Каплуновская кладбищенская позднее приходская церковь

© Андрей Парамонов (Харьков)

Ещё в 2006 году Харьковский частный музей городской усадьбы опубликовал «Экономические примечания на Харьковский уезд 1782 года»[1]. Это весьма любопытный документ, который в своё время был украден из Государственного архива Харьковской области, в 2006 году выкуплен учредителями музея у частного лица и возвращен в архив. Датирован он был прежде 1785 годом, но одна из записей в нём, которая касалась Харькова, позволила уточнить его датировку: «…За крепостью церквей каменных три, 1-я Чудотворца Николая, 2-я Живоначальныя Троицы, 3-я Рождества Богоматери...». Если бы он был датирован 1785 годом, в нём должна была бы появиться и четвертая каменная церковь за пределами крепости – Жен Мироносиц, зная, что она построена в 1783 году, мы можем говорить о том, что это описание появилось раньше, но не позднее 1781 года, когда к составлению описаний только приступили. А вот любопытно, что мы видим в нём Рождество-Богородичную церковь каменной постройки, которая между тем ни в одном из епархиальных документов не встречается до 1791 года. Как мы уже писали выше, храм этот был построен как воинский в 1771 году и относился к военному ведомству.          

Уже в начале XIX столетия Рождество-Богородичный храм во имя Каплуновской иконы Божией Матери, построенный по проекту архитектора П. А. Ярославского, пришел в ветхость. Неизвестно, разобрали ли его полностью, или оставили фундамент, но в 4 июля 1808 года на его месте был заложен новый каменный храм по проекту профессора архитектуры Императорского Харьковского университета Евгения Алексеевича Васильева. Попечителями постройки стали коллежский советник Николай Данилович Драгомир и харьковский купец он же и церковный староста Харьковского Успенского собора Семён Гаврилович Мухин.

Новый Каплуновский храм, как кладбищенский Успенского, Троицкого и Николаевского приходов города, был освидетельствован 18 августа 1810 года протоиереем Иоанном Курасовским. Храм был однокупольный, с одним престолом, с четырьмя дверьми, одни из которых были алтарные. По своей вместительности он был равен предыдущему, т.е. рассчитанным на 300 человек. Иконостас был новый, богатый на позолоту, также проекта архитектора Васильева. На горнем месте была икона Каплуновской Божией Матери. Храм была освящен 21 августа 1810 года Харьковским архиепископом Христофором Сулимой. Первым церковным старостой стал Харьковский купец Никита Проскурин[2].

Отмечу, что на Каплуновском кладбище города Харькова в числе прочих были похоронены: первый ректор Императорского Харьковского университета Рижский (ум. 14 марта 1811 г.) и протоиерей Стефан Иванович Прокопович (ум. 31 мая 1828 г.).

После закрытия в 1828 году кладбища для захоронения, церковь по-прежнему оставалась кладбищенской, т.к. многие жители города имели здесь семейные склепы и выкупленную землю для захоронений.

В 1841 году по прошению государственных крестьян г. Харькова и пригородного селения Журавлевки Каплуновский храм решено было сделать приходским. В нём устроили печи для отопления, т.к. до этого времени он не отапливался. И в 1845 году одновременно с ликвидацией Каплуновского кладбища, храм стал приходским и начал именоваться в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Наименование в честь иконы Каплуновской Божией Матери перестало официально упоминаться. Возможно это было связано с тем, что в начале 1840-х годов предполагалось, что именно чудотворная икона Каплуновской Божией Матери будет перенесена в Харьков для совершения ежегодного крестного хода. Но владельцы селения Каплуновки, дворяне Перекрестовы-Осиповы, где в храме Рождества Пресвятой Богородицы обретался чудотворный образ, не пожелали, чтобы икона покинула храм их села. По этому поводу даже был особый указ Синода, по которому Харьковская духовная консистория не должна была посягать на права церкви в с. Каплуновка и частных владельцев, под чьей опекой находились и храм, и чудотворный образ Каплуновской Божией Матери. В результате, как мы знаем, крестный ход в Харькове ежегодно проводился с чудотворной иконой Озерянской Божией Матери, а духовное ведомство, видимо, неблагожелательно смотрело на имя иконы, не ставшей для Харькова заступницей. Тем не менее в народе, а потом и в прессе, храм Рождества Пресвятой Богородицы неизменно называли Каплуновским.

