Досекин Василий Сергеевич
А. Парамонов ©
Досекин Василий Сергеевич[1]
(1829 – 8.05.1900)
Один из первых профессиональных фотографов г. Харькова. Купец 2-ой гильдии, благотворитель и меценат, фотохудожник.
Начало фотографической деятельности Василия Сергеевича Досекина (1829 – 8.05.1900, похоронен на Усекновенском кладбище г. Харькова) относится к 1856 – 1857 гг. В это время в Харькове, состоявшем на военном положении в связи с Крымской войной и обороной Севастополя, находилось на излечении большое количество солдат и офицеров. В их числе был и молодой подпоручик В.С. Досекин. Раненный под Севастополем он прибыл на излечение в Харьков в 1856 г. Немного окрепнув, 15 ноября 1858 г. открывает фотографическую мастерскую на Екатеринославской улице № 3 во флигеле усадьбы известного в свое время Харьковского купца К.Н. Кузина.[2] «Фотография В.С. Досекина» уже с первых дней своей работы стала пользоваться популярностью. Применение небольшого формата фотоснимков, что уменьшало их стоимость, давало возможность фотографироваться не только зажиточной части населения. «Снять портрет» по любому семейному торжеству, а то и просто ради любопытства, все спешили к Досекину. Успеху его фотографической деятельности также содействовало серьезное отношение к фотографии. Вот что писали о нем в журнале «Фотограф» в 1864 г.: «...Работы г-на Досекина выходят из ряда обыкновенных, и было бы непростительно не заявить публично о таком художнике, который смело, без преувеличения, может соперничать с лучшими фотографами в Европе».[3] Примерно к этому времени можно отнести создание Досекиным первой серии фотоснимков, запечатлевших Харьков конца 1850-х начала 1860-х годов. Эти снимки были небольшого формата – 5,5 х 8 см, на твердой картонной подложке, приятного светло-коричневого оттенка, с большой глубиной резкости.
На фотографиях – площади, улицы, дома, церкви и другие архитектурные сооружения Харькова середины XIX века. Благодаря им мы можем увидеть недостроенную, еще наполовину деревянную, Дмитриевскую церковь на Екатеринославской улице, старую Николаевскую церковь, здание первого вокзала с прибывающим поездом, лабазы и лавки у здания Успенского собора, только появившиеся двухэтажные кирпичные дома на Екатеринославской и Сумской улицах. На фотоснимках хорошо просматриваются названия различных магазинов, имена их владельцев, надписи афиш и другие предметы того времени.
С ростом популярности растут и доходы предприятия. Василий Сергеевич переводит свой салон сначала в дом № 4 по той же Екатеринославской улице, а потом и в более приличное помещение в доме напротив – по ул. Екатеринославской, № 6. Тогда же он расширяет и свой штат: «Для занятий при фотографии нужен молодой человек, с некоторым образованием, хотя и без познаний в фотографическом искусстве, но с расположением к этому занятию. Адресовать в фотографию В.С. Досекина».[4] Кроме того, на небольшом земельном участке напротив Дмитриевской церкви Досекин строит фотокопировальню и оснащает ее самым современным оборудованием. Он осваивает новый метод получения фотоизображений – влажный коллодий. Коллодий – это состав, получаемый растворением пироксилина в спирте. Этот состав наносился на стеклянную пластинку, предназначенную для получения негативного изображения. Метод своей чувствительностью и быстродействием превосходил процесс, использовавший метод калотипии, но требовал последующей ретуши. С ее помощью фотографы исправляли недостатки изображения при печати фоторабот, а использование самой современной техники и доскональное знание технологии позволяли Василию Сергеевичу получать негативы высокого качества. Поэтому в отличие от других харьковских фотографов Досекин ретушью не пользовался.
Как и Ю.К. Бильдт он вынужден давать в Харьковские губернские ведомости и такие объявления: «Во время моего отсутствия, в харьковской публике распространился слух, будто я оставляю свою фотографию навсегда и работы в ней производятся только под моей фирмой. Считаю своей обязанностью объявить, что слух этот совершенно неверен, отлучался я на время за границу. Откуда возвратился недавно с запасом новых сведений и аппаратов, буду иметь возможность в скором времени. Продолжить публике много нового и интересного по части искусства, которым занимаюсь. Фотограф Досекин».[5]
На различных фотовыставках работам Досекина неоднократно присуждались почетные медали, которые можно видеть на оборотной стороне его фотографий (Берлин, 1865 г.; Московская Политехническая выставка 1872 г.; и др). Многие его фотографии были использованы Д.И. Багалеем в фундаментальном труде «История г. Харькова за 250 лет».[6] О заслугах Василия Досекина в области отечественной фотографии вспомнили в конце 1980-х годов. В журнале «Наше наследие» была опубликована любопытная фотография декабриста А.Е. Розена, выполненная Досекиным в 1860-х годах,[7] с которым он был хорошо знаком. В эти же годы были опубликованы новые факты о нем, собранные харьковским краеведом Владимиром Кирсановым.[8]
Фотография была не единственным источником доходов В.С. Досекина. В начале 1873 г. он начал вместе со своим армейским приятелем капитаном Аркадием Ивановичем Иониным строительство кирпичного завода. А.И. Ионин 1840 г.р. самый младший сын из небогатой дворянской семьи, имеющей имение в Лебединском уезде.[9] К апрелю в дачах Саржина Яра, с левой стороны шоссе Харьков-Курск, в ½ версте от хутора Мигриной и в 1 ½ версте от г. Харькова были возведены первые несколько построек будущего кирпичного завода. В последующие годы В.С. Досекин становится Харьковским купцом 2-ой гильдии.
