1857 год. Верхний Салтов "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
Кого не видела на своем лице земля Русская? Обливал ее кровью детей ея злой татарин, а прежде рыскал по ней дикий половец, и еще прежде опустошал ее дикий гот. Древняя песнь о полку Игоревом говорит о готских пленницах: «Звоня Русским златом, поют время Бусово, лелеют месть Шароканю». Шарукань, князь половецкий, известен в летописи под 1107 годом. Бусов Яр по ныне известен в 15 верстах от берега Донца и Салтова к востоку. Готские девушки поют время Буса, конечно, по приятному воспоминанию о давних родичах. Это событие, приятное для тщеславия готянок, видим у Иорнанда. Он пишет: «Винитайр (Князь Остроготфов), поступил отважно,– Буса (Вох), предводителя Антов, с сыновьями его и с знатнейшими боярами, приказал повесить, дабы устрашить всех строптивых».3 И так, событие лестное для гордости готянок – немок было очень грустно для славян; гордые готянки памятью об этом событии утешали себя в невеселом плену, поджигали Шаруканя, жадного до корысти, на кровавую отвагу против русских. Не всегда же и дикому половцу проходили даром злодейства его в земле Русской, ему жестоко отмщали за дела его в его улусах. Песнь о полку Игоревом поет о Галицком князе Ярославе: «Грозы твоя по землям текут; отворяешь Киеву врата; стреляешь с отня злата стола Салтани за землями. Стреляй, Господине, Кончака, поганаго Кощея, за землю Русскую», т. е. грозы твои бегут по землям; ты отворяешь ворота Киевские; ты стреляешь с отцовского златого стола в Салтана, что за дальними землями. Бросай Господин, стрелы в Кончака, поганого кощея, в отмщение за землю Русскую. Салтан, Салтанское – здесь, как очевидно, означает укрепленное место Кончака, сильнаго князя Половецкаго. Салтан, Салтанское перемененное в последствии в Салтов – памятник торжества русских над Кончаком, поганым кощеем. Как ни силен был Кончак, стрелы сильного и счастливого Ярослава, князя Галицкаго, и из Галича долетали до гнезда Кончакова – до Салтана или Салтова. Салтаново очень памятно было русским. Салтаново городище, Салтанов колодязь твердо сохранились в памяти их. В «Книге большаго Чертежа» спустя четыре столетия после Кончака записали: «ниже Старицы с Крымской стороны верст с 8 пал в Донец колодязь Салтановский, а ниже Салтановскаго колодезя на Донце городище Салтановское, от колодезя за версту».
В 1639 году Салтовское городище с его угодьями отдано было товарищам черкасского гетмана Якова Остряницы, и они тогда же завели было здесь пасеки и построили некоторые здания. Вот царская грамота, относящаяся к сему предмету.
«От Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея России на Чугуево. Били нам челом Чугуевские Черкасы Гетман Яцко Остренин и все рядовые: в прошлом 147 (1639) году, по нашему указу, Максим Лодыженский да подьячий Михайло Ключарев устроили их на Чугуев дворовыми и огородными месты и землею и сенными покосы и всяким угодьем; а угодья де Максим Ладыженский и подьячий Михайло Ключарев дал им из Белгородскаго уезду бортной ухожей Салтовской юрте со всем угодьем. И тот юрт Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев строенья своего в книги написал к Чугуеву. И в прошлом 148 (1640) году, по челобитию Белгородцев Семена Маслова с братьею и племянники, Князь Петр Щетинин в той бортной ухожей Салтовской юрте им, Черкасам, выезжать не велел. А он де, Черкасы, в том бортном ухожем Салтовском юрту почали строиться и пасеки завели. А свои строенныя книги Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев отдали в Чугуев Князю Петру Щетинину, и в тех де строенных книгах Салтовской юрт написан к Чугуеву в угодье им, Черкасом. И нам бы им пожаловать, того бортнаго ухожаго Салтовскаго юрту отымать у них невелеть. И буде так, как нам Запорожскаго войска Гетман Яцко Остренин и все рядовые Черкасы били челом: как к тебе ся Наша грамота придет, а бортной ухожей Салтовской юрт будет в строенных книгах Максима Ладыженскаго да подьячаго Ключарева из Белгородскаго уезда написан к Чугуеву и дан в угодья Чугуевским Черкасом, и ты бы Салтовским бортным ухожем велел владеть Гетману Яцку Остренину и всем Черкасом против строенных книг Максима Ладыженскаго и подьячаго Михайла Ключарева; а Белгородцам, Семену Маслову с братьею и племянники, тем Салтовским ухожьем владеть не велел бы, да о том к нам отписал бы. Пис. на Москве л. 7149 Октября 11 дня».