В 1859 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был расширен, так как число прихожан составляло более 1 000 человек, главным образом государственные крестьяне пригородного селения Журавлевка. В 1875 году здесь было в числе прихожан 607 мужчин и 657 женщин[3]. В эти годы в храме служил священником Василий Апполонович Попов и дьячок Григорий Иванович Фёдоров. Так же при церкви числилась вдова диакона Дарья Денисовна Лепская. Среди прихожан были семьи: подполковника в отставке Александра Васильевича Ливченко, статского советника Ивана Васильевича Платонова, коллежского асессора Михаила Павловича Львова, титулярного советника Виктора Ивановича Рейпольского, коллежского секретаря Ивана Петровича Мамонова, вдовы коллежского асессора Елены Михайловны Подольской, коллежского советника Фёдора Ивановича Зимовского, коллежского секретаря Дмитрия Ивановича Попова, дворянина Саввы Феофановича Косогорова, купца города Чугуева Якова Игнатьевича Заярного.

С 1876 года на Журавлевке стала действовать вновь построенная Петропавловская церковь, и число прихожан в храме Рождества Пресвятой Богородицы оказался столь малым, что его приписали к Крестовоздвиженской (Мироносицкой) церкви г. Харькова.

Вновь самостоятельным приход Каплуновский храм стал благодаря харьковскому купцу, потомственному почетному гражданину Василию Григорьевичу Пономареву, который на свои средства храм отремонтировал и со дня открытия 20 ноября 1880 года и до самой своей смерти 24 февраля 1892 году был церковным старостой Рождество-Богородичного храма, за участие в судьбе храма Пономарева похоронили вблизи опекаемой им церкви. Его сменил с 24 апреля 1892 году Харьковский купец 2-й гильдии Григорий Григорьевич Енуровский, который сначала вкладывал свои капиталы в ремонт старого храма, а позднее стал одним из жертвователей на строительство нового.

Повезло храму в эти годы и со священником, с 20 ноября 1886 года здесь начал служение Василий Николаевич Добровольский. Он родился в 1857 году во Владимирской губернии в семье священника и закончил Московскую духовную академию, в Харьков же был переведен из Одессы к домовой церкви Второй мужской гимназии в 1885 году, одновременно служил и законоучителем в Харьковском технологическом институте. Помимо этого его приглашали и в частные учебные заведения, безвозмездно он служил в Харьковском училище слепых детей[4].

Не менее любопытен был и диакон храма! Александр Николаевич Попов родился в 1858 году в Ярославской губернии в семье священника, сам поступил в военную службу – 10-й гренадерский Малороссийский полк, откуда за отличные успехи был отправлен в Чугуевское юнкерское училище. Однако, закончив его в 1881 году, был отправлен в запас и поступил с 1884 года псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Харькова. У него был прекрасный голос, которым он виртуозно владел, Попов использовал свой талант при работе с детьми в классах пения при Харьковском училище слепых детей, Харьковском Александровском приюте для мальчиков, Харьковской Вознесенской женской гимназии. Диакон Александр также любил книги, он поступил в книжный епархиальный комитет на самую простую должность, и в короткое время привел в порядок книжный склад. Здесь же, в Харькове, он женился на дочери прихожанина храма – Софии Ивановне Платоновой. 

