Вступительная статья

 

            Давно не было в Харькове хорошего периодического издания по истории, недаром многие исторические журналы прошлого столетия сегодня являются библиографической редкостью. Мы конечно еще не знаем, что получится у нас, но постараемся, по крайней мере, не искажать историческую действительность. В «тронной речи» хотелось бы сказать несколько слов о том, что нас подвигло выпускать этот альманах. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на безудержно растущее количество краеведов. Ниспровергающие все мыслимые и немыслимые основы исторической науки идут они вперед семимильными шагами, воспитывая в своей среде хаос и путаницу. Практически все газеты пестрят сообщениями о новых многолетних исследованиях, в ходе которых авторы приходят к выводам, противоречащим элементарному благоразумию. Вместо того чтобы работать в архивах и дотошно заполнять белые пятна в истории своего края, многие поддаются авантюризму, а иногда это совпадает и с тяжелыми психическими расстройствами. 

Толку от таких исследований не много. Взять для примера Двуречанский район, где один из краеведов на протяжении всей жизни собирал и хранил память об И.И. Мечникове. При этом родовому имению Мечниковых в Новомлинске, подаренному Петром Великим в 1712 году,  не придавал никакого значения. Местом рождения Ильи Ильича Мечникова, считал Панасовку, а сегодня выясняется, что родился Мечников в Ивановке, где и по сей день, сохранился дом, в котором он родился, а крещен Илья Ильич был в Новомлинской Покровской церкви. Недаром глава районной администрации Николай Михайлович Взрожевский, заказал провести выемку архивных документов по истории Двуречанского района, особенно не рассчитывая на местный материал. 

Не менее «плодотворны» в своем неуважении к памятникам истории и архитектуры краеведы и в других районах. Целый ряд усадеб, отдельных зданий, остатки парковых ансамблей остались без внимания. Среди них дворец графа Клейнмихеля в Лютовке Золочевского района, летом 2001 года с крыльца этого здания были украдены два мраморных льва. Начинает разрушаться особняк Кенига в Таверовке Богодуховского района. Если уж такие здания остались без внимания местных краеведов то, что уж говорить об остатках парка, или небольших флигелях разбросанных по многочисленным бывшим имениям Харьковской губернии.

            Практически ежедневно в архиве приходится видеть людей, занимающимися церковной историей нашего края. Кажется, что за десяток лет можно собрать приличные материалы о строительстве храмов, первых настоятелях, причте, дарителях. Но непонятно, почему же до сих пор у нас нет полноценных исследований об Озерянских храмах, Куряжском, Хорошевском и Покровском монастырям, Успенском собор и другим храмам Харькова. Что ищут эти люди? Очевидно сенсации. 

Возникает и моральная проблема, о которой как нам кажется, церковь и не задумывается сегодня. За всю историю церкви многие харьковские помещики, купцы и другие прихожане  делали огромные вклады в строительство новых храмов, в приобретение новых икон, киотов, риз, иконостасов, дарили церкви земли, деньги и другое имущество, чтобы церковь молилась за них и их потомков во веки веков. Необходимо отметить и огромный институт меценатства в Харькове, размеры его гораздо более существенны, чем меценатство в других городах Украины, тем не менее, Киев выпустил книгу о своих меценатах, мы же харьковчане держим имена их в забвении. Среди жертвователей можно выделить харьковскую купчиху Прасковью Тамбовцеву, которая из 100 000 рублей серебром на сооружение колокольни Успенского собора отдала 28 000 рублей, да на свои же деньги устроила еще и один придел в этой колокольне истратив более 15 тысяч рублей серебром. Дворянка Екатерина Васильевна Шабельская за свои деньги построила деревянную лестницу с каменными башнями к Николаевской церкви в Святогорском монастыре и выделила 17 143 рубля серебром, чтобы на проценты с этих денег поддерживалась постройка. А сколько помещиков построивших храмы на свои деньги, которые и по сей день украшают села и города Харьковщины. Вспоминают ли о них на службах? Сомневаемся, чтобы звучали имена Куколь-Яснопольских, Тимошенковых, Павловых, Тихоцких и многих других. Да и как они могут звучать, если больше всего исследователей церковной истории интересуют не величие храмов и их прошлое, а социальные явления и репрессии советского периода. Правда следует дополнить, что после Филарета глобально историей Харьковской епархии никто не занимался, а многие исторические события изгладились из памяти народа и церковных документов. Что подтверждают уже документы 1870-х годов, когда настоятель Преображенского собора в Изюме уже не мог достоверно сказать, почему многие вещи хранящиеся в храме называют «царскими».

            Среди исследователей ярко выделяются сотрудники районных музеев. Только единицы из них работают в архивах. Здесь следует отметить скорее как исключение, чем, как правило, целый ряд музеев в Змиевском районе, где из года в год растут как грибы новые культурные центры. Михаил Иванович Саяный сегодня пытается открыть новый музей в селе Красная Поляна в бывшем имении Синяковых, интерес к этой семье растет год от года во всем мире, только не у нас на Харьковщине. А и в самом деле, что нам до Асеева, Маяковского, Пастернака, Хлебникова, которые подолгу жили в Харькове и Красной Поляне.  

