- История форм школьной самоорганизации

С самого начала существования нашей 36-й, тогда еще 50-й, трудшколы стала проявляться общественная жизнь. Самоорганизация создавалась и вырастала постепенно, переходя от одних форм, более простых, к другим – более сложным. Первичной формой нашего самоуправления был старостат, составленный исключительно из представителей групп. Старостат обслуживал учебную жизнь школы и защищал интересы групп. В первый же год существования школы быстрыми шагами стала развиваться и клубная работа, вызвавшая создание клубкома, состоящего из представителей возникших кружков. Вначале клубком был подчинен старостату, но с середины года повел широкую агитацию за уравнение в правах со старостатом. Вспыхнула «школьная революция» с оживленными прениями, агитацией, лозунгами... В конце концов дело разрешилось общим голосованием, при чем «клубкомы» добились своих прав. Был создан новый орган самоорганизации – исполком. В исполком было послано по 2 представителя от групп и по одному из кружков и организаций. К тому же времени в группах были созданы различные комиссии и выбраны президиумы из нескольких человек, так называемые группкомы. В виду невозможности, по техническим обстоятельствам, проводить в школе общие собрания, были введены частые конференции с участием ограниченного числа представителей от групп и кружков. Организации, входившие в исполком, выступали там со своими планами и отчетами. Итак, первое время работа исполкома выливалась в соединенные заседания, на которых решали те или иные вопросы общественной жизни и учебы школы. Представители исполкома работали в педсовете.

На следующий год жизнь школы сохранила в основе те же формы самоорганизации. Но с переходом школы в новое здание возник целый ряд новых кружков и организаций, и состав исполкома расширился. Он пытался охватить всю жизнь школы, выделяя для этого следующие комиссии: культком – для проведения культурно - клубной жизни школы, редком — для издания стенгазеты, хозком – для собирания всех работ учащихся, сохранения их и для устройства выставок. Члены исполкома много работали, но работа их была малопродуктивна, так как они не втягивали школьников в работу. 7-ые группы увлеклись общественной работой, составили большинство в исполкоме, проводили на ответственную работу членов своей группы, связь с другими группами была слабая. Исполком стоял оторванным от школьников, на что не раз указывали ученики на конференциях. В то время значительная часть учеников горячо интересовалась общественной жизнью школы. Делегатские конференции к этому времени превратились в общешкольные конференции. На отчетной конференции за 1-й триместр после отчета исполкома сплоченные 6 - е группы указали на захватную политику 7 - х групп, требовали себе и 5-м группам равных прав. После горячих споров конференция вынесла пожелание, чтобы нагрузки в исполкоме распределялись равномернее. между членами всех групп. Седьмым группам предложено было во 2-м триместре добровольно уступить руководящую роль младшим группам, чтобы наладить преемственность, подготовить лиц, которые смогли бы взять на себя работу по самоорганизации школы по выходе 7-х групп из нее. На третьем году в жизнь проводится лозунг, выдвинутый на предыдущих конференциях: «ближе к массам». В состав исполкома входят представители Ю. П. и школьного кооператива. Группы получают право делегировать по несколько членов на заседания исполкома с совещательным голосом. Заседания исполкома открытые.

Количество этих заседаний было уменьшено за счет рабочих заседаний комиссий: культкома с подкомиссиями, редкома, хозкома, комсвязи. Для проведения в жизнь принятых исполкомом решений и для руководства всей общественной жизнью школы выделялся президиум исполкома, который имел самостоятельные заседания, наблюдал за работой комиссий и решал экстренные дела. Авторитет исполкома был большой, ученикам он был близок. Не раз улаживались конфликты в группах делегированием туда членов исполкома. Последний вплотную подходил к жизни группы, проводил вместе с учениками группсобрания, и всегда удавалось мирно, по-товарищески, сообща найти ликвидирующие конфликты решения.

