25 мая 1845 года

В этот день в Харькове была заложена Иоанно-Усекновенская кладбищенская церковь.

Слово архиепископа Иннокентия (Борисова) при заложении храма на новом кладбище Харьковском.

         Мы стоим на месте всенародной печали и сетования: редкий из Вас не проливал здесь горьких слез. И вот, на сем месте плача и рыданий Господь дарует нам радость, и не на час или день, а навсегда. Ибо здесь будет храм, а где храм, там и радость. Отраднее будет оставлять любезных сердцу на вечный покой под сенью Дома Божия; отраднее будет приходить на место покоища их и находить, что оно оглашается Богослужением и молитвами, освящается ежедневным приношением за них бескровной жертвы; отраднее будет для самих мимоходящих видеть, что град наш красуется не одними зданиями для живых, но и местами священной памяти по умершим.

         Посему то, как только посетил я в первый раз место сие, во мне родилось желание устроить здесь храм. Без сего, казалось мне и могилы здешние не тихи и почивающие в них не мирны. Теперь сие желание исполняется; и я, полагая в основание храма первый камень, первый радуюсь и благодарю за сие Бога. Когда, при помощи Божией, дело сие придет к концу, тогда мы будем посещать место сие, не смущаясь более мыслью ни за живых, ни за почивших. Иначе как было не смущаться? У живых столько высоких и пространных чертогов, а у почивших отцов и братий не было даже храма. Что же значит в таком случае наша память о них, что любовь к ним, что слезы литые и льющиеся на их могилы? Тем паче нельзя было не смущаться за мертвых. У живых разные источники утешений, а у почивших одна отрада – Престол милосердия, на коем приносится за грехи их бескровная жертва. И сего то Престола, сего то Источника утешения здесь не было!

         Но благословен тот, кто обладает живыми и мертвыми! Се, и на сем месте плача водворяется радость для живых и мертвых! Теперь, жители града Харькова, от Вас зависит ускорить и упрочить сию радость Вашими посильными приношениями на помощь святому делу, ныне предначинаемому. Ибо, да будет известно Вам – оно предначинается без всяких готовых средств, точию о имени Божием и по надежде на Ваше усердие и любовь к здесь лежащим отцам и братиям Вашим. Слышите ли, что они говорят теперь Вам из могил своих? Братия и друзи, говорят они, мы оставили Вам все, что имели, не взяли с собою во гроб ничего, кроме креста Христова и теперь не хотим ничего от Вас, кроме храма. Дайте нам храм! Дайте пристанище душам нашим! Дайте молитву и жертву бескровную о грехах наших! Покажите, что мы не забыты Вами, что Вы любите нас по прежнему и печетесь о вечной судьбе нашей!

         Если к сему гласу отцев и братий Ваших нужно было присовокупить что либо и от нас, то мы скажем Вам, что, благодаря месту сему, содействуя устроению здешнего храма, вы заранее окажете благотворение и самим себе… Ибо долго ли оставаться Вам в домах и жилищах Ваших? Чрез несколько лет (и как скоро пройдут они!) все Вы возлежите на вечный покой под сенью храма, и от него, может быть, по гласу трубы Архангельской, восстаните с плотиею на суд всемирный. Спешите же усвоить себе этот храм, или паче себе храму сему посильным участием в сооружении его. Да не продлиться благое дело за недостатком средств! Да не рекут: вот храм, которого не могут или не хотят достроить! Да возымеем сугубую радость, положив первый камень, возжечь первую свечу и как теперь приносим молитву за храм, так в уготованном храме принесем моление о живых и мертвых!

         Крестителю Христов, Иоанне! Твое Святое Имя наречено на храме сем, прииме же и храм и место сие под сен святых молитв твоих! Да обретают души здесь лежащих братий наших к Тебе ходатая и заступника пред Престолом Того, за которого усечена честная глава Твоя! Аминь.