С началом 1890-х число прихожан в храме возросло, сюда входили жители не только Каплуновского переулка и улицы Немецкой, но и Садово-Куликовской, Епархиальной, части Ветеринарной улиц, всего 34 домовладения и 257 прихожан. Кроме них сюда притягивалось значительное число временно проживающих в Харькове, в разные годы от 25 и до 50 человек. Для такого количества прихожан храм был, конечно, тесен. До смерти церковного старосты В. Г. Пономарева вопрос о строительстве храма не поднимался, т.к. он очень любил старый всем своим сердцем.

В начале 1890-х среди прихожан были семьи: полковника Михаила Никитовича Иванова, вдовы подполковника Екатерины Семёновны Левченко, инженер-полковника Николая Шевцова, генерал-майора Михаила Васильевича Левицкого, дворянина Якова Степановича Станиславского, титулярного советника Михаила Поликарповича Тихановича, врача Фёдора Францевича Лезина, вдовы титулярного советника Зинаиды Александровны Замятиной, жены надворного советника Варвары Ефимовны Шейфман, вдовы надворного советника Анны Васильевны Самойлович, действительного статского советника Михаила Мартыновича Алексеенко, действительного статского советника Георгия Ивановича Морозова, дворянина Александра Алексеевича Зибера, статского советника Константина Алексеевича Андреева, вдовы титулярного советника Юлии Васильевны Рейпольской, надворного советника Фёдора Даниловича, коллежского регистратора Ивана Николаевича Таранова, дворянина Николая Иосифовиач Комаровского, действительного статского советника Ивана Николаевича Оболенского, дворянина Михаила Фёдоровича Леваковского, князя Владимира Ивановича Ширинского-Шахматова, действительного статского советника Павла Тихоновича Степанова, губернского секретаря Василия Ивановича Павлова, действительного статского советника Фёдора Тимофеевича Ямпольского, титулярного советника Алексея Ивановича Ясневича, графа Иосифа Филипповича Доррер, потомственного почетного гражданина Ильи Ильича Слатина, дети умершего титулярного советника Тимофея Гвоздикова, потомственного почетного гражданина Ивана Яковлевича Григоровича, купца Семёна Яковлевича Толкачева, купца Григория Григорьевича Енуровского, купца Дмитрия Васильевича Кочина и др.

Решение о строительстве нового храма прихожане приняли в 1893 году, а 27 января 1894 года подали прошение о строительстве нового каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы, по своему внутреннему объему новый храм должен был превышать предыдущий в четыре раза и рассчитанным на 1 500 человек[5]. В строительный комитет вошли церковный староста Г. Г. Енуровский (председатель), директор Технологического института действительный статский советник Виктор Львович Кирпичев, Харьковский купец Семён Яковлевич Толкачев, священник Василий Добровольский, а также составитель проекта архитектор Алексей Николаевич Бекетов. Последний взялся безвозмездно руководить постройками. После всех разрешительных процедур и утверждений проекта прошло два года, прежде чем 24 апреля 1896 года было выбрано место для строительства нового храма. 15 сентября того же года около 11 часов новый храм был заложен, богослужение проводил преосвященный Пётр, епископ Сумской с причтом и при хоре архиерейских певчих в присутствии Харьковского губернатора гофмейстера двора Германа Августовича Тобизена[6].

При закладке в фундамент новой Каплуновской церкви был заложен ящик с актом закладки, написанным на пергаменте, украшенном виньетками в древневизантийском стиле: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основана церковь сия во славу Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго Рождества Ея, при державе Благочестивейшаго Великаго Государя Императора Николая II Александровича, при святительстве высопреосвященнейшаго Амвросия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, при харьковском губернаторе Г. А. Тобизене, ктиторе храма Г. Г. Енуровском, членах комиссии: В. Л. Кирпичеве и С. Я. Толкачеве, священнике В. Добровольском, в бытность городским головой И. Т. Голенищева-Кутузова, по проекту архитектора академика А. Н. Бекетова, в лето от сотворения мира 7404, от Рождества же по плоти Бога Слова 1896, месяца сентября 15 дня»[7].