В 1926-27 году в группах широко развернулась звеньевая проработка тем. Группа разбивалась на 6-7 звеньев; каждое звено выбирало себе звеньевого и помзвеньевого для организации учебной работы внутри групп. Для решения общих вопросов, возникавших в звеньях, а их было не мало, собирались все звеньевые в совет звеньевых, который, с углублением работы в звеньях, приобретал все большее значение в группах. Кроме чисто учебных вопросов, совет звеньевых касался вопросов дисциплины, организованности, и президиум совета звеньевых оказался в конце концов ближе ученикам, чем избранный ими группком. В работе этих двух организаций стал чувствоваться параллелизм. В некоторых группах это стало чувствоваться так ярко, что они поставили на общешкольной конференции вопрос о ликвидации группкома и о передаче всех вопросов организации группы в совет звеньевых. Конференция постановила разрешить группам, так как сама жизнь выдвинула этот ворсе, перейти к новым формам самоорганизации внутри групп. Комиссии же внутри групп' для работы в санкоме, кулыкоме, бибкоме и т. п. составлялись по-прежнему выборами группы .

В 1- м триместре следующего 1927-28 года звенья распределили между собой и общественные нагрузки, которые раньше выполняли выбранные комиссии. Работа пошла продуктивнее в виду того, что легче было сговариваться в своем звене, направлять и выправлять работу. Во втором триместре текущего учебного года во всем втором концентре была введена новая, более широкая, захватывающая массы школы схема самоорганизации. Преимущества этой схемы перед предыдущими те, что ни один вид работы не остается без контроля, как это было раньше: низовая ячейка – звено; его представители входят в общешкольную комиссию, несущую ту же работу. Общешкольные комиссии, в свою очередь, объединяются в секции при исполкоме.

Построение новой схемы следующее: каждая группа разбита на звенья, по 5 - 6 человек в каждом. Звеньевые и помощники зв. составляют совет звеньевых группы, который выделяет из себя президиум из 3-х человек. Каждое звено группы несет определенную нагрузку по школе и группе. Три человека из каждой группы и по одному человеку из кружков составляют общешкольный пленум звеньевых. Пленум звеньевых выделяет из себя исполком в составе 12 человек, из которых 9 человек идут председательствовать в 9 комиссий, о которых будет говориться ниже. Три человека составляют президиум исполкома, который наблюдает за всей работой самоорганизации. Оставшиеся члены пленума распределяются по тем же 9-ти комиссиям.

Вся работа самоорганизации разбита на три секции, имеющие в своем составе несколько комиссий.

1-я секция – учком – ведает вопросами чисто учебными и состоит из 3 - х комиссий:

а) музком, на обязанности которого лежит наблюдение за сохранением учебных пособий, выдача их группам и т.п.;

b) бибком, который ведает школьной библиотекой и снабжает школу нужными книгами;

c) распорядком, на обязанности которого лежит наблюдение за порядком в школе как в учебные, так и в праздничные дни.

 

2-я секция – политком. Эта секция ведет культурно-просветительную работу в школе и состоит из 4-х комиссий:

a) культком, на обязанности которого лежит ответственность за проведение всех школьных праздников и подготовка к ним;

b) комсвязь; эта комиссия проводит общешкольную связь с теми или иными организациями;

c) редком, который выпускает газеты;

d) кооператив, на обязанности которого лежит проведение культурно - просветительной работы по кооперации, а также снабжение необходимыми учебными принадлежностями учащихся.

 

З-я секция – санхозком – состоит из 2-х комиссий:

a) санкам, на обязанности которого лежит наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием школы, оказание первой помощи ученикам и т.п.;

b) хозком, на обязанности которого лежит хранение школьного имущества.

 

В каждой группе существуют, соответственно вышеуказанным комиссиям, звенья, несущие ту же самую работу в группе, что и комиссии в общешкольном масштабе. Смотря по требованию общешкольных комиссий, в них входит из каждого звена по несколько человек.

Кроме того, в редком и комсвязь направляются представители из пионер - отряда.

Таким образом, в каждой комиссии имеется не менее З членов. Каждая из вышеуказанных комиссий план своей работы обязательно представляет на утверждение пленума сов. звеньевых, а по исполнении его также обязательно дает отчет о своей работе. Таким образом, нет пункта в работе самоорганизации, который не контролировался бы самими же учащимися и не направлялся ими по должному пути.

Чумичев (7 «а» группа),

Мачерет (7 «б» группа).