Каплуновская улица № 4, Музей церковных древностей
© Андрей Парамонов
Сегодняшнее начало улицы Искусств (бывшей улицы Каплуновской) совершенно безлико и невкусно, чего не скажешь о начале XX столетия. Ещё в середине XIX ст. правая (четная) сторона будущей Каплуновской улицы начиналась с Рождество-Богородичной Каплуновской церкви, а вокруг неё размещалась уцелевшая часть бывшего городского кладбища. К концу XIX ст. здесь находилась пустопорожняя земля, принадлежавшая городу.
Проходивший в 1902 году в Харькове XII Археологический съезд открыл невероятное количество церковных древностей, многие из которых были зафиксированы экспедициями по Харьковской губернии профессора Егора Редина. Уже тогда созрела мысль о необходимости создания музея церковных древностей. Но только в 1911 году Харьковская духовная консистория обратилась к городской думе с просьбой выделить участок для строительства здания для музея, а заодно библиотеки и квартир для чиновников епархиального управления[1].
В 1912 году по проекту епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского было построено здание в стиле модерн для Археологического музея церковных древностей и епархиальной библиотеки. Сегодня его уцелевшую красоту и величие фасада можно лишь отчасти наблюдать в осеннее и зимнее время (ул. Искусств, № 4). В том же 1912 году архиепископ Арсений учредил в Харькове епархиальное церковно-археологическое общество, и при нём музей церковных древностей, открытый в 1913 году.
Председателем общества был назначен протоиерей Петр Фомин, автор замечательного труда «Церковные древности Харьковского края». Распоряжением последующего архиепископа Антония в музей следовало передавать богослужебные книги и предметы, которыми не пользуются священнослужители в храмах епархии. Музей просуществовал до конца 1919 года, а с окончательным установлением советской власти был закрыт, экспонаты передали в другие музеи, на сегодняшний день лишь незначительное их число уцелело.
В 1927 году здание передали республиканскому дому литераторов им. Василия Блакитного, который здесь просуществовал до 1934 года, то есть, пока Харьков имел столичный статус. Мемориальная доска, затерявшаяся на стене здания, лишь перечисляет имена знаменитостей, бывавших здесь, но, конечно, ни в коей мере не опишет той атмосферы, которая отложилась в памяти современников тех лет.
Строгие и сдержанные интерьеры, созданные Владимиром Покровским, переделал в 1928 году украинский художник-график Адольф Иосифович Страхов в стилистике украинских народных мотивов. Деревянные детали интерьеров, двери, мебель были украшены резьбой в том же стиле.
Вот как описывает современник эти интерьеры в 1929 году: «З його стін дивляться на нас закрутки українського бароко, двері його — дешевий модерн, з совами і дебелими кільцями замість ручок. Весь будинок в цілому нагадує будинок Полтавського Земства. Фризи стін використовують дуже вільно і безсоромно книжкові прикраси Нарбута. Коли у Нарбута всі ці закрутки були зроблені манерою штрихів, то тут, за технічною неможливістю це виконати на стінах, довелось площини орнаменту фарбувати цілком».
Первый директор, поэт Максим Лебедь, собрал уникальную библиотеку, выписывал все газеты и журналы, выходившие в стране, и благодаря его организаторским талантам практически каждый день превращался здесь в уникальное событие. Сегодня здание серое и безликое – не имеющее никакой жизненной силы и утратившее свою магию.
[1]ГАХО. Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 13412