1888 год. Котельва (А. Твердохлебов)
КОТЕЛЬВА[1]
Котельва – одна из наиболее ранних, если не самое раннее поселение на территории нынешней Харьковской губернии. Преосвященный Филаерт положительно утверждает, что она «не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко»[2]. И действительно, она, как населенный малороссиянами пункт, является на страницах истории раньше периода переселения их из гетманщины в Слободскую Украину: в 1582 г. крымские татары сделали набег на малороссийские границы и взяли в плен несколько сот человек близ местечек Котельвы и Опошни[3]. Год основания Котельвы неизвестен; но несомненно, что она могла возникнуть или одновременно с поселениями правого берега Ворсклы – Опошней, Глинском, Бельском и Куземином, или несколько позже их. Эти последние поселения расположены по соседству или в черте стародавних городищ – Скольского и Бельского, из коих последнее состоит из двух городищ, соединенных насыпным валом, тянувшимся, вместе с прилежащим к нему рвом от м. Куземина на села Заиченцы, Глинск и Лазьки на пространстве 26 верст;[4] сверх этих укреплений, в Куземине, к северу от вала близ Песковатой горы, над Ворсклой почти отвесно возвышается огромный холм, носящий название Замка и господствующий над правым нагорным берегом Ворсклы и левобережной степью, видною с него, по направлению с севера, востока и юга на протяжении более 60 верст. В Опошне до сих пор сохранились старинные лёхи, идущие в разных направлениях по под землею, в виде пещер. Все эти укрепления, в общих чертах описаны у Шафонского (Топографическое описание Черниговского наместничества), Арендаренка и преосвященного Филарета; были также мимоходом посещаемы они и покойным Н. Д. Борисяком; но, к сожалению, обстоятельных археологических исследований относительно их не было предпринято, и поэтому вопрос о времени их возникновения – вопрос открытый. Во всяком случае, нынешняя оседлость на этом пункте приворсклья упрочилась, вероятно, уже некоторое время спустя после татарского погрома.
Выдвинутая в степь на болотистые прибрежья притоков рек Ворсклы, Котелевки и Рубижняго, Котельва долгое время оставалась крайним сторожевым пунктом на пограничье великого княжества Литовского с окраиной «дикого поля», лежащего между Ворсклой и Мерлом. К востоку от нее находились два брода, Колонтаевский и Грудцкой, до которых иногда ездили царские станичники, жившие в Вольном. Только в 1654 г. белгородские воеводы боярин Василий Шереметев и окольничий Бутурлин, осмотрев эти броды, решили между ними и между Муравской сакмой и старым Бакаевым шляхом построить город Колонтаев, причем на обратном пути заезжали в Куземин, Опошню и Котельву[5].
За Богдана Хмельницкого, Котельва, входившая в состав Гадяцкой волости, числилась при гетманской булаве[6]. В 1665 г. гетман Брюховецкий будучи в Москве, попросил у государя эту волость и причислил к ней Котельву и др. города. «Государь пожаловал гетмана, велел ему на булаву Гадяч с теми городами дать»[7]. В 1680 г. Котельва входила в состав Полтавского полка[8], потом опять перешла в Гадяцкий. После измены Мазепы, она вместе с уездными ее селами, в силу ордера князя Меншикова, перечислена из Гадяцкого полка в Ахтырский[9]. Обстоятельство это не вполне точно выяснено. Инициатива его приписывается ахтырскому полковнику и бригадиру слободских полков Фёдору Осипову. «Город Котельва отийман от полку Гадяцкого таковым способом: под час нашествия в Малые России войска шведского… Осипов стоял з своим полком в… Котельве, и завзявши дружбу с тамошним городовым атаманом, прозванием Белецким, без притомности совершенного сотника Котельвянского Долгополого… подступною челобитною именем всех котельвян написанною, будто они сами желают быть при полку Ахтырском, выправил у князя Меншикова ордер…»[10]. Так гласит изъяснение против 18 п. прошения Апостола, поданного в Москве 27 июля 1728 г.; а в самом 18 п., между прочим, говорится, что город Котельва присоединен к Ахтырскому полку «за промолчанием гетмана Скоропадского». На самом деле Скоропадский о Котельве не промалчивал. В 4 п. доклада, поданного им царю Петру под Решетиловкою, сказано: «також Котелва, которая всегда до полку Гадяцкого надлежала, абы теперь (в 1709 г.) до того полку примушала»[11]. Позже, в 1722 г., Скоропадский опять жаловался, что Ахтырский есаул Шарий «намеревает вновь город саживать на собственных Полтавского полку землях, а Осипов… через межу Гадяцкого и Полтавского полков не мало занял земель с людскими жилищами»[12]. Осипов, тем не менее, этим делом не руководил, а только хотел было воспользоваться обстоятельствами, сложившимися для него, как и вообще для пограничной с гетманщиной старшины слободских полков, благоприятно… Котельва могла его интересовать, как ранговая маетность гетмана; но в таком значении перетянуть её в свой полк из Гадяцкого Осипову не удалось. Мотив перечисления Котельвы в Ахтырский полк вытекал из более широких соображений: у Петра Великого тогда уже созрела мысль об упразднении гетманщины, и в числе мер предизбранных для этой цели, была реорганизация рангов путем постепенных урезок[13]. Поэтому хлопоты Скоропадского и Апостола о возврате в Гадяцкий полк Котельвы имели в результате отказ, причем объяснялось, что Котельва присоединена к Ахтырскому полку по «докучному» от ее жителей челобитью Его Царскому Величеству «дабы быть им для близости и удобства в присутстве Ахтырскому полку». «На то был Государев указ и этого указа отменить уже невозможно»[14]. И при чем всем этом, однако, дело о Котельве не считалось окончательно решенным: в 1728 г. оно было оставлено «до далшого рассмотрения». В 1729 г. церкви Котелевские состояли в ведении Киевской епархии, и ближайшим их начальником был «превелебный в Бозе о. протопоп Зиньковский, наместник котелевский Тоанн Тимофеев». Ахтырской полковой старшине это было не по сердцу и в июне 1729 г. возник новый вопрос – вопрос о присоединении церквей Котельвы к Белгородской епархии. Духовенство всполошилось. Полетели листы до Киевского митрополита, до гетмана, до полковой Гадяцкой старшины.
«Прошедшаго июня неведомо в яких числах сего 1729 г., писал о. протопоп Зиньковский, Тимофеев, в Гадяч – писарь полковой ахтырский Андрей Гнедич, будучи от своего ж полковника (Алексея Лесевицкого) ахтырского ж ординован за делами полковыми в Москву при якихсь поверенных ему делах, он, г. Гнедич, подал в Святой православный Синод челобитье за тем, же будь-то я и священники уезду котелевского желаем быть под протекциею архиерея Белгородского, а не Киевского; однако-ж в том его, Гнедича, явная неправда, понеже не я сам, и не священници тамошние о том неведаем и его про такую инстанцию не просили. Лечь намерен просить себе милостивого повеления в архипастыря нашего Киевского, жеби в епархию Белгородскую, отеческо милую, не попустил; но яко до днес обороною милостиво нас содержал. Тут же и их милостей, моих благодетелей, всепокроственно прошу и маю за наши мезерскаго за таковую, благодетелско нам явленную милость повинни при бескровних у престола Божия приносими о грехах Господа-Бога молити… Июня 30, року 1729. Котелева»[15]. В письме гетману о. Тимнфеев пояснял, что и мирские также «по прежнему к регименту… до полку Гадяцкого желают быть приведены…»[16].
В архивах – бывших Слободско-Украинских, губернской канцелярии и губернского правления, уцелело три описания Ахтырского полка за 1743, 1769 и 1799 годы. По первому, Котельва значится комиссарским городом, и в ней числится жителей:
Сословия |
Число населения |
||
Муж. |
Жен. |
Итого |
|
Военных |
104 |
83 |
187 |
Статских |
16 |
14 |
30 |
Бывшей казачей старшины |
12 |
17 |
29 |
Духовных |
74 |
79 |
153 |
Войсковых обывателей |
4225 |
4208 |
8433 |
Подданных черкас |
88 |
102 |
190 |
Монастырских подданных |
17 |
10 |
27[17] |
Итого |
4539 |
4513 |
9056 |
В «Географическом описании г. Ахтырки с уездом», 1769 г., о Котельве сказано: «Котельва в 30 в. от г. Ахтырки, при речке Котелевке; в ней бывает 3 ярмонки: генваря 1, в Троицын день и сентября 8; обыкновенные торги в понедельник и в пятницу. На те ярмонки приезжают купцы с Тулы, Курска, с Путивля, с Белгорода, из Нежина и из прочих великороссийских и малороссийских мест. Привозят товары шелковые, бумажные, суконные, железо и косы, а большею частию обыватели продают лошадей, рогатый скот, шубы нагольныя, сапоги, стекло и всякую деревянную посуду». В Котелевском комиссарстве числилось: приходских церквей 14, дворов священно и церковнослужителей 41, комиссарский 1, офицерских и разночинческих 86, обывательских 1562; церкви и дома все был деревянные; в населениях комиссарства 90 копеечный сбор платили 6743 души.
