1857 год. Старая Водолага. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

На р. Мже.

«Лета 7184 (1676) г. Августа в 10 день по Государеву Цареву и Великаго Князя Феодора Алексеевича указу и по грамате из разряду и по наказу боярина и вое­воды кн. Григорья Григорьевича Ромадановского с товарищи Иоанн Агеев сын Денисов до челобитью харьковского полковника Григория Донца ездил на дикое поле меж городов Валок и Мерефы с Крымской стороны за р. Мож, меж речки Водолаги и Колодезя добраго Ивана и по р. Мжу по обе сторо­ны леса от сухова Рокитоваго колодезя чрез Черемушной колодезь до Скрознаго колодезя, а от Скрознаго колодезя чрез р. Мож вверх по добрему колодезю Ивану по обе стороны до верховья, а с верховья добраго до верховья Водолаги и с верховья до устья Водолаги по обе стороны… при сторонних людех ту землю и реки и леса и всякия угодья описал и землю измерил в десятины. А по описи на том диком поли с р. Мжи построен острог, мерою в длину 174 сажени, поперег 165 саженей. А в нем двор полковника Григорья Дон­ца. Подле его Григорьева двора построе­на церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы[260]. Да в том же остроге и за острогом подле р. Мжи строятся вновь прихожие люди черкасы, Степан Кононенко, Данило Степанов»; за тем описываются по именам жители, всего до 200 лиц. Далее: итого дикаго поля в тех урочищах нашли, на пятдесят четей в поли, да в дву по томуж, дано в поместье харьковскому полков­нику Григорию Донцу, со всеми угодьи». и проч.12

По этой межевой очевидно, что в 1676 г. нынешняя Старая Водолага была уже населена 200 семей черкасов, в ней уже построено было урепление: деревянный острог со рвом и валом. Следы этого укрепления видны и ныне.13

В 1676 г. внутри укрепления существо­вала уже и церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1711 г. храм Водолажский, как увидим, был сожжен и в 1714 г. Иван Григорьевич Захаржевский получил благословение построить новый храм. Между древними антимин­сами находится антиминс, выданный в 1736 г. в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Старую Водолагу архиепископом Петром, в 1732 г. при храме школа.

В храмозданной грамате, данной Вронежским епископом Тихоном в 1773 г. помещик Старой Водолаги майор Александр Андреевнч Дунин получил благословение построить на другом ме­сте новую церковь вместо обветшавшей Покровской.

В 1821 г. освящена ныне существую­щая каменная церковь с таковой же колокольней; строительницей ее была помещица генерал-аншефша Марья Дмитриевна Дунина.

В Покровском храме Старой Водо­лаги хранятся редкие древние книги: Евангелие М. п. 1688 г., Общая Минея К. п. 1680 г. Постная Триодь М. п. 1699 г. Венец «в честь Тривенчанному Богу триех акафистов: живоначальной Трои­це, Св. Великомученице Варваре и Страстям Христовым, в обители Свято-троицкой Иллинской, типом составлен­ный» 1712 г.14

В 1714 г. владелец Водолаг Иван Захаржевский писал в просьбе своей к митрополиту Иллариону: «в прошлом 711 г. в приход хана крымского с ордами и с воры Запорожцы под украиные полку харьковскому городы вотчины мои селы Водолаги разорены и церкви Божие огнем пожжены; и тех сел жители и попы разошлись врознь. А ныне в сель­це моем, в Старой Водолаге, собра­лось небольшое число людей на житье по-прежнему, а без церкви и без парахиальнаго попа жить им не возможно» и проч.

По делу 1720 г. известно, что в 1715–1718 г. каждый год грабили водолажцев шайки запорожцев. Так в 1715 г. «пешие Харцизи ночною порою набегли в старую Водолажскую слободу, разбивши караул, вломилися в замок и в погреб, взяли ружья разного 20, в том числе два яничинка, ружье, борошне, и тому всему ружью и борошнем цена 78 р. Тогда же уведены 3 лошади. В 1716 г. уведено 11 лошадей, в том числе у попа Петра взяли коня ценою в 10 руб. в урочище над речкою Черемушною».

В 1831 г. холера действовала здесь сильно, в один июль месяц умерло от нее до 60 человек, а всего в 1831 г. умерло 70 человек, в 1848 г. была она слабее, тогда умерло до 52 чел. Весной 1849 г. немало страдали от цинги, впрочем из числа 50 чел. сильно болевших умерло только 9 человек.

