1917 год. Должик (Г. К. Лукомский)
Царскими грамотами от 23 февраля 1700 г. и от 13 апреля 1701 г. утверждены были земли с. Должика в вотчинное владение за Григорием Ерофеевичем Захаржевским, прозванным и утвержденным «Донцом» за славные подвиги с донскими казаками, за дела с татарами на реке Донце, в царствование Царя Алексея Михайловича. Мая 5 дня 1669 г. дана была грамота Харьковскому полковнику Григорию Донцу «за их к нам Великому Государю прежния и нынешния службы и разорение, что им учинилось от изменников, от Крымских и Ногайских татар после измены Ивашки Брюховецкаго и за осадное сидение велели им: а) простить пошлины за продажу вина 2225 руб. 50 коп. б) впредь для нашего великаго Государя полковыя службы велели мы безоброчно промышлять в городах Харьковскому полку».
Первая постройка в с. Должике – храм, посвященный Св. Иоанну Предтечи, с молитвой полковника Григория Ерофееевича Донца в 1700 г. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу. Придел ее в честь Владимирской иконы Божьей Матери построен в 1746 г. кн. Я. Н. Крапоткиным, женатым на дочери Феодора Григорьевича Донца. Придел реставрирован в 1860-х годах князем Феодором Григорьевичем Голицыным. Храмоздатель кн. Я. Н. Крапоткин не дожил до освящения его – умер и похоронен в храме 5 октября 1746 года архимандритом Варлаамом Тишнинским, а в середине октября того же года храм освящен преосвященным Антонием Митрополитом, который «печатал архипастырским жезлом гроб князя», как говорит фамильная летопись. Другой придел «устроен усердием надворного советника Дмитрия Петровича Щербинина, сыном дочери кн. Я. Н. Крапоткина, Татьяны Яковлевны Щербининой в 1769 г., во имя Иакова брата Господня».
В храме имеются: Крест серебряный вызолоченный, Икона серебряная и священные вещи 1748 г. Книги: Евангелие 1703 и 1741 гг.; Апостол 1756 г.; Триоды 1693 г.; Требник 1746 г.; Минея 1734 г.; Ирмос нотный, написанный в 1720 г. Похоронены при церкви с. Должика: 1746 г. кн. Яков Никитич Крапоткин; 1824 г. Дмитрий Петрович Щербинин; 1828 г., София Веселовская; 1839 г. – Павел, 1843 г. – Вера, 1848 г. – София, 1848 г. – Анна Веселовские; 1848 г. Княжна София Федоровна Голицына, 1852 г. Княгиня Мария Михайловна Голицына 1853 г. Кн. Михаил Голицын, 1853 г. Кн. Мария Голицына и в последующие годы: кн. Феодор Дмитриевич Голицын, Кн. Вера Дмитриевна Голицына, Кн. Дмитрий Федорович Голицын и Кн. Сергей Феодорович Голицын.
Вот вкратце история владетелей Должика: в 1860 г. пожалованы земли Должика Григорию Ерофеевичу Донцу, в 1700 г. они перешли к его сыну Феодору Григорьевичу Донцу. В 1724 г. его дочь Прасковья Феодоровна Донец вышла замуж за кн. Якова Никитича Крапоткина, а в 1746 г. его дочь кн. Татьяна Яковлевна Крапоткина вышла замуж за Петра Андреевича Щербинина. В 1776 г. их сын Дмитрий Петрович Щербинин владел Должиком. В 1824 г. его дочь София Дмитриевна Щербинина вышла замуж за Михаила Степановича Веселовского, его дочь Мария Михайловна Веселовская вышла замуж за князя Феодора Григорьевича Голицына, его сын (1852 г.) кн. Дмитрий Феодорович женат на графине Марии Александровне Сиверс (дети их Александр, Сергей и Елизавета). Как видно из перечня владетелей, в период построения дома (и одного из приделов церкви) собственниками Должика были Щербинины. Таким образом, строителем дома, определенно носящего отпечаток стиля конца и даже второй половины XVIII века, т. е. еще не empire, а скорее Louis XVI – являлся Щербинин. В период времени от 1776 по 1824 год, во всяком случае, возникла нынешняя усадьба. Таким образом, не Петр Андреевич Щербинин, а сын его Дмитрий Петрович является основателем Должиковского дома. Едва ли М. С. Веселовский, женившийся на дочери Д. П. Щербинина, прибавил много. Пожалуй, к этому времени относятся только некоторые служебные постройки Должика – особенно оранжереи в типичном стиле faux gothique эпохи Николая I. Ко времени начала владения Должиком Голицыными отнесем беседку в стиле mauresque. Самый же дом и первоначальная разбивка усадьбы с садом, оградою и воротами, конечно, не позднее начала XIX столетия.
