- Из истории 36-й школы

1 апреля 1923 года было первое заседание Школьного Совета 36 (тогда 50) школы. 2 апреля открылись занятия в помещении Художественного техникума по Каплуновской улицы. Школа организована была группой родителей, дети которых до открытия 36 школы учились в закрытых тогда ГубОНО частных группах. Это было время, когда советская общественность должна была оказать своей инициативой содействие Наркомпросу в охвате школой детей, какие не могли попасть в существующую школьную сеть. Школа начала свое существование на принципе самоокупаемости. Количество детей со 100 в день открытия занятий быстро возросло до 137 при 7 группах. Своего инвентаря или какого - либо имущества школа не имела и пользовалась инвентарем техникума. За два месяца работы в 1922/23 учебном году развернуть работу было невозможно, но все же был открыт по инициативе детей литкружок, а при нем драмсекция, которая к концу года выступила с небольшой постановкой.

В следующем учебном (1923- 24) году школа имела при двух сменах уже 9 групп при 308 учениках. Материальная база крепла, и школа понемногу стала обзаводиться школьным имуществом. Техникум предоставил школе в исключительное ее пользование одну классную комнату, которая была и лабораторией, и библиотекой, и клубом; здесь же проводились и уроки пения. Год прошел в организации педколлектива, в налаживании его работы, в создании школьного уклада; создавалось самоуправление, прививались детям коллективные навыки в работе и жизни, так как большинство до поступления в 36 школу в школе не училось. Создается старостат и рядом с ним культком, объединявший кружки: политический, литературный с драмсекцией, физический и др. В середине года, после бурных обсуждений форм самоуправления в детской среде, старостат заменяется исполкомом, объединившим всю общественную работу школы. Открыт был и школьный кооператив. Большое внимание было уделено созданию детского школьного коллектива и его общественной работе в противовес семейному укладу и его традициям. С целью втянуть и родителей в интересы советской школы, познакомить с ней и ее работой, за год было проведено 3 общих собрания, 4 школьных праздника и устроены три выставки, из которых одна большая в конце года на тему: «Слово, его возникновение, развитие и распространение». Выставка была комплексной, с целью познакомить родителей с новой системой и самим проверить свой опыт. В организации ее принимали участие группы, кружки и организации путем проработки отдельных тем, из которых и составились отдельные подтемы выставки. Вся выставка проработана была каждой группой.

В августе 1924 года после долгих хлопот школа получила от ГубОНО здание по Ветеринарной улице № 26, в котором она работает и до сих пор. Родителям пришлось сделать огромное финансовое напряжение, так как здание требовало ремонта и почти полного оборудования школьной мебелью в самый короткий срок, без чего нельзя было открыть занятия. Авансом были собраны средства, и школа 10 октября начала свою работу в собственном здании, в составе уже 12 групп при 515 учениках. Правда, не все здание находилось в распоряжении школы, но представлялись широкие возможности к развертыванию общественной и клубной работы. Был введен специальный клубный день при 10 кружках. Самоуправление развернуло свою работу по культурному обслуживанию школы, положено начало связи с производством (2-я типография Д. В. У.), с сельской школой (Казачья Лопань), планомерно начали проводиться школьные праздники, издавалась стенгазета. К концу года организован был силами школьников пионерский отряд при производстве. Школьный кооператив взял на себя кормежку детей. По линии учебной идет выработка комплексных программ, форм учета по линии детской и педагогической; много внимания было уделено методам работы, особенно экскурсионному. Не раз ставился на обсуждение вопрос об эстетическом воспитании.

С 1925-26 учебного года школа была переведена на местный бюджет, и освободившиеся средства родителей были направлены на организацию 4 мастерских, клубный день охватил детей со 2 гр. при 18 кружках, был организован шумовой оркестр. Часть здания освобождена была от посторонних жильцов, и школа открыла еще 2 группы, а число учеников возросло до 580 человек. Библиотека, кооператив получили свои помещения, развернута была для работы и физико-химическая лаборатория. При таком бурном росте работы школы роль самоуправления была огромна, а его влияние и авторитет, как никогда, велики. Возникли при исполкоме рабочие комиссии по проведению общественной и клубной работы. За год был проведен целый ряд кампаний по связи с селом, производством, по втягиванию в отряд Ю. П., в школьную кооперацию, по охране книги. После долгих хлопот был открыт при школе отряд Ю. П., которому школа 23 апреля поднесла знамя на собранные ребятами деньги. Обращено было большое внимание на выравнивание знаний детей и поднятие его уровня. Год был закончен большой школьной выставкой, которая дала возможность подвести итоги комплексной системе, учесть опыт клубной работы и первого года работы мастерских. Выставку можно считать удачной.