В 1885 г. В.С. Досекин оформляет свое фотографическое заведение в Харькове на сына Николая. Н.В. Досекину потребовалось получить свидетельство на это заведение, так как оказалось, что у его отца такого свидетельства не было вовсе. Причина проста, распоряжение МВД, регламентирующее получение свидетельства на фотографические заведения было издано только в 1865 г., а фотография В.С. Досекина появилась гораздо раньше.[10] Вскоре сын продает это заведение, и на сегодняшний день снимков этого заведения с его атрибуцией неизвестно. Для своих целей В.С. Досекин оставляет фотографию в Москве. Она располагалась на Тверской улице в доме Г. Шаблыкина (где Английский клуб).
Н.В. Досекин был известным художником и художественным критиком. Пейзажист, маринист, член Товарищества передвижных художественных выставок в 1888-1900 гг., затем член объединений «Мир искусств» и «Союз русских художников». В двухэтажном доме Досекиных на Сумской улице, кроме харьковских художников, артистов, писателей, часто бывали и гости из Москвы и Петербурга. Неоднократно с недолгими визитами бывал друг Н.В. Досекина - В.А. Серов, а в 1892 г. он здесь жил продолжительное время.
Н.В. Досекин принимал активное участие в художественной жизни Харькова, Москвы и Петербурга. Он участвовал в выставках Товарищества передвижников, которые проходили в Харькове, а также Харьковского товарищества любителей красных искусств. В конце 1890 годов Н.В. Досекин преподавал живопись в Харьковской городской художественной школе, внося свежий дух в преподавание.[11]
Досекины были в дружеских отношения с Алчевскими и Бекетовыми. Сохранились фотографии Христины Даниловны и Алексея Бекетова, выполненные В.С. Досекиным. Замечательный по художественному воплощению фотографический автопортрет В.С. Досекина, выполненный им в 1900 году, одна из последних работ большого мастера.
Фотографическую деятельность отца продолжал его другой сын Андрей Васильевич Досекин (1867 – март 1942), который был управляющим Земельного банка в г. Новозыбкове Черниговской губернии. Его первой женой была Вера Валентиновна,[12] брак был неудачный и бездетный, поэтому все свободное время А.В. Досекин посвящал фотографии. А.В. Досекин постоянно участвовал в фотографических выставках, что был награжден 17-ю медалями. Одна из которых была им получена за стереоскопический снимок в Швейцарии.
Второй женой А.В. Досекина в 1917 г. стала Варвара Степановна Нусатова, родом из государственных крестьян с. Яковлево Белгородского уезда. Она работала портнихой у Шатиловых где с ней А.В. Досекин и познакомился. Единственная его дочка Татьяна родилась в Харькове в 1924 г. Сем ья проживала на ул. Мироносицкой 57 и выехала из Харькова в июле-августе 1943 г. в Винницу, работали фельдшерами и вернулись в Харьков только в 1956 г.
[1] Статья подготовлена на основе сведений предоставленных внучкой В.С. Досекина – Татьяны Андреевны Досекиной.
[2] Статистический листок № 12, декабрь 1882 г.
[3] Обозреватель… Фотографическая деятельность В.С. Досекина //Фотограф, №10. – 1864 г. – С. 28.
[4] ХГВ, 24 февраля 1868 г.
[5] Это объявление он давал дважды: ХГВ, 29 февраля и 11 мая 1868 г.
[6] Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655 – 1905). Ист. монография. – В 2-х т. – Т. 2. – Репринт. изд. – Харьков, 1993.
[7] Сабурова Т. И получил твой портрет… //Наше наследие. – М.: Искусство. – 1988, № 5. – С. 36 – 41.
[8] В.Кирсанов Остановленные мгновения //Панорама. – Х.: 1992.
[9] ГАХО Ф.14, оп.11, ед.хр.9, лл.241об.-242.
[10] ГАХО Ф.3, оп.281, ед.хр.132.
[11] Титарь В.П. Пути развития художественного творчества на Слобожанщине в начале ХХ века /Харьковский исторический альманах. № 2. – Х.: Райдер, 2002. – С. 45 – 46.
[12] В.В. Досекина эмигрировала в 1917 г. в Югославию.