1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Пакул при pеке Пакуле, невдали от Днепра, в 35 вер. от Чернигова; Навоз на берегу Днепра, в 47 вер. от Чернигова и в 15 от Пакуля.

По преданию, Навоз и Пакул с несколькими другими местами принадлежал св. кн. Николаю Святоше ( 1147 г.), сыну черниговского князя Давида и блаженным князем отданы были печерскому монастырю. Хотя грозный царь несправедливо называл кн. Николая Святошу великим князем черниговским[1], – таким был отец его добрый князь Давид Святославич: но царь конечно имел в виду акты на то, что кн. Нико­лаю принадлежали земли в черниговском княжестве, каковы земли Навоза с его окрестностями. – Этому и естественно было быть особенно с 1097 г. когда князь вынужден был удалиться из Луцка, которым владел он. С этого времени до 1107 г. когда поступил он в обитель, надобно же ему было какими-нибудь средствами покоить семью свою – жену и детей. И добрый отец его кн. Давид Святославич конечно поспешил успокоить его, предоставил ему во владение Навоз с окрестными имениями. – Подтверждением тому служит и то, что в географическом отрывке XV в. Навоз по­ставляется в числе древних городов юга, каковы Чернигов и Любеч[2]. Мало того – самая местность говорит о том же: Близ Навоза есть городище – возвышенная площадь со рвом, при озере Домаухе, из которого ров наполняется водою. Доныне говорят, что здесь был дом св. кн. Николая. Озеро ныне уменьшилось от наносного песка, но за 60 лет ловили в нем много рыбы. Особенность городища: тогда, как вся окрест­ность его и в том числе места, занимаемые нынешними жителями с. Навоза, – песок и песок, на городище и ныне более, чем на двух аршинах глубины, оказы­вается чернозём. Эта особенность, присваивая городищу название Навоза, вовсе неприличное нынешнему месту населения, подтверждает справедливость предания о древнем города Навозе, как собственности кн. Николая Святощи или Святослава.

По переписи 1593 г. в числе имений лавры «седо Навоз, другое село Навоз»[3]. Под другим Навозом разумеется половина навозского прихода, бывшая на другом берегу Днепра, на что указывается в универсале 1683 г.

По истории Елецкого монастыря, в 1611 г. польский полководец Горностай, «в Пакуле селе, з польским войском зостаючи», воспользовавшись оплошностью городовой стражи, обманом взял Чернигов; отселе очевидно, что Пакул, как и другие приднепровские поселения, вместе с Любечем и Киевом находились тогда под польскою властью[4].

Храм Навоза с древних времён посвящен св. Николаю. На колокольне навозской два колокола с изображением св. Николая и на одном с показанием 1647 г. а на другом 1648 г.

Троицкий храм Пакуля весьма замечателен и по давности своей и по своему виду. Он очень высок и обширен, был с оболонью или опасанью. С опасанью был и храм Корховки, замененный каменным.

По оболони совершался крестный ход в ненастье; ныне уже нет этой оболоньи.

Изумительна при высоте храма плотничная постройка его и особенно венцев в трехъ куполах. Брусья положены так верно, что и спустя 150 лет незаметно уклонения, стенок от перпендикуляра.

Надпись над входом храма вязью: «року Божьего 1710 мар. 29 основася церковь сия святыя Троицы в Пакуле за благословением превелебнейшего отца Модеста наместника печерского, и старанием о. Дюнная Кубачевского, городничего пакульского». Иконостас – высокий, в несколько ярусов. Чаша сереб. с надписью: «року 1713 сент. 8 сооружи сей келих до храму св. Троицы в Пакуле иepoм. Манассия Потребинский, городничий пакульский». На дарохранительнице и кипарисном кресте показан год их – 1762 г. Воздухи шитые серебром и золотом – давней работы.

На указе императрицы Фев. 4. 1829 г., об осво­бождении Малороссии на 3 года от податей, но случаю истребления хлеба и трав саранчей, написано: «с κοπиею сводил киевопечерских набережных вотчин священнический наместник пакульский иерей Василий Грабовский.

Грабовские до ныне священствуют в Пакуле.

По переписи 767 г. «надано от киевопечерской лавры священникам Пакуля усадебное место, пахать на 80 чверток, примерно дляною 4800 сажень, шириною 3200 сажен, сенокос на 80 возов».[5].

