1916 год. Должик (Г. К. Лукомский)

Царскими грамотами от 23-го февраля 1700 года и от 13-го апреля 1701 г. утверждены были земли с. Должика по реке Удам в отчинное владение за Григорием Ерофеевичем Захаржевским, прозванным и утвержденным "Донцом", за подвиги с Донскими казаками, за дела с татарами, на реке Донце, в царствование царя Алексея Михайловича. 

Первая постройка в с. Должике - храм - посвящена Иоанну Предтечи. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу князей Крапоткиных.

В 1680 г. пожалованы земли Должика Григорию Ерофеевичу Донцу, в 1700 г. они перешли к его сыну, Федору Григорьевичу.

В 1724 г. его дочь Прасковья Федоровна вышла замуж за князя Якова Никифоровича Крапоткина, а в 1746 г. его дочь княжна Татьяна Яковлевна Крапоткина вышла замуж за Петра Андреевича Щербинина.

В 1776 г. их сын Дмитрий Петрович Щербинин владел Должиком; в 1824 г. его дочь София вышла замуж за Михаила Степановича Веселовского; его дочь Мария вышла замуж за князя Федора Григорьевича Голицына; его сын (1852 г. р.) князь Дмитрий Федорович был женат на графине Марии Александровне Сиверс. 

Строителем дома, определенно носящего отпечаток стиля конца и даже второй половины XVIII века, т. е. еще не Empire, а скорее Louis, являются Щербинины. В период времени от 1776 по 1824 г., во всяком случае, возникла нынешняя усадьба.

Едва ли М. С. Веселовская прибавил много. Пожалуй, к этому времени относятся только некоторые служебные постройки - особенно оранжереи в типичном стиле faux-gоuthique эпохи Николая I. К началу владения Должиком Голицыными отнесем беседки, в стиле mauresque. Самый же дом и первоначальная разбивка усадьбы с садом и оградой с воротами - конечно, не позднее начала XIX столетия.

Большой дом со стороны въезда ныне несколько аидоизменен переделкой колоннады подъезда. Конечно эта деталь - тамбур "приклееный" к фасаду, не улучшает его. Благородный общий силуэт главного фасада украшен гербом, помещенным на балюстраде аттики. Кроме рустовки (очень мелкой, изобличающей стиль раннего классицизма) на боковых частях фасада и около среднего окна, да наличников окон, ничто не украшает дома. По верху терассы (над колоннадой) имеется прелестная (но поздняя) ампирная решеточка.

Очевидно в начале колоннада с полукружием в средней части представлялась в ином виде. Конечно, не застеклены были междуколонья выступа (что так утяжедило колоннаду и дало ей вид именно тамбура) и не "засорена" трельяжем колоннада: в чистом виде они представляли более стильный вид. Но была эпоха, когда считалось холодным, скучным ограничиться колонною, как украшением. Былая гордая эпоха любви к классицизму миновала и всячески старались украсить "задекорировать" холодные, сухие - как казалось - линии колон...

Фасад со стороны парка также несколько искажен, но в меньшей степени. Здесь лишь зелень обвивает колоны так густо, что пропадает архитектурная композиция фасада, вся сила которой была именно в том, чтобы два сильно выступающие вперед бока фасада, связать с помощью колонады.

Но что же удивляться людям 70-90 годов, если даже в наше время, когда так много пишут о красоте ампира - мы встречаем такую низкую оценку собственного прекрасного достояния владетелем отличного классического дома в имении "Исады" Калужской губернии ((В. Н. Кожиным": "красный дом и безличен и невыразителен, сундук длинный и больше ничего". Между тем это говорится о доме с благороднейшим портиком из колонн, сложенных из дикого камня с высоким фронтоном, в середине которого герб, а стены дома - правда, оставленные в кирпичной кладке - восхитительно украшены наличниками окон из дикого камня в стиле рустованных наличников фасада Константиновского артиллерийского училища. Получается что-то напоминающее голландский ампир, т. е. редкий пример на фоне русского классицизма - такой своеобразной обработки. Так и в Должике, колоннада садового фасада совершенно закрыта зеленью, видны лишь "драни" трельяжа. А в то же время владетели гордятся другою "колоннадою" серебристых тополей у пруда, где стволы стильных гигантов образуют "подобие" анфилады колонн...

Хорош боковой фасад дома: небольшая колоннада в виде портика образует балкон, весь фасад разрустован. В тимпане фронтона огромное, смелого очерка полукруглое окно.

На крыше дома помещен бутафорский шпиль - покоится он не на куполе или шатре, а просто на легкой деревянной ротондочке, врезающейся в крышу. Но это наивное несколько и вовсе неконструктивное, а искусственное украшение оставляет милое впечатление.

Из других построек усадьбы, повторяем, следует отметить очень славную оранжерею и - по дороге к церкви - род амбаров, тоже без оттенка faux-gоuthique.

Внутри дом представляет несомненно более богатый вид. особенно хороша гостиная, выходящая окнами в сад. Здесь род лоджии за колонами с чудесной росписью плафона. Колоны тоже нарядны. В несколько чопорном зале типичны готические предметы мебельного убранства (хотя и поздние по времени) и фамильные портреты, длинные в черных готичкеских рамах.

В кабинете интересны украинские портреты и портрет князя Крапоткина. В гостиной отличное полотно - не кисти ли Пуслэна - Павел I и императрица Мария Федоровна, портрет графини Сиверс и других.

Очень своеобразна лестница с чудесными балясинами перил. По стенам лестничной клетки - панно, расписанное на серой бумаге, подклеенной на холсте. Сюжеты - скачки, на фоне фантастических парков. В уютных комнатах антресольного этажа много интересной мебели, фарфора и прочих милых вещиц прошлого столетия.