Наиболее подробное описание Котельвы относится к 1799 г. Составлено оно волостными урядниками – головой Никитой Тимошенком и писарем Денисом Репяхом, в силу приказа Ахтырского земского суда, «последовавшего по указу Слободско-Украинского правления, а в оное по рапорту губернского землемера Драгомира», как объясняет рапорт Котелевского волостного правления, при котором «описание» было представлено.
Передаем его содержание.
В 1799 г. в Котельве было 6 церквей:
Преображения Господня, старая, об одном этаже с тремя приделами, деревянная.
Покрова Пресвятой Богородицы, новая, об одном приделе и этаже, деревянная.
Вознесения Господня, об одном этаже и приделе, деревянная.
Успения Пресвятой Богородицы, старая деревянная, об одном этаже и приделе.
Троицкая, деревянная, об одном этаже и приделе.
Николаевская, об одном этаже и приделе.
Все церкви были обгорожены деревянными огородами.
НАСЕЛЕНИЕ |
Число домов у каждого владельца |
Число садов |
Число ревизских душ за владельцем |
Есть ли хутор и где находится |
|||
Дворяне и разночинцы |
Новых |
Старых |
Регулярных фруктовых |
Простых |
Муж. |
Жен. |
|
1. Крик-цалмейстер Ив. Ив. Юрчевский |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
2. Майор Ив. Алексеев. Черкасов |
- |
1 |
- |
1 |
5 |
5 |
- |
3. Кол. секр. Дионисий Лукьянович Полторацкий |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
4. Поруч. Юрий Ефим. Зашасловский |
1 |
- |
- |
1 |
3 |
5 |
Хутор Лопуховатый, близ Котельвы |
5. Поруч. Татьяна Фед. Зашасловская с сыном |
|||||||
6. Капит. Яков и поруч. Иван Гнедичи |
- |
1 |
- |
- |
2 |
- |
- |
7. Осип Петрович Гнедич |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
Хутор Плютель-щина (?) |
8. Прап. Григ. Осипов. Гнедич |
- |
1 |
- |
1 |
12 |
13 |
- |
9. Кадет Ефим. Корн. Гнедич |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. Андрей Корн. Гнедич |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
11. Мих. Фед. Гнилосыр |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
12. Корн. Самойл. Гнилосыр |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
5 |
- |
13. Подпор. Фед. Вас. Гнилосыр |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
14. Канц. Никита Роман. Гнилосыр |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
15. Двор. Никол. Васил. Гнилосыр |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
16. Иван Фёдор. Гнилосыр |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
17. двор. Мария Гнилосырова |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
18. Двор. Анна Гнилосырова |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
19. Двор. Прасковья Гнилосырова |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20. Двор. Мария Гнилосырова с сын-ми Алек-дром и Семеном |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
21. Ив. Ив. Марков с двор. Золотаревским |
- |
1 |
- |
1 |
4 |
5 |
- |
22. Сотн. Никол. Федор. Щербак |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
23. Тимофей Иванович Матюшинский |
- |
1 |
- |
1 |
19 |
23 |
- |
24. Конст. Конст. Чупринов |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
25. Матвей Тимоф. Кашченков |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
26. Алексей Федорович Коршиков |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
27. Алексей Осипович Сливицкий |
1 |
- |
- |
- |
3 |
3 |
- |
28. Демьян Корн. Безпалов |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
29. Иван Иванович Емцов-Мантропов |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
30. Иван Андреевич Смаковский |
1 |
- |
- |
1 |
24 |
25 |
в сл. Каплуновке |
31. Петр Семенович Митько |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32. Гавр. Григорьевич Митько |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
33. Иван Петрович Емец |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
34. Иван Остапович Ланштрубе |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
35. Трофим Наумович Канибер с братом Василием |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
36. Лев Никитович Пурик |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
37. Кол. рег. Мих. Ив. Сливицкий |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
38. Демьян Лукьянович Полторацкий |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
39. Хорунжий Харитон Осип. Очковский |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
40. Эсаул Савва Павл. Арестов |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
41. Губ. рег. Петр Ив. Верцинский |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
42. Губ. рег. Федор Григ. Запорожцев |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
43. Губ. рег. Дмитр. Мих. Зашасловский |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
44. Двор., свящ. Гавр. Ив. Верцинский |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
45. двор., свящ. Андр. Ст. Буткович |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
46. Ив. Ефим. Зашасловский |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
47. Неслуж. дворянин сын свящ. Ив. Ив. Верцинский |
- |
1
|
- |
1 |
-
|
- |
- |
48. Павел Осипович Сливицкий |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
49. Иван Петрович Верцинский |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
Под этим списком стоит объяснение: «Оние доми состоят внутри слоб. Котельви на привилегированной земле по разным лежащим проселочным дорогам».
