1760 год. Опись вещей Знаменского Хотмыжского монастыря
Покои хотмыжского настоятеля Владимира были обставлены в духе своего века, как известно, не благоволившего Церкви и искусственно обновлявшего ее государственными регламентациями. Первое, что отмечается в этой связи, это «портрет Его императорского высочества», очевидно, Петра III, который в контексте преобразований эпохи, призван был выражать не что иное, как абсолютный, то есть также и духовный характер светской власти. Известно, к примеру, что Екатерина II, подражая Петру I, называла себя «главою церкви».
Далее обращает на себя внимание иконное убранство. В качестве него в «Описи» названо 16 картин на священные темы, написанных на холсте, вероятно, в живописной манере, некоторые из которых взяты в рамы, а также 2 образа на стекле.
Сюжетный круг первых представлен образами Христа, Его страстей (Распятие), Богородицы, апостолов (Петра и Павла), святителей (Афонасия). Пророк Иоанн Креститель трижды показан в иконописном изводе «Усекновение главы Иоанна Предтечи». То, что в келиях игумена было сразу три картины «Усекновения», вероятно, следует понимать как случайность. Однако троекратное повторение этого сюжета удивительным образом соответствует времени, когда светские правители, подобно тому, как Ирод с Иоанном Крестителем, поступали в отношении Православной Церкви, лишая ее возможности проповедовать, уничижая и в определенном смысле обезглавливая, если иметь в виду упразднение патриаршества. Примечательно, что «Опись» Хотмыжского монастыря производилась в момент его упразднения.
Две упомянутые иконы на стекле изображали Спасителя и «Коронование Пресвятой Богородицы». Как сюжет, так и иконография последней — католического происхождения, в чем опять-таки нетрудно отметить влияние «просвещенного» века.
Помимо картин и икон в «Описи» также перечислены предметы «низшего» порядка, удовлетворяющие обычным человеческим потребностям в отдыхе и беседе. Названы чайник, подносы, не забыты столы, лавки, шкафы и прочее, словом все то, что привносит в скромный дом монаха тепло и уют обжитого места.
«В оном монастыре настоятельская прихожея келия, в оной келии две картины на полотне Спасителя и Богоматере образы. Портрет Его императорского высочества, стол липовый, на оном килим простой, гребы зеленыя, лавки обиты простыми килимами, стул… четыре обиты черною кожею. С оной келии через сени маленькая келия с чуланом, в оной греба зеленая, в ней картина на полотне Распятие Господне, образ маленький на скле в раме Коронование пресвятые Богородицы, образ небольшой на скле Спасителя, стол небольшой малеваной красною глиной, лавки обиты простыми килимами, на стене маленькой шкаф, на дверях и на окнах размалевано разными красками. Подсвечник желтой меди средней, чайник красной меди, что воду на чай греет, поднос оловянной на четырех ножках, поднос круглой на трех ножках оловянной. Против вышеописанных настоятельских келий чрез сени келия с тремя чуланами в ней, греба зеленая ветхая, во оной стол липовый, три картины небольшие на полотне, первая Троица, вторая Усекновение главы Иоанна Предтечи, третия Спасителя, Богоматере, Петра и Павла. Да во оных же настоятельских келиях разных картин десять, на полотне. А именно, две картины небольшие Спасителя и Богоматере в рамах резных и позолоченных, большая картина образ Спасителя с праздники богородичными, картина на полотне Тайная вечеря, картина святителя Христова Афонасея, образ Спасителя и Богоматере в рамах, Усекновение Честные главы Иоанна Предтечи, картина пресвятые Богородицы с пророчествами, картина Снятие со креста Спасителя, картина Усекновение главы Иоанна Предтечи.»