По ведомости 1806 г. церковною пакульскою зем­лею владеет губер. секретарь Павел Грабовский.

О землях навозского причта прилагаем уцелевшие акты замечательные не для одного Навоза.

«Иннокентий Гизиель милостью Божьею архимандрит святые лавры киевопечерские вам мешканцам села Навоза, села Мнева, села Севковщины[6], подданным нашим монастырским, парохианам церкви навозской благослове

ниe Божье и наше засилаем, доброго здравья и счастливого помешканья зычачи на долгие лета.

Бил нам чолом богомолец наш навозской цер­кви парохиальный священник Григорий о том, что за отшестем от державы нашей архимандричей и монастыр­ской маетностей, на сем боку Днепра будучих, его парохия значне уменьшилася и грунты церковные, с которых священник мевал свое выжевленье, тамже в чужие руки с достали, а он теперь не мает належитого свого выживленья. Що мы уваживши, абы чрез тое не була уйма хвалы Божой в церкви, з стороны нашой на под-парте убозства его даем ему заживане остров Мозолчу с прилегшими сеножатьми; а вас упоминаем и приказуем всем в обще и каждому зособно до его парохии належачому христианину, абы сте верность ваша, маючи взгляд на оскуденье отца свого духовного, оному що року по четверику жита зсыпали, – богомольца своего, каждый ведлуг доможенья свого онаго богомольца своего спомагаючи, для ласки и благословенья Божого. Писал в монастыре печерском киевском 1683 г. янв. 28 д. Вам доброгорливый богомолец Иннокентий Гизиель архимандрит печерский». Ниже написано: «тое же все подтверждаю

Варлаам Ясинский архимандрит печерский и на то при­даю при острове Мозальче деревья бортного десяток».

Архимандрит Зосима от 27 июня 1764 г. предписывал: «от сего времени на священников навозских здавна принадлежащих грунтов половинную часть, також з роковшины и прочих всех парохиальных доходов, кроме исповедных и крестильных, давать (вдовой попадье Ефросиньи с детьми), а исповедные и крестильные священнику Кириллу отбирать на себе, свечей же и просфор продажу содержать пополам и на служениe просфоры выдавать но понам, оплатку надлежащую за парохию и прочие домашние чинить она попадья должна бесспорно, до того времени, пока старший сын Данило священства получить удостоится».

По переписи 767 г. навозскому причту издавна назначены лаврою пахать на 16 чверток в длину 1440 саж. и в ширину 480 сажен, сенокос на 20 возов. По предписаниям лавры от 3 ноября 1778 г. отдан священникам в замен бесплодных костюковского и булановского грунтов грунт боровиковский.

По ведомости 1806 г. священник, кроме земли, получает от прихожан 15 четвертей хлеба.

Число прихожан: Пакульской ц. в 1770 г. 870 м. 765 ж., в 1790 г. 1026 м. 982 ж., в 1810 г. 1488 м. 1309 ж., в 1830 г. 1718 м. 1695 ж., в 1850 г. 1910 м. 2006 ж., в 1860 г. 1965 м. 2037 ж.: Навоз­ской и. в 1770 г. 472 м. 409 ж., в 1790 г. 534 м. 546 ж., в 1810 г. 657 м. 731 ж,, в 1830 г. 894 м. 873 ж., в 1850 г. 1157 м. 1208 ж., в 1860 г. 1265 м. 1275 ж.


[1] Царь грозный писал: «какож и великий князь Святоша, преж. державил великое княжение киевское, пострижеся в печерстем монастыри» и пp. (акт. ист. I, 381).

[2] Собр. л. VII, 240.

[3] Арх. юго-зап; Рос. I, 386. Грамотою 1712 г. утверждены за лаврою «села Навоз с перевозом, Мнев, Пакул с руднями, мельницею и папирнею. Выдельки, Корховка и дер. Ковпито». Опис. лавры 269. 279.

[4] Скарбница Голятовского стр. 6. 7. Грамотою 17-

[5] По той же переписи дано лаврою мненскому священнику пахать на [5]чверток, длиною 720 саж. шир, 240 и сенокос на 40 возов, Корховскому усадебная земля, пахать в посеве на 20 четвертей и сенокос на [5]возов.

[6] В ведомости 1782 г. Сивки о деревня». Опис. лавры 279.