В 1641 году черкасы Остреницы удалились из Чугуевскаго уезда, и Салтов опять назывался городищем, как назывался он и в Книге большаго Чертежа.4 В охранение от татар сюда посылались из Чугуева 35 человек стражи.5 В 1652 г. на Салтовском городище вновь поселены на постоянное житье боярския дети новики, 19 человек. Царь пожаловал тогда: «Чугуева города Салтовскаго городища детей боярских» денежным жалованьем; известна и «роспись новиков детей боярских, которые устроены вновь ниже Салтовскаго городища на вечное житье,– жалованье им на 160 (1652) г. по три рубля человеку». Около того же времени стали опять селиться здесь и страдальцы Унии – черкасы. В царской грамате 1662 года читаем предписание, последовавшее по просьбе Ивана Толстого с товарищами, вместо «сенных покосов, которые у них отошли к новопостроенному городу Салтову», отвесть покосы по обе стороны речки Бабки.6 В 1674 году так описали Салтов: «город Салтов построен на Салтовском городище, обставлен дубовым лесом вышиною в 2 саж.; по городу 2 башни проезжих (с воротами), 2 наугольных с чердаками и 2 глухих; внутри города тайник, который идет от городской стены к Донцу на 23 саж.; в городе-же Государева богомольня Соборная церковь, престол Живоначальныя Троицы; погреб для пороху, одна железная пищаль, 96 ядер и 7 пудов пороху».
По этому описанию соборный храм Салтовской крепости был во имя Св. Тройцы. Но по делам 1712 года известен Салтовский Рождественский священник Иоанн В 1731 году построен в Салтове новый храм, в честь Рождества Христова, как показывает и антимнис, выданный в этом году с надписью: «в г. Салтов в храм Рождества Христова». Старый храм Салтовский возобновлен в 1845 году, помещик Алексей Рязанов пожертвовал на сей предмет до 650 руб. серебром.
Книги храма: минеи служебные, М. п. 1724 г.; триодь цветная, М. п. 1722 г.; триодь постная, М. п. 1734 г.; октоих, К. п. 1739 г., и апостол, М. п. 1745 года.
Церковной земли 79 десятин.
Милостивое слово царя русского салтовцам служит верным отзывом о христианских расположениях салтовцев в смутное время 1667 и 1668 года.
«Божиею Милостию от Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росссии Самодержца и многих Государств Обладателя, нашего Царскаго Величества города Салтова всем тутошним жителям всякаго чина и возраста, от нас, Великаго Государя, милостивое слово.
«Ведомо нам, Великому Государю, нашему Царскому Величеству, ныне учинилося по отпискам наших Великаго Государя Украинских и Малороссийских городов воевод и приказных людей, что Ивашко Брюховецкой с единомышленники своими с Полковники и сотники, забыв Господа Бога и свое обещание перед Святым Евангелием, Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, изменили и разослали от себя во все Малороссийские городы к жителем всякаго чина воровские прелестные листы, а в них писали, что мы, Великий Государь, Наше Царское Величество ,с братом Нашим Королем Польским, Наияснейшим Великим Государем, с Яном Казимиром Королем Польским и Великим Князем Литовским, учинили перемирие на урочные годы, а на посольстве будто наши Великаго Государя великие и Полномочные послы с Польскими и Литовскими Комиссары прошлаго году постановили и присягали на том, чтоб жителей Украинских мужеска полу и женска и малых детей выгубить и Украйну на дикое поле обратить, а иных жен и детей сослать в Сибирь. И призвав он, изменника Ивашко Брюховецкой, из Заднепрских городов и из Запорогов изменников же Черкас, чтоб Малороссийские города со стороны Днепра и в них всякаго чину жителей взбунтовать и их кровь Христианскую проливать неповинно. И те изменники Заднепровские и Запорожские Козаки, перешед на здешнюю сторону Днепра, в городах жителей всякаго чина взбунтовали и на всякое злое дело их привели. А он, изменник Ивашко Брюховецкой, в Гадяче воеводу Евсевья Огарева и наших Государевых ратных людей, которые посланы были, велел побить и Христианской крови разлитье учинить безвинно. А в городах же Малороссийских, в Глухове и Батурине и в Полтаве, по ево-же изменничью воровскому умыслу и письму, изменники Заднепровские и Запорожские Черкасы, воевод и начальных и ратных людей из малых городков взяли за верою обманом, а иных приступом и взяли за приставы, а ратных людей побили многих безвинно. А по Нашему Великаго Государя Указу, те воеводы и ратные люди в Малороссийские города посланы были для оберегания от неприятельских приходов, а не для разорения. А мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, Государь Христианский, свидетельствуем Господом Богом, что у Нас, Великаго Государя, и в мысли того не бывало, как изменник Ивашко Брюховецкий и ево советники изменники ж в прелестных своих изменничьих письмах в Малороссийские городы ко всяким жителем писали на смуту. А желали мы, Великий Государь, и ныне желаем Малороссийских городов жителем всякаго чину и возраста покою и тишины и благоденствия, а не разлития Христианския крови.– А на Польских съездах наши, Великаго Государя, великие и полномочные послы перемирие учинили на урочные годы, на 13 лет и на 6-ть месяцов и записьми в том укрепились, и с тех записей к изменнику к Ивашке Брюховецкому послан список. И изволили мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, послать нашей Великаго Государя денежной казны к брату нашему к Его Королевскому Величеству 200,000 рублев за то, которые шляхта имела маетности свои в Малороссийских городах и по договору и по укреплению наших Царскаго Величества великих и полномочных послов и Королевскаго Величества Комиссаров, той шляхте за те деньги в Малороссийские городы в маетности свои не въезжать и разоренья им не чинить.