Число прихожан: в 1730 г. 820 муж. 760 жен., в 1750 г. 805 муж. 758 жен., в 1770 г. 975 муж. 970 жен., в 1790 г. 1107 муж. 1112 жен., в 1810 г. 1153 муж. 1153 жен., в 1830 г. 1220 муж. 1251 жен., в 1850 г. 1203 муж. 1219 жен. пола.

После Григория Ероефевича никто из владельцев Водолаги не пользовался таким уважением целой губернии и едва ли кто был более достоин уважения, как Марья Дмитриевна Дунина,[261] скончавшаяся в январе 1852 г. Биографию ее, ожив­ленную достойными мыслями о жизни, представляет.

СЛОВО

Преосвященнаго Филарета, епископа Харьковского и Ахтырского, сказанное в Покровском архиерейском храме при отпевании тела генерал-аншефши Марьи Дмитриевны Дуииной.

Блаженны мертвии умирающии о Господь, ей, почиють от трудов своих. Апок. 14, 13.

Вот и гроб пред нами! А при нем так легко душе: по тому что на мысль приходить не тление, а жизнь, не персть хладная, а благодать небесная. При нем хочется не плакать, а благодарить Гос­пода, душой мирной. Не правда ли, слушатели, что при ином гробе страшно душе, темно бывает как в могиле? А при этом гробе живительный свет не­бесный льется в сердца.

Прежде всего хвала и благодарение Тебе, Господи, Которым живут рабы Твои, проливая радостный свет Твой на земле. Твой свет зрим мы в жизни, рабы Твоей.

Матери семейств!, вот вам мать, у которой есть, чему поучиться. Вот вам мать, которая была матерью не по имени и не по земным только узам. Сколько у нея детей, внуков, правнуков! Как вы думаете, легко воспитать и пристроить столько чад? Легко дать образование нужное не для одной земли, а и для неба? Шесть дочерей и один сын остались на руках ее, когда умер супруг ее. И все дочери воспитаны и счастливо выданы в замужство, 24 внука и 76 правнуков родились и воспитались в ее доме. О!, сколько скорбей, сколько забот надобно было ей испытать! Мало и того, она же была материю и для сестер и для племянниц своих: и о них заботы лежали на ее же душе, и их она же выдала в замужество15. Кто же дал ей силы для стольких трудов, для стольких забот и скорбей? Поверь­те, одно благочестие Христианское. Без него самая материнская любовь оказывается слабой пред силой бед земных и неумной в счастии земном. Ах, чего ожидать от греха? Он вносит одно расстройство и в домы, и в семьи, и в умы, и в сердца. Боярыня Мария была дочь благочестивого отца, того отца, которого честность, любовь в правде, глубокая набожность очень известны по управлению здешним краем. Потому она с юности обучена была благочестию, и благочестие обучило ее высокому званию матери.

Другия матери семейств или другие отцы получают от родителей имения богатые, устроенные лучшим образом, так что оставалось бы жить до гроба без вздоха. Проходит пять, много де­сять лет, и уже богатство утекло как вода, развеялось ветром суетности, исчезло в пожаре страстей. Пусть же видят в примере сей рабы Божией, как благочестие на все полезно, и для временной и для вечной жизни. Пусть с уважением подойдут ко гробу той, ко­торая оставшись вдовой с имением расстроенным умела не скупостью, над которой добродушно улыбалась она, а христианской умеренностью сохранить детям богатое наследство.

Иные жалуются, что тяжело содержать дом прилично званию своему. Не носила ли почившая раба Божия очень видное, очень почетное звание в свете? Она — супруга полного генерала, и генералы на­зывали ее своею матерью. От чего же она умела и жить прилично высокому званию и не тяготиться положением своим? От того, что держалась не правил света легкомысленного, а уроков ума христианского, от того, что не дозволяла мечтам суетности ветренной волновать ее сердца, а повелевала воле держаться путей закона Божия. По любви материн­ской, по любви общительной с своими и чужими, она готова была делать все, чтобы были довольны в ее доме, но прежде того занята была тем, как бы суетностью тщеславной не оскорбить доли, назначенной ей Промыслом, как бы за удовольствия пустые не платить тревогами досадными, раскаянием поздним, как бывает с неосторожными.

Сколько забот, сколько хлопот у иных, чтобы почетно было имя их между людьми! А имя их все-таки ос­тается не заметным между людьми, а если и замечают его, далеко лучше было бы, когда бы никто не знал его. От чего это? Пусть поучатся у сей почетной рабы Христовой. Она без усилий умела внушать уважение к себе, едва не благо­говейное.