Большинство районных музеев прозябают в нищите, а многочисленные памятники истории и архитектуры разваливаются и разбираются местными жителями.  В страшном состоянии находятся усадьбы, бесценные сокровища нашей истории и основа будущего туристического бизнеса на Харковщине. Другие, более респектабельные, как художественный музей в Пархомовке, возомнили о себе очень высоко, и краеведческая работа представлена в самой маленькой комнатке музея. Самый же потрясающий заповедник краеведения, расположен в селе Сковородиновка, окруженный целым ореолом мифов и народных преданий он и вовсе не нуждается в архивных исследованиях. Зачем же они, ведь у них есть могила Григория Саввича Сковороды, а остальное можно додумать и самим, благо мифы стали зарождаться там еще с советских времен. А вот вернуть подлинный вид могилы философа, создать серьезную доказательную базу музею некогда, да и средств не хватает. Не обратили внимания в Сковородиновке и на окрестные хутора и села, которые входили во владения Андрея Ивановича Ковалевского, так в селе Кадница стоит на отшибе деревянный дом, бывший сельский клуб, а ныне кандидат на забвение. Между тем он наверняка имеет большее отношение к Сковороде, чем кирпичный дом в Сковородиновке. Сейчас дом-музей в Сковородиновке на реставрации, а вот интересно, вернут ли колоннам на крыльце первозданный вид, или они и по прежнему будут выглядеть бесформенными уродами, переделанными в советские времена.

Вовсю резвится и руководство дендрологического парка в Краснокутском районе. Словно в «гостях у сказки», а не в образце ландшафтно-паркового искусства на деревьях развешены сказочные герои: русалка, змей-горыныч, сова, а то вдруг избушка на курьих ножках с бабой ягой в трубе выставлена. Грандиозным сборищем металлолома и камней выглядит башня, в которой по замыслу хозяев должен стоять насос для подачи воды в фонтан (еще не построен) на остров любви. Вот куда идут денежки спонсоров, налогоплательщиков и экскурсантов (с ребенка 2 гривны, с взрослого 4). Все это построено для того, чтобы детишкам было не скучно, а вдруг поедут иностранные туристы, как им объяснят присутствие в парке сказочных героев? Воплощением замыслов Ивана Назаровича Каразина? А то вдруг вздумали считать пещеры в парке остатками Краснокутского Петропавловского монастыря. В Государственном архиве Харьковской области имеется план этого монастыря конца XVIII века, но он расположен совершенно в другом месте. Предположим, что эти пещеры были нужны монастырю, чтобы прятаться от набегов татар, но расстояние от монастыря до пещер таково, что быстрее было бы дойти до Краснокутской крепости, чем до них. А представив себе сырую низину балки и глиняные своды пещер, еще раз засомневаешься в их подлинности. Может Иван Назарович пошутил? В любом случае хочется сказать главное, уважаемые исследователи, работайте в архивах, критически относитесь к своим работам, словом будьте бдительны, история не простит вам беспечного отношения.

 А вот к чему приводит такая беспечность очень хорошо видно на примере города Харькова. Идя по улицам старого города, оглянитесь вокруг: витрины, вывески, плакаты, безвкусные пристройки, одно и тоже здание бывает покрашено в разные цвета, новые «архитектурные элементы» просто затмили скромное величие старины. Порой просто удивляешься, кто же разрешил так изуродовать старое здание, или просто снести его? 

А как же охрана памятников истории и архитектуры? А ее просто у нас нет, ни в самом губернском городе Харькове, ни в его окрестностях. Это результат бездействия общественности, которой до этого нет дела. Это результат бездеятельности историков, краеведов, средств массовой информации. Вместо того чтобы всем вместе взяться за подготовку основательного свода памятников истории и архитектуры города, газеты публикуют недостоверные и неотредактированные исторические анекдоты. Телевидение занято беспрестанно собственным величием, бывает, что корреспондент, еще не вникнул на съемках в суть происходящего, а ему уже нужно мчатся в другое место, к тому же так хочется быть похожими на НТВ, или ВВС. Ученые – историки, эти могучие гранды заняты очень серьезной работой. Это и научные труды и защиты диссертаций и многочисленные конференции. А в это время, какой ни будь проныра, краевед глядишь уж и выпустил книжечку для народа, а в ней целая масса ошибок и главным образом из-за того, что человек просто не представляет себе, ни административного устройства прошлых лет, ни временных рамок происходящего. И уже поздно, ведь люди читают не сборники статей университета, не фолианты с высокой ценой, а маленькие дешевые брошюры. Поэтому в историческом центре города у нас хозяйничают не общественные интересы, а интересы частного капитала. Вот чтобы приблизить будущую эпоху Возрождения наших памятников истории и архитектуры, мы и решили издавать наш альманах.

 

Summary.

            It has not been a decent historical Journal in Kharkov for a lone time. It is worth like looking back into the XIX century to see how many journals and anthologies there were which are rarities nowadays. It is they that describe to us the appearance of Kharkov, the activities of many leading writers of the time. But our anthology has a task to turn the attention of the public to significant blanks in historical science.

            The easiness with which a lot of historians deal with historical reality is frightful.  The professional historians consider themselves to be geniuses and don’t bother themselves to have a look into the archives. A number of mistakes and distortions of facts concerning Kharkov urge us to take a pen and to return to the people of Kharkov the real history of the city and region.

            Besides we are frightened with the scale of activity of the young Ukrainian capitalism. Without any long considerations old buildings in Kharkov are destroyed the facades of its best residences are changed into bazaar looking, cheap facades. The estates, some hundred years ago took the breath away from the visitors are demolished. So, we hope to try to stop this process or to secure the memory of them for future generations.