Курган
Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»
В 2 верстах от Кургана, в округе Курганского прихода, находится ныне скудно населённая деревня Азак; а в версте от этой деревни и в 4 верстах от Михайловки, между Азаком и Михайловкою, есть Азацкое городище, известное уже по актам 1647 и 1681 годов.[1] Деревня Азак населилась черкасами вскоре после того, как основался город Лебедин, так как жители её в акте 1681 года называюся лебединскими черкасами. Здесь был и храм Успения Богоматери, построенный в первый раз не прежде 1685 года, так как в акте 1681 года поселение Азацкое называется ещё деревнею.[2] Уцелевшие метрики азацкого Успенского храма начинаются с 1742 года и оканчиваются 1810 годом. Азацкое городище – памятник существовавшего здесь города времён дотатарских. Нынешний вид Городища – такой: от Псельского кряжа гор отделён неглубокою лощиною обширный холм, к северо-востоку выдавшийся округленным углом; с востока, к реке он обрывист, к северу отлог, но довольно крут, с запада и юга примыкает к кряжу гор, отделяясь помянутою лощиною. Середина холма – выпукла. Со сторон, которыми холм примыкает к горам, городище обрезано рвом, и по краям рва ещё видны остатки бывшего вала. Почва на средине холма состоит из огромных камней. Внутреннее пространство Городища – в 50 саженей ширины. – Открытый вид на восток и северо-восток, где видны с городища Лебедин, Межирич, Михайловка. Поныне ещё есть в народе пословица: «кто перейдёт Курган и Азак, тот добрый казак». Это значит, что Азацкое Городище было некогда пристанищем шайки удальцов, промышлявших грабежами и разбоями. Невдали от городища в глубоком яру, который и теперь покрыт лесом, есть место, известное поныне под именем погреба; здесь по народному известию удальцы скрывали добычи грабежа. Окрестности Городища горы над Пслом и нынешние луга по берегу Псла некогда были покрыты самыми дремучими лесами, что составляло безопасность для удальцев. Такою невыгодною известностью Азацкое Городище пользовалось, конечно, в тот промежуточный период времени, когда страна, опустошённая Татарами, оставалась недоступною для правильного населения по причине рыскавших по ней по временам татарских шаек. Названием своим Азак указывает на связь с историею Половцев: известен половецкий князь Асуп, убитый Русскими в 1103 году.
В нынешнем курганском храме хранятся: общая минея Московской печати 1680 года, евангелие Московской печати 1697 года, с надписью: «сия книга престольное евангелие попа Данилия Лебединского уезду села Кургана, а дал цены коп 10 с подзолотым, 1704 года». По этим памятникам можно быть уверенным, что в 1700 году был храм в Кургане. По поелику с одной стороны в червленском акте 1667 года видим не только курганский храм Архангела Михаила, но и священника его Григория Фёдорова, а с другой, в 1739 году на место обветшалого храма построен и освящён был в Кургане новый храм Архангела Михаила: то без сомнения первый храм в Кургане построен прежде 1667 года. Ныне существующий здесь деревянный храм Архистратига построен в 1783 году.
Земли при курганском храме 66 десятин.
По переписи 1732 года в Азаке 179 вольных Черкасов, 121 подданных; в Кургане 333 души мужских.
[1] Смотри о Василевке, Михайловке и Недригайлове.
[2] По грамоте 1681 года о Михайловке: «на Азацком колодезе полковник Михайло Васильевич построил мельницу» и «подле Азаков городища – дворы» с рыбною ловлею на Азацком озере. Сл. о Червленной слободе.