1857 год. Город Богодухов. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

В описании пограничных сторожевых постов 1571 г. читаем: «1-я сторожа на верх Олешанки Удские, а переезжати сторожем на право (по направению к юго-востоку). Мурафский шлях до Мерла до Диакова острога верст 20. А на лево им переезжати вниз по Удам, до Оленья броду, верст 20» В 20 верстах от вершины речки Ольшанки, на которой ныне расположена слоб. Ольшаная, на р. Мерло ныне расположен гор. Богодухов. И так на этом самом месте в 1571 г. оказывается Дьяков острог; было ли это место в 1571 г. жилым местом пограничной военной стражи, или оно оставалось только воспоминанием о бывшей здесь крепости, из росписи 1571 г. не видно.

Основание черкасского города на этом месте, или как прежде говорили, на Богодуховской гати, относят к 1667 г., но по Чугуевской переписке увидим, что черкасы поселились здесь гораздо прежде 1667 г.

Поныне видны остатки вала, составлявшего вместе со рвом и деревянным полисадом крепость Богодухова. В 1785 г. так описывали эту крепость: «в том городе земляной вал в окружности на 481 сажень, вышиною от горизонта в одну сажень, шириною в заложении в три сажени; вокруг его сухой ров глубиною в три сажени, шириною на пять саж. сделанный в давних годах, стоит на ровном месте; в нем церковь деревянная соборная во имя Успения Пресв. Богородицы».

В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: «служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы». Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской,  а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698-1712[1] и  Герасим Степанов 1715-1729[2], а после того были Антоний Волкевич 1733-1736; Автоном Захаржевский 1750-1760 гг. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. Ззмечательны в нем: а.) Икона Успения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1759 г. иеромонахом Киевской лавры Иезекилем Шенным, урожденцем Богодуховским. В сей иконе хранятся частицы мощей пр. Марка Гробокопателя, пр. Игнатия арх. Печерского, пр. Григория чудотворца, пр. Моисея Угрина, пр. Агапита врача, пр. Зинона Постника. б.) Икона св. Николая под серебрянною вызлащенною шатою — дар иеросхимонаха Тихона Андреенкова, бывшего пономаря Богодуховской Николаевской церкви. Пред сею иконою с 1848 г. по желанию прихожан собора отправляется в каждый четверток акафистное пение в память избавления от холеры. в.) Книги: требник м. Петра Могилы, за утратою первого листа издания неизвестного, но кажется Киевской 1646 г., на нем надпись: «сия книга глоголемая — вел. требник, куплена до храму Успения Пресв. Богородицы соборныя в гор. Богодухов, за 10 р., а купил сотник Богодух. Иван Павлов, —1744 г.» Евангелие М. п. 1722 г. с надписью: «отменили (дали по обету) жит. Богод. Иоаким Мартыненко и подружие его Ирина Ивановна Квашина, ко храму Успения». Другое евангелие М. п. 1735 г., служебник Черниговской п. 1747 г. постная триодь Л. п. 1652 г. с предисловием Мих. Слозки.

В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя святителя Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодѵхова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г.[3]  и при котором в 1710 г. видим двух священников[4].

По местному преданию первый храм во имя Святой Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич[5]. Каменный храм во имя Святой Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено «в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила», Другое с надписью: «гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы». Служебник К. п. 1746 г. с надписью: «в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины». Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: «гор. Богодух. храма Св. Тройцы». Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: «в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, — Мураховский Покровский поп Данило».

По акту 1683 г. известен Богодуховский Архангельский поп Марк Андреев[6].  Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г.

Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем[7].

По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменявшееся на худшее после 1820г.

По церковным актам видидим след. число прихожан:

 

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Соборной Успенской

1580

1560

1719

1689

1259

1328

1341

1459

1386

1687

1495

1605

Троицкой

472

460

500

504

1389

1395

1505

1520

1645

1756

1628

1607

Покровской

812

783

932

953

700

671

1355

1294

1538

1641

1530

1716

Архангельской

260

245

300

393

402

395

Итого

1544

1488

2380

2457

3053

3037

3348

3394

4201

4273

4569

5084

4653

4928

О временах татарских Богодухова известно не многое.

а.) По Чугуевской переписке видим, что во время смут, возбужденных Брюховецким, богодуховцы, оставаясь верными царю, терпели разорение: князь Ромодановский в 1668 г. писал в Чугуев: «писал ко мне из Богодуховской гати приказный: сент. 2 пришел в Красный Кут выходец Богодуховский черкашенин Павлик Семенов из полону от Татар из под Голтвы и сказывал он, Павлик: пришел хан крымский с ордою на Орел авг. 30 и присылал в Полтаву Мурз для стад авг. 31 и он, Павлик тех Мурз видел».