И вам бы города Салтова Старшинам и всем жителем, старейшим и юнейшим, всякаго чину и возраста, памятуя Господа Бога и свое обещание перед Святым Евангелием, на Нашу Государеву милость быти надежной и сей нашей Великаго Государя Милостивой грамоте верить, от изменников от всяких шатоств отстать и быть у нас, Великаго Государя, у Нашаго Царскаго Величества, под Нашею Великаго Государя Самодержавною высокою рукою в вечном подданстве, по прежнему своему обещанию; а изменника Ивашка Брюховецкаго и его советников не слушать, и на прелестные их письма не прельщаться. А мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, по своему Государскому милосердию учнем Вас держать в Нашем, Великаго Государя, милостивом жалованье и в призренье и свыше прежняго. И вам бы единоконечно в том сей Нашей милостивой грамоте верить.
«Писано в Нашем Царствующем граде Москве, лета от создания мира 7166 Февраля 19 дня».
В подлинной грамате на обороте написано так:
«Божиею Милостию Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец».
В отписке Чугуевского воеводы, писанной в июне 1668 года, видим, что салтовцы оказались на деле достойными милостивого царского слова: они потерпели от татар опустошение, но остались верными царю. Чугуевский воевода писал: «Июня 17 посылал я с Чугуева станичников в степь… и они сказали, что наехали в степи сакму и ехали по той сакме к Салтовскому уезду в село Салтовское, и на то село Салтовское были изменники Черкасы и Татары и животинныя стада отогнали и побегли за реку Донец; а по смете тех Татар и Черкас человек с 300».
В 1676 году так описывали службу салтовцев: а) боярские дети, по 15 человек стоят на карауле: в приказной избе, у казеннаго погреба, у Чугуевской башни и у проезжих ворот, переменяясь через двое суток; 10 человек стоят на татарских перелазах, между Салтовым и Чугуевом, у стараго караульнаго острожка; 8 человек отправляется в Нагайскую степь к Осколу и вверх Бурлука до Щенячьяго кургана для сторожевой службы; 2 человека посылаются за вестями в Балаклею к полковнику Черниговцу и стоят на Оскольских перелазах. б) Салтовские черкасы по 5 человек стоят у проезжей Московской башни; 10 человек стоят на Донце под городом и ниже города на перелазах.
По описи 1676 г. в городе Салтове на службе 207 человек русских людей и 207 черкасов, но из последних некоторые относятся к службе по Харьковскому полку. По ведомости 1719 года в г. Салтове показывалось 180 дворов; по переписи 1732 г. 520 душ муж. черкасов и 195 русских. По исповедной записи за 1770 г. 868 муж., 810 жен.
В 1785 году считалось 815 душ муж., 820 жен. войсковых обывателей; 29 муж., 34 жен. однодворцев; 58 муж., 50 жен. подданных черкасов и 14 муж., 16 жен. русских крестьян, а всего 916 муж., 920 жен. при 7332 десятин земли. Затем было в 1790 г. 930 муж., 919 жен.; в 1810 г. 1606 муж., 1581 жен.; в 1830 г. 1500 муж., 1521 жен.; в 1850 г. 1257 муж., 1260 жен.; в том числе владельческих 47 муж., 48 жен.
От холеры, не бывшей в Салтове в 1831 году, умерло в 1848 году до 180 человек в один месяц.
3 Jornand, de reb. Geticis, с. 16. Обыкновенно принимают Буса в слове об Игоре за такого-же Половецкаго Хана, каков был Шурокан. Но тогда не понятно, с чего Готфянкам петь время Бусово?
4 Так назывался Салтов в отписках Чугуевскаго воеводы 1643 года, в царской грамате 1650 года апреля 12, в отписках воеводы 1658–1660 года.
5 В отписке Белгородскаго воеводы 1668 года Чугуевцы говорят о себе: «да они ж в Чугуеве стоят в сотнях по 50 человек и на отхожих сторожах на Татарских перелазах на реке Донце на Салтовском городище, да на Гуминском по 35 человек». Воевода вследствие сей челобитной, приказывал посылать Чугуевцев на сторожи по 35 человек. Царской грамотой 1650 года предписывалось Чугуевским станичникам служить по прежнему указу царскую службу между прочим в Салтовском городище.
6 И в межевой выписке Святогорскаго монастыря 1666 года также упоминается город Салтов вместе с городами Цареборисовым, Чугуевым и Змиевым. См. о Рубежной.