1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"
На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской.
В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение.
Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости.
О храмовой Казанской иконе Божьей Матери, на которую помещица Неплюева устроила серебряную вызлащенную ризу, сохраняется предание, будто тогда, как в Москве устоялась на неё шата, что было во время моровой язвы, в том доме, где стояла икона, и в соседних местах, язва не оказывала губительного своего действия.
В библиотеке нынешнего храма имеются книги: апостол Московской печати 1658 года, триодь постная Московской печати 1724 года, служебник Киевской печати 1746 года. Эти три книги принадлежали храму Креста. Кроме их есть ещё триодь постная Московской печати 1684 года, цветная Московской печати 1699 года; обе присланы из Ахтырской протопопии в 1717 году; евангелие Московской печати 1711 года, минея праздничная Московской печати 1706 года.
По описанию чудес Ахтырской иконы Божьей Матери, «мая 1 1741 года села Чупаховки жителя Козьмы Биридина дочь девица Екатерина, будучи слепа на один глаз целый год, пришедши к Ахтырской Божьей Матери иконе получила по прежнему свободное зрение». В описании чудес 1743 года показываются два другие исцеления слепых «села Чупаховки».
Приход страдал от холеры, которая в 1831 году похитила 76 человек, в 1848 году 53 человека.
В 1802 году умер прихожанин Даниил Олейник 110 лет.
Число прихожан:
|
1730 |
1750 |
1770 |
1790 |
1800 |
1810 |
1830 |
1850 |
|||||||||
|
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
|
Крестной |
310 |
285 |
185 |
175 |
496 |
483 |
561 |
524 |
478 |
475 |
|
|
|
|
|
|
|
Казанской |
603 |
597 |
632 |
640 |
668 |
697 |
750 |
711 |
975 |
966 |
1270 |
1290 |
1286 |
1331 |
1052 |
1149 |
|
|
913 |
882 |
817 |
815 |
1164 |
1150 |
1311 |
1235 |
1453 |
1441 |
|
|
|
|
|
|
|
Об уменьшении прихожан Чупаховки вот что писала Ахтырская полковница Наталья Лесевицкая в просьбе своей от 10 сентября 1738 года к архиепископу Петру:
«Алешенского уезда слободы Чупаховки подданства сумского полкового обозного Герасима Надаржинского поп Иоанн в 1724 году посвящён к церкви Воздвижения честного Креста; по сей 1738 священствовал и доходами с той парохии користовался обще с тестем своим тамошним попом Никифором Емельяновым. А сего 1738 года той слободы Чупаховки подданые многим числом разошлись в рознь и за расходом токмо осталось партикулярных 18 дворов… Потому поп Иоанн являлся в Ахтырке, просил мене, чтоб его, яко нечим ему кормиться, принять в крестовые, почему на учинённом контракте и принять». За тем просить утвердить священника Иоанна в звании крестового, с тем, чтобы он по распоряжению Ахтырского протоиерея помогал и прочим Ахтырским священникам, особенно же в Успенском соборе. Это и утверждено.