И как было не уважать ее? Ели бы и не знали мы, что она делила с супругом своим труды и нужды Очаковской войны, Польской войны, Пражской битвы, если бы и не знали мы, что ее уважали такие люди, каковы были Румянцев, Суворов, Потемкин. Глубокое уважение в каждом возбуждала ее высокая личность при первом с нею знакомстве. Ее благородство было благородство христианское, ее правила жизни были правила чистые, высокие, не земные, ее ум был ум светлый, ясный, просветленный светом Христовым. Один у нее оставался сын — юноша прекрасный, образованный, добрый, самая радостная надежда вдовства ее, и того отдала она отчизне.[262] На Бородинском поле получил он назначение состоять при главнокомандующем армиями. Назначение лестное! Ему было только 49 лет. Что же отвечал он? «Полк мой идет в сражение, и я, сын израненного генерала, должен быть с ним, я адъютант после сечи», так отвечал он, и пал в сражении. Не правда ли, что такой сын мог быть не у всякой матери? И не правда ли, что тяжело, очень тяжело было матери лишиться такаго единственного сына? Боярыня Мария и потерю такого сына перенесла с христианским благодушием. Внимательная к значению бессмертной души своей, она была внимательна к себе, внимательна к другим, как к почетным земли, так и к бедности земной. При общем уважении к ее имени, при высоком звании своем, оскорбляла ли она прибли­жавшегося к ней бедняка взором холод­ности или презрения? Нет, она спешила утешить горькую бедность лаской и приветом, не забывая того, что земное величие без душевной доброты — пустота обидная. При средствах, не всегда богатых, когда отказывала она нуждающимся в помощи? Никогда, она всегда помни­ла слова Господа: подав помощь бедному, вы подаете ее Мне. Прислуга не тяготилась ей, никогда не встречая в ней взыскательной гордости, ни тяжелой власти. Всегда спокойная, всегда умерен­ная в движениях души, она в обхождении с подчиненными соединяла ласко­вость с чувствами принадлежавшего ей достоинства, и была умной матерью для них.

Высокими кажутся люди, пока величие земное окружает их, пока слава и бо­гатство с ними, пока здравие и красота сияют на их лицах, пока ум и связи земные отворяют им дверь каждаго дома. Но как мал человек, как слаб, как незначителен, когда смерть лишает его всего земного, а небесного не приобрел он ничего! Душа христианская! ты твердо помнила, что все земное суета, и для жизни вечной нужна только благоплодная вера в Господа Иисуса. Светильник твоей жизни теплился чистой любовью к Богу. И вот в чем самое прочное величие твое! Вот почему особенно так благодарим мы за тебя Господа! Блаженны, мертвии умирающии о Господе:, ей, почиют от трудов своих.

Ныне иные позволяют себе пренебре­гать уставами Св. Церкви. О! горько будут каяться в том, когда оскорбленный в лице Церкви Своей Господь отвратит милостивый взор Свой от них на суде Своем. Благословенна боярыня Мария в путях ее. Она жила, как искренняя дочь матери Церкви. Пока ходили ноги ее, не отказывалась она по­сещать храм Божий, не опасаясь ни холода, ни мокрой погоды. Каждый воскресный день и всякий праздник встречала она в доме молитвы и с благоговейным вниманием следила за церковной службой. Ее щедростью построен храм Божий. Ах! как важен этот памятник, воздвигнутый тобой, раба Христова. Это памятник любви твоей к Господу. Мирские памятники приносят ли пользу тем, в чье имя воздвигаются они? Нет, это бесполезные памятники суеты людской. А в хра­ме, тобой воздвигнутом, всегда, всегда будет приноситься бескровная жертва о покое души твоей, о прощении грехов неизбежных ни для кого на земле. Рано или поздно люди забудут тебя, это верно. А Церковь? О! Св. Церковь ни­когда не забудет тебя и за создание храма и за ту любовь, с какой покоила ты служителей храма Божия.

Скорби неизбежны на земле. И счаст­ливы те счастливцы Мира, которым Го­сподь посылает скорби особенные, что­бы не забылась она, чтобы очистились от праха мирской суеты. Господь явил к тебе любовь Свою, раба Христова, искусив тебя разными скорбями. Более 80 лет прожито тобой на земле, и из них прожила ты 46 лет сиротой после матери и 47 во вдовстве. В последние твои годы были такие скорби, каких и не ожидала ты. Блаженна твоя доля, особенно потому, что ты не была невни­мательной к урокам посещавших тебя скорбей; мало того, ты алкала и жаждала правды Божией, благодарила, когда сказывали тебе значение уроков небесных.

Единый Святый и Безгрешный!, «несть человек, иже поживет и не согре­шит». Прости грехи рабы Твоей боярыни Марии, желавшей творить волю Твою святую. Упокой душу ее там, где покоишь Ты возлюбивших Тебя. Аминь.