1917 год. Старинные усадьбы Харьковской губернии (Г. К. Лукомский)

С т а р а я В о д о л а г а, или Адалага – принадлежала Григорию Ерофеевичу Донцу. По описи указа царя Феодора Алексеевича на месте с. Водолаги на реке Мже, «на диком поле, стоял острог, мерою в длину 174 саж., поперек 165 саж.

А в нем двор полковника Григория Донца. Подле его Григорьева двора построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы». В 1711 г. храм сгорел. В 1736 г. построена была новая деревянная церковь. В 1773 г. помещик Старой Водолаги майор Александр Андреевич Дунин получил благословение построить новую церковь, которая и была освящена в 1821 году, при генерал-аншефиссе Марии Дмитриевне Дуниной, рожденной Норовой, вероятно, дочери генерал-губернатора Екатерининского времени.

Ведомость 1780 года говорила: «Дом господский деревянный окружен на подобие четыреугольнего редута с четырьмя бастионами, при нем саду не имеется». Дунина при замужестве дочерей дарила им (по преданию) по части дома. Теперь принадлежит С. А. Ширковой, рожденной графини Сиверс, внучке Дуниной.

Ныне у села Водолага две усадьбы князя А. Д. Голицына – более новая, и С. А. Ширковой – более старая, обе бывшие графа Сиверс.

Дом в Водолаге был основан в Александровское время, но, переделанный в 1880-1890-х годах, сохранил лишь общие благородные формы, фронтоны. Ничего художественного он не представляет. Приятен традиционный подъезд с флигелями со стороны cour d’honneur’а

В доме хорошее собрание картин, особенно портретов. Портрет гр. К. К. Сиверс (1813-1814 гг.), копия (?) кисти Боровиковского, портрет Дуниной, из собрания гр. Строганова (копия?), интересный автопортрет Тихобразова (1846 г.) и несколько очаровательных картин, акварелей и литографий в гостиной.

Старая Водолага по другую сторону села. Здесь в тенистом парке тоже небольшой дом, в стиле английской готики, с зубцами аттика, с типичными оконными наличниками. К дому прилегает пристроечка в мавританском стиле, с куполом, – следствие любви к восточному в 70-х годах прошлого столетия. Неподалеку – руины какого-то старого амбара. Несмотря на совершенно плачевный вид этой постройки, можно, однако, различить в кладке стен ниши и портик.

Церковь в селе Водолага, о которой сказано было раньше, не представляет собой по наружному виду ничего примечательного, хотя странными представляются ранние, достаточно классические формы (в 50-60-х годах) ее колокольни, купола, фронтонов. Впрочем, начало ее постройки относится к 1815 году; автором проекта является какой-то Волтнев.

Но зато внутри церкви – совершенно неописуемая красота иконостаса, очевидно, Елисаветинского времени и чудная сень, покрытая короною. Иконостас чистейшего растреллиевского барокко. Витые колонки, медальоны, обрамленные орнаментом рокайль, прелестное завершение второго яруса с прихотливо, гибко и смело изогнутыми линиями карниза и вовсе не плохая живопись, особенно в иконах нижнего ряда, – все это указывает на то, что иконостас исполнен в отличной петербургской мастерской по рисунку лучшего мастера.

В самом селе Водолага, посередине широкой улицы стоит за невысокой каменной оградой храм-мавзолей. Вокруг мавзолея, окаймленные оградой, старинные ели и кустарник.

Окруженный колоннами со всех сторон, мавзолей украшен круглым барабаном с прорезанными в нем полукруглыми окнами и покрыт невысоким куполом. Со стороны алтаря – пристройка, довольно неудачная, едва ли времени построения монумента, вероятно, позднейшая.

Сооружение это – фамильный склеп с часовней гр. Сиверс. Здесь похоронены многие члены этой семьи. Одиноко, сиротливо и уныло этому, как бы перенесенному с Via Appia храмику среди маленьких деревянных домиков! Вдаль уходит большая дорога, мелькают телеграфные столбы. На горизонте живописны силуэты ветряных мельниц…