б.) В посольском журнале 1681 г. сказано: «Мурафским шляхом крымский хан шел на войну и с войны из Украинных городов, из под Богодухова и иных (городов)  в прошлом 7188 (1680) г.» Орновский пишет, что крымский хан зимою 1680 г. стоял под Богодуховым и отсюда рассылал партии.

в.) В феврале и марте 1709 г., когда шведы опустошали Красный Кут и другие места, в Богодухове стоял Меньшиков и здесь же был царевич Алексей Петрович. Это спасло Богодухов от шведов[8].

г.) Под портретом есаула Павлова, стоявшем некогда в соборном храме, читаются стихи:

«Тысяча семьсот первого надесять года,

Егда Слово плоть бысть человеча для рода,

Июня в день двадесять пятый

Ударил под слободы Исмаил проклятый

Волкохищно на христиан нападаше,

Села их огнем пожигаше.

Павел ахтырский полковый обозный

Трафил в той час ужасно грозный

Близ могил Харъковских от Татар плененный

С женою своею в Крым отведенный.

В миле за Карасев живет Мурза главный,

Кара-Картечи Ширишский, всему Крыму славный.

В оного Мурзы в неволе был храненный;

Там и живот имел доконченный,

Октября в девятый день с светом прощался,

Телом земли, душею Богу предался.

Там и тело его погребенно,

Лица же зрак зде изображенный,

Да всяк зряй его сердцем умилися,

По Бозе ко Пресвятей Деве о нем помолися!

По злоключениях, скорбех Бог его успокоит,

Со святыми жити вечно удостоит.

Такъ и Ияков Апостол нам повествует,

Да всяк друг за друга Бога молитствует.»

В  1711 г.. татары по желаниям Орлика (товарища Мазепы), оставили себе память на многих слободах. Харьковские могилы, близ которых наблюдал за татарами Ахтырский обозный и где схвачен он был в плен, находятся в 45 верстах от Харькова и в 4 от Богодухова, и следовательно получили название свое не по гор. Харькову, а разве по печальной судьбе харьковцев, совершившейся прежде 1710 г. В Бакчи-Сарае поныне один фонтан называется Павловским: близь него стоит памятник, под которым погребен обозный Павел Гаврилович Павлов. Супруга его, попавшаяся вместе с ним в плен, получила свободу за дорогой выкуп.

В пяти верстах от Богодухова есть село Павловка, на р. Мерло, — наследственное небольшое имение г. Павловых, где видим священника с 1694 г.[9] и где Павел Гаврилович в 1683 и в 1685 г. приобрел себе имения[10]. В 1838 г. в Павловке найден был скарб в черепках горшка, это 1083 серебрянные польские монеты, все 1551 г. короля Сигизмунда. Не зарыты ли они были от татар несчастным владельцем Павловки — обозным Павловым пред его пленом? Но от чего жена его, которая возвратилась из плена, не могла найти их, тогда как могла получить сведения о них от мужа? Остается положить, что этот скарб скрыт был в земле гораздо прежде обозного Павлова каким-либо Котелевским торговцем, который, был застигнут татарами, поспешил вверить сокровище свое земле, и уже не видался с ним более.


[1] Купчая Ахтырская № 100. 187. 1025. Бумага Хрущовой Никитовки № 2. Сл. о Матвеевке.

[2] Купчая Ахтырская № 189. 191. 196. 506. 1029.

[3] Бумаги Хрущовой Никитовки № 2.

[4] Ахтырская купчая № 1022. В  1761 г. прихожане соборной церкви писали: «при нашей соборной Успенской церкви имеются два прихода: Николаевский, которым владеет богодуховский протопоп Автоном Захаржевский, церковь же свят. Николая, давних времен, погорела, да Успенский, которым владеет священик Осип Бородаевский, который при частых болезнях находится».

[5] Ахтырская купчая № 100. По ведомости 1785 г. Богодуховский Троицкий священник Григорий Голованский владелец хутора Голованского и пустоши в 163 дес., а Троицкий священник Федор Череванецкий — владелец хутора в 57 дес. земли.

[6] Ахтырские купчие № 179. 183. 185. 490. 1025. 1057. Под просьбою о посвящении Федора Артемьева в священника Архангельской церкви в 1751 г. подписались Богодуховские сотники Петр Краснокутский и Иван Новосельский.

[7] Ахтырская купчая № 490. В 1747 г. Федор Дахневский при посвящении своем в священника показал: «отец его Григорий в г. Богодухове при Покровской ц. был священником  лет 30», следовательно с 1717 г.

[8] Материалы Судиенки 2, 267 — 273. Письма Царевича.

[9] Ахтырские купчие № 170. 171. 182. 492.

[10] Гербовник. ч. 6. стр. 120. «Предок фамилии Павловых Павел Гаврилов Павлов с 1683 г. за службу жалован был поместьями». Дело о дворянах Павловых, Сл. об. Изюм.