Таким образом, все вышепоименованные «помещики», в сущности, были мелкопоместные дворяне и разночинцы. Между ними, самыми крупными в «описи» указаны Ив. А. Смаковский и Т. И. Матушинский; но люди первого жили, как видно, за чертой Котельвы, в с. Каплуновке. Что касается Матушинского, у него близ Котельвы на обмежеванной его даче, называемой Лопуховатой, был кирпичный завод, на котром в год вырабатывалось 30000 кирпича. Кирпич б. ч. продавался котелевцам и отчасти в околичные селения.
Кроме мелкопоместных дворян, в Котельве числилось:
Состоящих в подушном окладе после 5-й ревизии муж. 4562, жен. 4777
Причисленных после ревизии муж. 23
Из бывших екатеринославских казаков, цыган муж. 6
Из дворян а) неимеющих грамоте муж. 21, б) имеющих грамоты муж. 9
Из числа вышеписанных состояло в подушном окладе 4621
Несостоящих в подушном окладе помещичьих дворянских муж. 91, жен. 82
Разночинческих муж. 136, жен. 92
Бывших мещан, которые в 1792 г. были обращены в казаки муж. 31, жен. 32
Из промышленных заведений в «описи» исчисляются только одни ветряные мельницы, которых было у дворян 2, у обывателей 10, в числе последних 1 казачья; при каждой мельнице показано по 1 камню, а толчей от 2 до 9.
По видимому, в описном году в Котельве было не мало винокурен (винниц); но «описание» не приводит о них никаких числовых данных и упоминает их только вскользь: «на речках вновь заведенных мостов и др. строений, не полагая в-сие число винокурен помещичьих и обывательских, в дачах Котельвы не имеется…». Ярмарок в 1799 г. в Котельве числилось 4: Новогодняя, Благовещенская, на Зеленой неделе, и Причистенская (8 сентября).
Торговля на этих ярмарках продолжалась не более 2 дней. Для продажи на них привозились из Слободско-Украинской и др. губерний товары: красные, суконные, тулупы, овчины, свиты суконные, простые шапки, деготь, железо, стекло, колеса, повозки, и разная мелочная посуда.
Относительно населения в «описании» говорится: «жители в сл. Котельве состоят к пашне, промышляют хлебопашеством, разными рукоделиями и художествами: гончарством, ковальством, шевством, столярством и кушнирством; да сверх того подраджаются под своз разных фур в посторонее места, чем более имеют себе промысел. Земли же имеют для продовольствия очень мало. Помещичьи же крестьяне состоят на панщине и живут скудно».
Малоземелье вызвало к жизни особый промысел – чумачество, которое во второй половине XVIII и в первой текущего было развито в Котельве в весьма значительных размерах. С проведением на юге России железных дорог, чумацкий промысел в Котельве, как и во всех Украинских слободах, пал. Чумаки, обладавшие денежными средствами, закупили значительные участки земли у местных и соседних помещиков и занялись хлебопашеством; большинство же населения как встарь, так и ныне довольствуется незначительным наделом (на душу в трех руках по ¾ десятин пахоти и по 360 кв. саж. луга и леса) на общественной земле и, как подспорьем хлебопашеству, промыслами, унаследованными от предков. При таком, далеко не вполне удовлетворительном, экономическом положении Котелевцев, на долю их выпадали и выпадают разные бедствия: эпидемии, пожары, скотские падежи. Удивительно ли, что что в такие несчастливые годы беднейшие из них рассыпаются по окрестным населениям за подаянием и что, в силу этого факта, про богатую слободу Котельву в народе сложилась поговорка: «Котельва попид виконню шкетильга?...».