Большой дом со стороны въезда ныне несколько видоизменен переделкою колоннады подъезда. Конечно, эта деталь – «тамбур», – приклеенная к фасаду, далеко не украшает его. Благородный общий силуэт главного фасада украшен гербом, помещенным над балюстрадой аттика. Кроме рустовки (очень мелкой, изобличающей именно стиль раннего классицизма) на боковых частях фасада и около среднего окна, до наличников окон ничто не украшает дома. По верху террасы (над колоннадою) идет прелестная (но поздняя) ампирная решеточка. Очевидно, вначале колоннада с полукружием в средней части представлялась в ином виде, Конечно, не застеклены были «междуколонья» выступа (что так утяжелило колоннаду и дало ей вид именно тамбура) и «незасоренная» трельяжем, в чистом виде, колоннада представляла более стильный вид. Наступило время, когда считалось скучным ограничиться колонной как украшением. Былая гордая эпоха любви к классицизму миновала, и всячески старались украсить, «задекорировать» холодные, сухие, как казалось, линии колонн. И вот в Должике устраивают трельяж, закрывая им колонны без всякой надобности. Фасад со стороны парка несколько искажен, но в меньшей степени. Здесь лишь зелень обвивает колонны так густо, что пропадает архитектурная композиция фасада, вся сила которой была именно в том, чтобы два выступающих бока фасада связать вместе с помощью колоннады.
Так и в Должике колоннада садового фасада совершенно закрыта зеленью: видны лишь драни трельяжа. И в то же время владетели гордятся ныне «колоннадою» серебристых тополей у пруда, где стволы столетних гигантов образуют подобие анфилады колонн! Хорош боковой фасад дома. Небольшая колоннада в виде портика образует балкон: весь фасад разрустован. В тимпане фронтона огромное, смелого очерка, полукруглое окно. На крыше дома помещен бутафорский шпиль. Покоится он не на куполе или шатре, а просто на легкой, деревянной ротондочке, врезающейся в крышу. Но это несколько наивное и вовсе не конструктивное, а искусственное украшение оставляет скорее милое впечатление. Таковы достоинства и ущербы фасадов дома. Из других построек усадьбы, повторяем, следует отметить очень хорошую оранжерею и находящиеся по дороге к ней церкви, амбары, тоже не без оттенка стиля faux gothique. Внутри дом представляет, несомненно, более богатый вид. Особенно хороша гостиная, выходящая окнами в сад. Здесь род лоджии, за колоннами, с чудесной росписью плафона. Колонны тоже нарядны. В зале, несколько чопорном, типичны готические предметы мебельного убранства (хотя и поздние по времени) и фамильные портреты, длинные, в черных, готических рамах. В кабинете интересны украинские портреты и портрет князя Кропоткина. В гостиной отличное пейзажное полотно (не кисти ли Пуссэна?), портреты-копии (распространенные копии Рослэна – Павел I и Императрица Мария Феодоровна), портрет графа Сиверс и другие картины. Очень своеобразна лестница с чудными балясинами перил. По стенам лестничной клетки панно, расписанное на серой бумаге, подклеенной на холст. Сюжеты – скачки на фоне фантастических парков. В уютных, теплых комнатах антресольного этажа много интересной мебели, фарфора и прочих милых вещиц прошлого столетия.