С самого начала не всё шло гладко в постройке нового Каплуновского храма, это касалось и сбора необходимой суммы и заготовки строительных материалов, а более всего в отношениях между прихожанами. Многие консервативно настроенные прихожане вышли из прихода в церковь Жен Мироносиц. Их смущала очень активная позиция, которую занимали промышленники с требованиями устройства склепов при храме, учреждении новых приделов во имя своих родителей. Так, купец Павел Павлович Рыжов пожертвовал 8 000 руб. на придел Святителя Иоасафа Белгородского, но при условии устройства фамильного склепа в подвале нового храма, и прихожане вынужденно согласились. Второй фамильный склеп создавался для церковного старосты Г. Г. Енуровского, который вложил в строительство 12 000 руб. Харьковский мещанин Андрей Александрович Матвеев внес 5 000 руб., но с условием, чтобы один из приделов был в честь Преподобной Олимпиады в память о своей матушке. Он же внес ещё 1 000 руб. для вечного поминовения Олимпиады, Александра, Василия, Андрея и Анисьи[8].  Притом, что денег на строительство не хватало, и подобные вещи были общеприняты, но не очень они нравились простым прихожанам. Самым скромным жертвователем можно было бы признать харьковского купца Петра Степановича Гончарова, который передал в храм дарохранительницу.

А между тем, строительство, начатое в 1902 году, было окончено только в 1912 г. – не самые быстрые сроки для, в общем-то, миниатюрного по меркам Харькова храма. При этом полностью храм довели до проектного вида только в 1915 году. Уже с 1902 года строительный комитет возглавил генерал от инфантерии Алексей Фёдорович Озеров, а после него Харьковский купец Павел Павлович Рыжов. В комитет вошли дворянин Константин Михайлович Бич-Лубенской, действительный статский советник Гаврила Иванович Керцелли, Иван Михайлович Оболенский и тайный советник Михаил Мартынович Алексеенко. На строительство ушло 154 205 рублей, только деятельное участие и поиск средств священником Василием Добровольским способствовал удачному завершению строительства.

Вот как описывал вновь выстроенный храм Рождества Пресвятой Богородицы корреспондент газеты «Южный Край»: «…Ново построенный храм является по своей архитектуре для г. Харькова первым образцом древнерусского церковного зодчества. По стилю он соответствует церквам «Великого Новгорода» (до Петровского периода) и так же, как они, имеет над западными вратами звонницу, вместо колокольни, и пять глав над средним нефом. Благодаря отсутствию башни колокольни получается цельность группировки архитектурных масс храма и единство впечатления. Наружные фасады еще не вполне закончены, т.к. все усилия строительного комитета, в виду тесноты старого храма, были обращены на скорейшее окончание внутренней отделки храма.

Как во всех старинных русских церквах внутренняя отделка стенных гладей, сводов, арок исполнена без лепных работ одной росписью в характерных для этого стиля сине-зеленых тонах, составляющих как бы ковровый фон для стенной живописи и выгодно выделяющих золото иконостаса. Характер стенной живописи и образов иконостаса, исполненных художником М. Р. Пестриковым[9], вполне соответствует древнерусскому стилю храма. Здесь художник воссоздал образы древнерусской иконописи, умышленно избегая, как в иконописи, так и в раскраске, так называемого реализма, руководствуясь произведениями старых мастеров. Материалами для этого служили: древнейший иконостас Смоленского собора, московского Новодевичьего монастыря, образа знаменитого иконографа XVIII ст. Симона Ушакова, «Лицевой иконописной подлинник» (изд. Высоч. уч. ком. попеч. о рус. иконописи), «Христианские древности» Прохорова и др.  Следуя этим образцам, они отнюдь не копировались художником.

Общее руководство художественной отделкой нового храма производились его строителем и автором проекта, академиком архитектуры А. Н. Бекетовым...»[10].

Главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен 2 сентября 1912 года, Харьковским архиепископом Арсением с епископом Сумским Феодором, настоятелем храма, ректором духовной академии протоиереем Александр Михайлович Юшковым и духовенством. Вокруг храма был совершен крестный ход с частицами святых мощей. Епископ Сумской Феодор совершил в храме первую божественную литургию. При освещении храма присутствовали исполняющий обязанности губернатора вице-губернатор коллежский советник Илья Иванович Стерлигов, и управляющий канцелярией губернатора статский советник Анатолий Евгеньевич Зеленин. После освящения и литургии, председатель строительного комитета П. П. Рыжов пригласил всех к себе в новый дом на обед[11]. В декабре того же года были освящены и престолы Святителя Иоасафа, Преподобного Серафима Саровского и Преподобной Олимпиады. 

Тогда же, в 1912 году, встал вопрос и о будущем старого храма, который предполагалось разобрать. Однако общественность города вступилась за старую Каплуновскую церковь, а 23 января 1913 года за храм заступилась председатель Императорского Московского археологического общества графиня Прасковья Сергеевна Уварова. Она обратилась к архиепископу Арсению с просьбой не допускать сломки старого храма, как представляющего исторический и художественный интерес.

Детальное описание старого храма никто не делал, а вот профессор Императорского Харьковского университета Егор Кузьмич Редин в 1901 году описывал хранящиеся в храме Рождества Пресвятой Богородицы иконы и книги: «…В церкви из памятников XVIII в. есть икона Воскресения Христа, сложной композиции, но она поступила в церковь недавно. 

         Из других памятников: старейшее Евангелие Московской печати 1803 г., но в окладе 1842 г., хорошей работы; далее икона Каплуновской Божьей Матери, нач. XIX в., в ризе 40-х годов XIX в.; Евангелие Московской печати 1815 г. в прекрасном окладе, с рельефными изображениями, подражающими таким же на окладам XVIII в. (Богородица с Младенцем, держащая ветвь, на ступенях амвона Давид, Соломон); серебряный крест 1839 г. с изображениями чернью; серебряная чаша 1854 г., с гравированными изображениями, и другая того же времени с финифтяными. Иконы: Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Николая, в серебряных ризах 1841 г., того же времени и наместные иконы: Христа, Богородицы, Рождества Христова и трех Спасителей…»[12].

         Благодаря харьковскому историку Эдуарду Зубу известно, что в 1929 году новый Каплуновский храм по просьбе Харьковского городского совета был отобран у верующих, о чем свидетельствует сентябрьский Отчет о работе административно-милицейской секции горсовета[13]. А уже в 1930-м году с неё были сняты кресты[14].

В 1931 году было опубликовано постановление по которому становится понятным, что в ближайшее время будут снесены и старый, и новый храмы. 


[1] ГАХО. – Ф. 24, оп. 3, ед. хр. 12. Экономические примечания на Харьковский уезд 1782 г.

[2] ГАХО. – Ф. 40, оп. 9, ед. хр. 1217.– Лл. 1–11. Освящение новопостроенной в г. Харькове кладбищенской во имя Каплуновской Божией Матери церкви.

[3] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 883-а.– Л. 27. Исповедная роспись Рождество-Богородичной церкви.

[4] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 1810. – Л. 182 об.–183. Клировая ведомость Рождество-Богородичной церкви.

[5] ГАХО. – Ф. 40, оп. 75, ед. хр. 1.

[6] ХГВ. – 16 сентября 1896 г.

[7] ЮК. – 16 сентября 1896 г.

[8] ГАХО. – Ф. 40, оп. 82, ед. хр. 133.

[9] Михаил Родионович Пестриков (1864–1930), из мещан г. Калуга, закончил Академию Художеств, преподавал в г. Харькове.

[10] ЮК. – 3 сентября 1912 г.

[11] Сохранился до наших дней по ул. Дарвина 9.

[12] Материалы к изучению церковных древностей Украйны. Церкви города Харькова. – Х. 1905. – С. 64.

[13] ГАХО. – ФР. 408, оп. 4, ед. хр. 1405. – Лл. 35, 38.

[14] Комуніст. – 19 лютого 1930 р.