В 1799 г. территория Котелевской волости была обширнее, чем теперь. В состав ее входили следующие поселения:
Село Деревки, в котором было войсковых обывателей 405 муж. и 386 жен. пола и 8 солдат. Здесь находились деревянная церковь во имя Богоявления с деревянной же оградой и старый дом с садом помещика Т. И. Матюшинского, служивший ему «для приезда». Жители занимались земледелием, а некоторые чумаковали. Земли у них было мало и жили они «посредственно».
Село Млинки, где числилось по 5 ревизии войсковых обывателей муж. 201, жен. 235. Причисленных в оклад после ревизии муж. 2. Дворян муж 6, жен. 5. Деревянная церковь во имя Андрея Первозванного была огорожена деревянною оградою.
Дома и при них простые сады здесь имели дворяне: прапорщица Анна Ковтуновская, канцелярист Павел Гнедич и вахмистр Смородский. Млинковские обыватели земли имели мало, жили «скудно».
Села Лутище и Пилевка были приписаны к Котельве после учреждения волостей. Первое принадлежало майору Дмитрию Райковичу. В нем – церковь во имя Трех Святителей, деревянная, на каменном фундаменте, старый помещичий дом. Жителей – слободских крестьян – было 189 муж. и 177 жен. пола. Лутищане занимались хлебопашеством, жили «посредственно». В Пилевке было крестьян 114 муж., 121 жен. Она в «описании» значится за помещицами: майоршей Татьяной Райковичевой, титулярной советницей Лялиной и поручицей Кулябкиной. Крестьяне состояли на панщине, занимались хлебопашеством и жилим тоже «посредственно». За помещиком майором Егором Райковичем при Пилевке отмечено крестьян 8 душ муж. и 12 душ жен. пола. В Пилевке он имел дом, который стоял на острову у р. Ворсклы, при доме был простой сад; при р. Хухре у Райковича был хутор.
Нынешняя Котельва, по размеру занимаемой ею площади, не уступит большому городу; чтоб объехать ее кругом, нужно, говорят, сделать более 16 верст; продольно улицы ее тянуться на протяжении свыше 5 верст, поперечные – около 4 верст. Расположена она на равнине прибрежий Котелевки и Рубижняго, из которых первая пересекает всю слободу по направлению с востока на юго-запад, а последняя проходит на юге. Окраины ее – на востоке – степь, постепенно возвышающаяся, а с остальных трех сторон – пески, идущие с левого берега р. Ворсклы. Степь теперь только носит название степи; на самом деле она – поле, несколько десятков лет уже обрабатываемое под хлебные растения, а в последнее время местами и под свекловицу. В старые годы на этой степи у многих были пасеки; теперь о них напоминают только остатки садиков и рощиц, кой где пока уцелевших.
