Фотографы губернии

 

* * * * *

Харьковская фотография в 1880-х гг. получила европейское признание благодаря работам таких фотографов – новаторов, как В.С. Досекин, А.К. Федецкий и А.М. Иваницкий.

В 1850-х гг. в Харькове появились первые фотографы. В это время в городе проживало 36 тыс. жителей. В числе промышленных заведений города мы находим 4 фотографии…

Первым харьковским фотографом, согласно К.П. Щелкову, считается Василий Данилович Зайцев. В начале 1851 г. он по служебным делам ездил в Париж, где на Всемирной выставке увидел фотографические портреты и пейзажи. Эти фотографии произвели на него огромное впечатление. В Европе фотография, которая была изобретена  в 1839 г. Дагером и Ньепсом, так называемые дагерротипы,  к 1850-м гг. получила широкое распространение. В Париже к тому времени насчитывалось около 50 фотоателье и чуть больше 50 – в Лондоне. Почти одновременно с дагеротипией Толботом был изобретен метод фотографирования – каллотипия, который в 1844 г. был усовершенствован суконщиком из Лиля Бланкар-Эвраром.

В 1880-х гг. количество фотомастерских в Харькове начинает расти лавинообразно. Их становится уже более 30. В эти годы заканчивают работать в Харькове такие большие фотомастера, как В.С. Досекин (в 1883 г.) и Ю.Е. Глентцтнер (в 1882 г.), но зато появляется целая плеяда молодых талантливых фотографов: А.М. Иваницкий (1882), М.И. Овчинников (1881), А.М. Мишон (1883), А.О. Занарди (1886), А.К. Федецкий (1886) и др. Харьков становится крупнейшим фотографическим центром Юга России, где концентрируются значительные силы специалистов в области фотографии. В Харькове буквально кипела фотографическая жизнь – устраивались фотографические выставки, на различных городских мероприятиях экспонировались работы известных мастеров. 6 марта 1886 г. произошло значимое для харьковской фотографической жизни событие: любители фотографии на своём собрании поставили вопрос об учреждении в Харькове фотографического училища. Работы харьковских фотографов были хорошо известны в Москве и Петербурге. Активная новаторская деятельность А.М. Иваницкого и А.К. Федецкого приносит признание им и Харьковской школе фотографии не только в Российской империи, но и в Европе.  

В конце XIX, начале XX вв. появились новые талантливые фотомастера: Г.П. Блюм (1892), Н.Н. Боднаровский (1894), И.П. Бурченко (1892), Г.Л. Магазинников (1892), В.Е. Полянский (1895), П.И. Михайловский (1891), Р.Л. Туккер (1892), Н.А. Гусев (1906), М.Я. Лещинский (1901), А.И. Скасси (1903) и др. Популярные харьковские газеты «Южный край» и «Утро» в 1900-х гг. стали выпускать иллюстрированные приложения, фотографии для которых изготавливали, в основном, харьковские фотографы. Штатным фотографом газеты «Южный край» был А.М. Иваницкий, а газеты «Утро» – П.И. Михайловский, а после его смерти в 1913 г. штатным фотографом газеты становится его жена А.И. Михайловская. В это же время в Харькове открывается магазин фото принадлежностей Анатолия Вернера. В 1910-х гг., в Харькове работало около 50 фотографов. Наиболее интересными из новых мастеров были: П.В. Баринов (1915), М.И. Бурченко (1912), В.М. Довбня (1915), А. Крахмальников (1915), Я.И. Пицек (1911), Ф.И. Целав (1915), и др.

Систематизация и изучение достижений Харьковской школы фотографии начались буквально в последние десятилетия. До этого отдельные фотографии наиболее известных фотографов находились в музеях, но, в основном, в качестве иллюстративного материала тех или иных событий, в качестве видовых изображений зданий и улиц города. Также для музеев представляли интерес фотопортреты государственных и общественных деятелей, писателей, ученых, артистов и композиторов, членов царской семьи  и т.д.

Частное коллекционирование фотографий также было не очень развитым, коллекционеры открыток собирали фотографии как сопутствующий материал. Соответственно было очень мало литературных исследований по истории харьковской фотографии ее становлении и развитии. Тем более, что огромное количество фотографий было уничтожено как во время революции, гражданской и Отечественной войн, так и в 1920-1940-х гг. вовремя так называемой классовой борьбы с пережитками капитализма, когда упоминание о дворянских предках или просто интеллигентных родственниках было равнозначно смертному приговору.

И только в последнее время коллекционирование старых фотографий выделилось в отдельную тему. Стала появляться литература, посвященная пока только отдельным фотографам. Это исследование В. Миславского и М. Жура, посвященное А. Федецкому, А. Хильковского и А. Иваницкого, посвященное А.М. Иваницкому, В. Кирсанова и В. Титаря, посвященное В.С. Досекину. А. Парамоновым была сделана попытки систематизации харьковских фотографов (1851-1917 гг.).

В 2006 году Харьковский частный музей городской усадьбы провел первую в Харькове выставку старинной харьковской фотографии, на которой было представлено 400 оригиналов старых фотографий, каллотипии и дагерротипы, 62 репродукции старых фотографий увеличенного размера, старинные фотоаппараты и оборудование по изготовлению фотографий, стеклянные пластинки, журналы по фотографии, коллекция альбомов, прошения фотографов, рекламные проспекты.

В том же 2006 году Харьковский частный музей городской усадьбы запустил сайт «Фотографы Харьковской губернии» где публиковались статьи и заметки, фотографии мастеров всей Российской империи, информация о фотографах.

В 2008 году в издательстве «Сага» вышла книга «Фотографы Харьковской губернии», а в 2009 году как автору издания А. Парамонову была вручена муниципальная премия.