1902 год. Село Тростянец, церковный архив.
Село Тростянец постоянно принадлежало крупным® владельцам. Было оно во владении Ахтырского полковника Перекрестов-Осипова, а после его ссылки «отписано на Государя». Затем по царскому пожалованию досталось духовнику Петра Великого Надаржинскому, потомки которого были самыми богатыми из местных помещиков. От Надарижинских вместе с другими имениями Тростянец перешел к князьям Голицыным. После «воли» Тростянец был продан некоему Марку, а теперь им владеет известный сахарозаводчик Кениг.
К сожалению, от крупных владельцев в Тростянце не осталось теперь ни лоскутка бумажки. В архиве местной церкви уцелели старые метрические книги, любопытные разве по тем разрешительным свидетельствам, которые давались помещиком или его управителем крестьянам, желавшим вступить в брак. В свидетельствах этих писалось обыкновенно, что помещик такого-то и такую-то к браку «не неволить», а вступают они в брачный союз по собственному произволению. Местным духовенством передано в наше распоряжение несколько разрозненных клочков старых бумаг, оторванных от переплета какой-то книги. Это насколько можно судить остатки от дела о «порциях и рациях», собиравшихся в двадцатых годах XVIII с жителей Ахтырского полка в пользу квартировавших здесь великорусских регулярных войск. Здесь остатки инструкций комиссару, собиравшему проявить, и списки обывателей с указанием, кто сколько «выстачал» и сколько остается за кем в недоимке. Из всех этих клочков почти в полном виде сохранился следующий приказ Ахтырского полковника Лесевицкого «жителям полку Ахтирского яко полковых местечок и сел, так и владельческих описных сел».
«Предлагал нам полковый комисар Уманец, иж при отходе Нарвского полку от вас провианта не вистачено, за которий мусел, зазичивши в людей, заплатить денгами, а сколко за кого, имеется в него ведение, того ради в прибиль его комисара абисте тие денги, сколко их доводится, неоткладне возвратили, под штрафом приказуем. Ахтирка октоврия 1726 р. Ваш жичливый приятель полковник Лесевицкий». После печати приписка: «да ему же комисару везде давать проводника приказуем».