1926-27 учебный год был годом стабилизации, и уточнения работы. Сделан большой шаг по выравниванию групп по возрасту и развитию; нагрузка групп была близка к норме. Кружковая работа частично была свернута для первого концентра, а кружкам придан клубный характер; самоорганизация перестраивалась по звеньевому принципу. Полезная площадь здания школы несколько увеличилась, что дало возможность удобнее разместить лабораторию; устроена была постоянная и достаточно оборудованная сцена, что разрешило очень сложный вопрос с устройством школьных праздников. Начато было оборудование зала физкультуры, огорожен и приведен в порядок прирезанный Горсоветом фруктовый сад, где были проложены дорожки, разбиты клумбы, установлены столы для занятий, лавочки, проведена вода и выстроен водоем для работы кружков юных натуралистов. В конце года школа приняла широкое участие в общественной кампании по сбору среди детей, педагогов и родителей средств на эскадрилью «Разрыв» с вызовом других школ.

Перед началом текущего года здание школы приведено было в лучшее санитарное состояние: всюду устроены масляные панели, устроено светлое помещение для столярной мастерской и первой группы; помещение физической лаборатории расширено. По постановлению Президиума Горсовета от 26 июля 1927 года школе присвоено имя тов. Д. Иванова и отпущено в связи с этим 4000 рублей на оборудование при школе мастерских, из которых половина получена и вложена на расширение трех мастерских: столярной, переплетно-картонажной и швейной. Работа мастерских пошла нормальным темпом, по определенным планам, с точным учетом. Пионерский отряд при школе, после пережитых частых смен вожатых, окреп, получив более твердое и внимательное руководство со стороны ячейки «Харків – Друк» и нового вожатого. Организован отряд октябрят в 60 человек, положено начало пионерскому клубу, через отряд усилена связь с производством, для которого в стенах школы были устроены 2 утренника. Связь с N-ой бригадой приняла постоянный характер и реальные формы взаимных посещений казарм, школы, праздников, кино, обмена стенгазетами. К десятилетию октября школа устроила большую выставку достижений и два праздника для родителей. Десятилетие Красной армии проведено при участии красноармейцев – был устроен уголок Красной армии с выставленной разобранной винтовкой и электро-сигнализацией для изучения, устроен тир для бесплатной стрельбы, а красноармейцам переданы от ребят подарки. Перестройка самоорганизации по звеньевому принципу была закончена и актив школы сильно расширен, так как каждое звено работает не только в группе, но несет и общественную нагрузку. Расширена работа и по втягиванию родительской массы в жизнь и интересы школы. В каждой группе выделен актив для постоянной связи со школой и родительской массой.

За пять лет школу окончило: в 1923-24 – 49 человек; в 1924-25 – 33 человек; в 1925-26 – 74; в 1926-27 – 51; и в 1927-28 – 43 человека, а всего за 5лет – 250 человек.

Стоимость обучения одного учащегося по годам изменялась: 1923-24 –66 руб.; 1924-25 – 65 руб. 89 коп.; 1925-26 – 62 руб. 42 коп.; 1926-27 – 36 руб. 41 коп. и 1927-28 г. – около 68 руб. 85 коп.

Я сделал беглый и краткий обзор роста школы и ее работы за первые пять лет ее существования. Конечно, за это время немало было ошибок, неверных шагов, колебаний, спорных вопросов – на них мы учились и учимся. Говорить об этом в настоящем кратком очерке я лишен возможности.

В новое пятилетие школа вступает достаточно окрепшей и в материальном отношении и с накопленным педагогическим опытом. Много уже сделано, но еще больше работы впереди:

1) Необходимо поднять качество работы, уточнить ее и тем повысить % успешности.

2) Начатую индустриализацию школы нужно увязать со всей работой школы, чтобы она действительно стала трудовой.

3) Крепнущий отряд Ю. П. нужно поставить в центре внимания и стремиться к слиянию самоорганизации и общественной работы школы с детским движением.

4) Значительная часть родительской массы, заинтересованная жизнью и работой школы, относится внимательно к ее нуждам; необходимо втянуть, по возможности, всех и повести с ними постоянную работу по вопросам воспитания с целью создания единого воспитательного фронта.