственноручно Ксенией Годуновой, отбитое графом Платовым у французов, и из рода Стремоуховых из села Лебяжьего Змиевского уезда, перешедшее на хранение в наш Музей; здесь же весьма редкий экземпляр Острожской библии, полный старопечатный требник, проповеди высокопреосвященного архиепископа Харьковского Амвросия, собственноручно им писанные и исправленные, по коим можно судить, с какой тщательностью работал над отделкой своих речей знаменитый Харьковский и всероссийский церковный вития... В Музее вы увидите богатую коллекцию оловянных старинных чаш, из коих самая древняя и редкая поступила из Светлогорского Успенского монастыря; в музее же хранятся интересные коллекции оловянных дароносиц и старинных плащаниц на холсте и с изображением Христа Спасителя, как бы спящего, ценные коллекции древне-украинских старинных икон, покровы для аналоев из татарских поясов, старинные кубки и ковши, весьма редкая каменная гробница, вывезенная из Малой Азии, в коей хранились мощи преподобного Арсения Великого, и редчайшего типа старинная, серебрянная, массивная дарохранительница, поступившая из Успенской церкви города Ахтырки, и много других весьма редких и ценных и весьма интересных предметов... Осмотр Музея и объяснения, делавшиеся почтеннейшим протоиереем о. П. Фоминым, доставили всем истинное удовольствие, вызвав у всех живой отклик сердечной ему благодарности... Невольно при этом вспоминались и слова из речи его высокопреосвященства: «помянул дни древние и поучихся»... Действительно, осмотр этих старинных церковных вещей и предметов уносила, наши мысли в давно минувшие времена родного края, когда, правда, и жизнь была проще и чище и вера целостнее!..

Музей церковных древностей изволил посетить и его высокопреосвященство, высокопреосвященнейший архиепископ Арсений, осматривал его помещение и останавливал свое внимание на некоторых предметах церковной старины, выразив при этом живую радость положенному началу осуществления великого и доброго дела во вверенной ему Харьковской епархии, и затем преподав всем святительское благословение, напутствуемый общими благожеланиями и пением: «ис полла эти деспота», отбыл в свои архиерейские покой...

Так прошел славный день 19 мая 1913 года, – день открытии в нашей епархии Харьковского епархиального церковно-археологического общества п при нем Музея церковных древностей... Этот день отныне будет записан золотыми буквами на страницах истории Харьковской епархии и бессмертный венок славных дел имени приснопамятного Харьковского святителя высокопреосвященнейшего архиепископа Арсения навсегда украсится новым неувядаемым цветком возникшего в его святительство и под его мудрым и высокопросвещенным архипастырским руководством много полезного учреждения, коему от всей души желаем самого широкого развития и процветания!..

Священник Николаи Загоровский