Каразин Василий "О заготовлении дров"
Южный Россиянин, при многих похвальных его качествах, не может не быть обвиняем в крайней беспечности. Он во многом почти во всем, живет, что называется день до вечера: запасать – не его дело! Вспомните, сколько раз наиплодороднейшие губернии терпели нужду и голод! Тщетно попечительное Правительство заводило хлебные магазины, обязывая поселян какую ни буде сотую долю их ежегодного приобретения отдавать в них, и предписания плохо были исполняемы; а бережение и того хуже! ... Подобное происходит и относительно топлива, также одной из первых потребностей, особливо для климата, в котором поселило нас Провидение. Где у нас помышляют о правильной рубке дров в лесах, о их должном приуготовлении? В деревнях, мужик отправляется в лес накануне лишь того дня когда ему надобно терпеть – не только холод, но и голод, по недостатку топлива для приуготовления пищи. Благо, лес под боком! а если не лес, то по крайней мере, кустарник; он и им доволен; поехал, нарубил кое-чего, кое-как, а возвращается к жене с грузным возом сырого хворосту. «Станет де на неделю или на две, а после, когда понадобится, привезу опять». В городах, хозяева домов надеются на рынок. Те же беспечные поселяне, когда прийдет уже крайняя нужда в соли, в одеянии, в заплате податей или другом-чем, отправляются подобно же в лес – часто и не в свой, если ночь благоприятствует; рубят кое-как и что-ни-попало, оставляя (часто) лучшее для топки более аршина под снегом, и смело везут негодные свои сырые или полусгнившие дрова на базар. Благо, все что ни привезено, продано наверное! …
Желательно, чтобы было запрещено ввозить в города сырые дрова; они бывают причиной двух весьма обыкновенных в нынешнем быту несчастий: угаров, которые иногда убивают лучших, молодых, здоровейших людей наповал, – пожаров от безвременного накопления сажи в трубах, и чаще всего, соблазна к воровству, ибо дрова в свое время рубленные, и поставленные в сажени имеют досмотр, – но кто в зимнее время, ночью, стережет леса?
Все хозяева и не хозяева понимают выгоду от топки сухими дровами: их идет меньше, печи нагреваются скорее и вернее; приготовляемое на них кушанье поспевает в свое время, и не отзывается копотью. Но многие ли имеют в предмете заготовления дров, которое должно начинаться от устройства правильных лесосек? – Лес, как н всякий другой капитал, требует издержек, или по крайней мере, времени для принесения своего процента. По обыкновенному ныне приуготовлению, целый год потребно, чтобы иметь совершенно годные дрова. Быв рублены на данной лесосеке в октябре месяце, они должны стоять зиму, весну и целое лето. Тогда только могут быть хозяйственным образом употреблены! Впрочем, оставляя естественную сушку в стороне, я намерен предложить о сушке искусственной у которая принадлежит к той идее об эссенциальных приуготовлениях потребностей жизни из царств растительного н животного, которой я уже более тридцати лет занимаю Российскую публику. Цель моих эссенциальных приуготовлений есть не только удобность к перевозке, не повреждаемость, но и распространение торговли в пользу отечества.
Что нужно для употребления искусственной теплоты в нашу полезу: неужели дым? но он выедает только глаза и засаривает трубы. Это признак несовершенного горения, или точнее – препятствия к горению. Предполагая свободный и соразмерный доступ воздуха, причиною этого препятствия бывает примесь водяных частей в сгораемом. Пламень не дым! Следовательно, чем меньше воды в сгораемом, в дровах например, тем меньше дым тем больше пламени. Но вода остается в дереве, каково бы оно ни было, и после продолжительной сушки на воздухе. Для сего потребен жар, превышающий степень кипящей воды.
Чтобы совершенно высушить дрова, я употребляю следующий способ:
1-е.) Нарубленные сырые сосновые дрова, то есть, остатки от леса собственно строевого, испиливаются в полена, длиной в аршин.
2-е.) Эти сырые полена могут немедленно быть положены в цилиндры из листового железа, лежмя вделанные в печи таким образом, что одно из ден цилиндра, по произволению, вскрывается и закрывается. Плотный круг, из такового же аршинного листа вырезанный, с ручками, за кои его вынимают, служите для этого. Круг замазывается глиной, и дрова остаются заключенными в цилиндре на все время сушки, которая продолжается от 12 до 14 часов, т.е. от раннего утра до вечера. В круге есть круглое отверстие для вставки железной трубки – диаметром в один вершок. Эта трубка проведена в прохладительный сосуд. Сей последний принимает не только улетающую из дров воду, но в тончайшее то масло, которое я назвал коптилом (капнистон по-Гречески), и которое есть собственно действующее вещество в копчении мяса, (а вероятно может иметь и другие технические употребления). Оно-то причиной и едкости дыма для глаз.
3-е.) Утвердив сей неважный снаряд, подкладывается зажжённый пук соломы под цилиндр. Когда он сгорит, кладется другой, каковое действие продолжается с расстановкой, до обеда работников; а после обеда и маленького роздыха, начинается опять, и также исподволь продолжается, примерно до 8 часов по полудни, не далее. Цилиндр вскрывается не прежде, как в следующее утро, т. е. пред тем, как вынув сухие накладывать опять сырые дрова. Соломы на аршинный цилиндр выходит не более одной копны, по деревенской цене не более как на 20 или на 30 копеек. Работу можно оценить в полтора раза дороже; так что с процентами постройки печи и цилиндра со снарядом, можно положить всей издержки на рубль. Часть её вознаградится ценностью упомянутого тонкого масла, которое сверх удобности коптить им ветчину в самое короткое время, а именно положив его ложечку в ту воду, где варится окорок, (как это я описал в журналах), вероятно может быть употреблено на лаки вместо спирта или скипидара.
Описанным способом высушенные дрова имеют с небольшим треть только своего первобытного веса (следовательно, кубическая сажень оных может быте везена на двух подводах), и заменяя в топке конечно десять подвод! Горят пылко, подобно алкоголю; полено от удара перешибается надвое или на несколько кусков; цвет их темный, но еще не уголь. Все начала пламени (в том числе водород) в них присутствуют.
23 января 1838 года.