1916 год. Имение Диканька

Имение Диканька Полтавской губернии и уезда принадлежит уже с XVII в. роду Кочубеев. В настоящее время владеет имением князь Сергей Викторович Кочубей, главный управляющий Уделов.

Не сохранилось, к сожалению, точных данных, на каком месте была построена первоначальная усадьба - на том ли где теперь выстроен новый дом. Большинство других построек усадьбы возведены в начале XIX столетия. Точно даты также не установлены. 

"Вечера на хуторе близ Диканьки" получили свое название, понятно, от этой же усадьбы и села. Село почти рядом с усадьбой, только перейти через гору, и в этом селе до сих пор сохранились старинная каменная церковь, которую описывал Гоголь в своей "Ночи под Рождество". Именно ее расписывал кузнец Вакула и в ней же казачки в притворе показывали детям намалеванного чорта - "глянь ка яка кака намалевана"...

Усадьба Гоголя граничит с "Диканькой". Н. В. Гоголь постоянно бывал в "Диканьке", состоя в самых дружеских отношениях с семьей Кочубеев. "Диканька", как и ряд других русских усадеб, в то время была маленьким культурным центром, куда вривлекало не только Гоголя, но и других писателей и интересных людей той эпохи. К сожалению, дом в усадьбе Гоголя, тот старый деревянный дом, в котором жил. Н. В,, недавно сломан.

"Про Диканьку, думаю, вы наслышались вдоволь" - уверенно обращался к читателям пасечник рудый Панько, начиная свои "Вечера на хуторе близ Диканьки". - "И то сказать, что там дом почище какого-нибудь пасечникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого".

Не одно заветное предание русской истории и литературы связано с Диканькой. Становится она известной с середины XVII в. и долго ее нивы орошались польской, украинской, татарской, шведской, русской кровью. Почти два с половиною века ею владеет род Кочубеев.

Диканька - "гогоевские места", "Гоголевщина". Здесь великий писатель испытал первые впечатления, навеваемые природой, узнал язык и душу народа. В двадцати пяти верстах от Диканьки находится родовое имение Гоголей Яновщина (Васильевка), где протекло детство писателя, но родной для него была и Диканька. Перед чтимым во всей округе образом Николая Чудотворца в диканькой Николаевской церкви, стоящей в величавом, старом дубовом лесу, Мария Ивановна Гоголь молила Бога послать ей сына и дала обет назвать его Николаем. Сюда и впоследствии часто приезжали яновщинские  паны на богомолье, иногда "по усердию" совершали путь "апостольскими стопами". Обаяние святыни сливалось с обаянием природы и поддерживало то высокое духовное настроение, которое отличало семью, давшую миру Гоголя. 

Мнительная Мария Ивановна Гоголь однажды писала сыну, что будто бы "князь Кочубей мерял нашу землю", и у нее возникло подозрение, не собирается ли могущественный сосед, председатель Государственного Совета, оттягать Яновщину. Сын отнесся к этому нелепому известию хладнокровно и, сказав несколько слов по адресу местных олухов, собственные языки которых можно мерять аршинами, успокоил мать: "велика важность, что князь Кочубей мерял нашу землю! Пусть он хоть всю ее поместит у себя на плане. Мы можем поместить его Диканьку у себя на плане. Все это вхдор...

Яновщинсктй помещичьих дом, в котором прошли детские годы Гоголя, потолки и стены которого он сам впоследствии расписывал, уже не существует, и вся гоглевская усадьба распланирована по-новому, исчез и тенистый старый сад, но в Диканьке любящая заботливость и богатство Кочубеев сохранили все как было в оные дни, и цветут и шелестят могучие дубы, под которыми когда-то бегал маленький Николша Гоголь. 

Пушкин воспел их в "Полтаве": 

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных, -

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят...

Эти "друзья", "праотцы" - генеральный войсковой писарь Василий Леонтьевич Кочубей и его родственник полковник Искра, обличители Мазепы. Не будем разбираться в подробностях слишком общеизвестной исторической и романтической трагедии, которая связана с этими именами. Все в Диканьке говорит о безвинно погибшем страдальце Кочубее, о коварном изменнике Мазепе, о несчастной Матрене Васильевне - опоэтированной легендою Марии. До сих пор показывают в Диканьке "мазепин дуб", почти пяти сажень в обхвате, - под ним будто бы происходили свидания Матрены с гетьманом, хотя место действия роман почти с полной уверенностью можно ограничть Батурином, гетманскою столицей. Неподалеку от Диканьки, в Старых Будищах, в женском монастыре, ныне не существующем, говорят, кончила свои дни Матрена Васильевна, в иночестве Евфросинья, но и это предание ничем не подтверждается. Как величайшая родовая святыня, хранится в диканьском помещичьем доме сорочка. В. Б. Кочубея; там же - ряд реликвий эпохи Петра Великого и шведской кампании и большая библиотека, богатая рукописями и книжными редкостями.

Прекрасна тамошняя природа, и славится красотою население. В конце шестидесятых годов Диканьку посетил покойный историк южной России А. И. Маркевич. "Я восхищался" - рассказывает он в одной заметке о князе В. П. Кочубее, - красотою местности, но не мог не обратить внимания и на красоту диканьских крестьян, как мужчин, так и женщин: даже старики и старухи отличались стройсностью фигур и пожалуй своеобразной красотою. Когда и сообщил о своем наблюдении управляющему, тот объяснил мне, что по преданию, покойный князь, любя Диканьку и часто заезжая сюда, непременно желал видеть в ней красивое население, поэтому всех некрасивых парней переселял, а девушек выдавал замуж в другие свои многочисленные имения, хорошо обставляя их материальное положение, и наоборот, везде в них выбирал красивых парней и девушек и переселял в Диканьку...

Насколько это верно - я, разумеется, сказать не могу; но я такого красивого насления, как в Диканьке, не встречал нигде,  а во времена крепостного права и не такие затеи были возможны". (Вообще эта оригинальная "калипедия" была в духе почтенной старины: так Фридрих Великий следил за браками своих рослых красавцев-гвардейцев и сам подбирал им жен). 

Певец "Полтавы" в свои лицейские годы одно время увлекался дочерью этого Кочубея, Виктора Павловича, с 1799 г. графа, с 1831 - князя, графиней Натальей Викторовной, которая была двумя годами моложе поэта и жила тогда в Царском Селе. "Едва ли не она была первым предметом любви Пушкина", писал один из его товарищей. К ней относится стихотворение "Измены", и несомненно она фигурирует в "Дон-Жуанском списке" Пушкина под именем "Натальи 1"; впоследствии она была замужем за графом А. Г. Строгановым, министром внутренних дел, потом новороссийским генерал-губернатором. Имя Диканьки и связанные с нею предания могли быть известны Пушкину гораздо раньше, чем началось его знакомство с историческими источниками и вообще с литературной традицией, раньше, чем побывал он на юге.

Н. Лернер