Через Котельву пролегают два шляха: один ведет из г. Зинькова на сл. Колонтаевку и далее на юг. По этому шляху круглый год, а в летние месяцы в особенности, проходят и проезжают многолюдные партии рабочих, ищущих заработков на Дону, у Черного и Азовского морей и в Прикавказье. До проведения на юге России железных, по нем с ранней весны до зимы тянулись нескончаемые валки чумацких фур; да его чумаки и теперь не совсем еще забросили: изредка везут они по этому шляху горшки, колеса и другие продукты местного изделия в придонецкий степной край, а оттуда – соль и рыбу. Сюда же везут на продажу свои кустарные изделия и сушеные фрукты жители соседних с Котельвою поселений: Зиньковского, Ахтырского, Гадячского и Лебединского уездов. Другой шлях, транпортно-почтовый, пролегает из Ахтырки на Котельву и далее через Опошню на Полтаву. Проселочный путь по степи ведет на села Пархомовку и Каплуновку, а через Красный Кут к станциям Харьково-Полтавского участка – Водяной к Коломаку. Только второй ремонтируется, на участке Ахтырка – Котельва Ахтырским земством; остальные представлены естественному влиянию стихий. Удобство и невыгода проезда по ним стоит в полной зависимости от погоды: сухо на дворе – и ездить здесь незатруднительно; настанут дожди, слякоть – путникам иногда очень плохо приходится. В Самой Котельве улицы не мощены; только в сильную грязь их местами подгачивают соломой и навозом, отчего и без того рыхлое полотно грунтовой дороги приобретает такую тонкость, что экипажи приходится с большим трудом вытягивать волами…
Котельва в центральных местах выглядит уездным городком средней руки: улицы широки и даже с земляными пешеходами, одноэтажные домики с просторными окнами, под железною крышей; здесь базарные площади с лавочными рядами, постоялые дворы; дальше к окраинам она – настоящее село, хотя и там изредка попадаются усадьбы с хорошенькими домиками, крытыми железом. Усадьбы у Котелевских обывателей большею частию обширны; к тем из них, которые расположены на прибрежьях р. Котелевки, примыкают громадные левады с осокоровыми и вербовыми гаями, поросшие на топких местах густыми ланами очерета и инде верболозом. Садов в Котельве немного; в них по преимуществу произрастают вишенник, простая груша и яблони-сеянка. Культурные деревья в котелевских садах, относительно говоря, редкость.
В Котельве 7 церквей; 4 каменных – Преображенская, Николаевская, Троицкая и Покровская и 3 деревянные – Вознесенская, Всесвятская и Мироносицкая; две последние – кладбищенские. Каменные все сооружены в текущем столетии, самая ранняя из них – Троицкая освящена в 1812 году.
Учебных заведений 3: двухклассное образцовое училище помещается в доме, который, вместе с усадьбой и довольно большим фруктовым садом, приобретен местным обществом от покойного А. М. Матушинского за 5000 руб. В 1886-87 учебном году в этом училище было 108 мальчиков. Народное одноклассное училище, в нем в 1886-87 году училось 106 мальчиков и сельская школа для девочек, где учащихся было 48. Все эти училища содержаться на счет земства и общества.
В Котельве помещается – камера мирового судьи и квартира станового пристава, 1 аптека, больница, устроенная земством и богадельня. Последняя в настоящее время дает приют 7 женщинам и 1 мужчине. Она – учреждение недавнего времени и обставлена далеко не удовлетворительно; так, например, между увечными и престарелыми ее жильцами, случалось, попадались страдающие застарелыми формами сифилиса… Содержится богадельня пособием от местного общества, а больше доброхотными подаяниями. Эта богадельня возникла на месте старинного шпиталя, который находился близ моста, в Николаевской парафии, был лучше организован, чем богадельня, и вмещал в себя несравненно более призреваемых обоего пола, чем она. Более здоровые из шпитальной братии «от усердия и к Божому дому», как они говаривали, брались исполнять заказные работы – предпочтительно шитье и вышивание, и исполняли их очень не дурно, иные даже изящно. Певцов и рассказчиц сказок из шпитальной братии тоже было не мало… Питейных заведений разных наименований 8, одно приходится на 370 дворов. Промышленное заведение только 1 – церковный кирпичный завод. Пожарная часть слаба: при ней 3 огнегасительные трубы и 6 бочек; лошадей, специально к ней приуроченных, не имеется. Их, равно как и добавочное количество бочек и пожарные инструменты, обязаны на случай пожара, поставлять обыватели. Ярмарок в слободе 5: Новогодняя, на 1 неделе Великого поста, Благовещенская, Троицкая и Рождество-Богородичная; первая 2 по преимуществу – скотские. Базары бывают в понедельник и в пятницу; перед праздниками Рождества Христова и Пасхи бывают, так называемые, красные торги, которые по своим оборотам могут поспорить с иной ярмаркой.
В 1887 году дворов в Котельве числилось 2960, жителей 7608 муж. и 7848 жен. пола, всего 15456 душ. Земли у общества государственных крестьян, включая и усадебную 18500 десятин, из этого числа пахотной 14388 десятин леса, 1797 десятин луга, и сенокоса 954 десятин. Земледелие, таким образом, не может обеспечивать всей массы населения, скотоводство невозможно, в топливе и строительном материале полный недостаток: показанное количество леса едва ли и на десятую долю лес; в сущности это – чагарники, заедаемые скотом и исподволь засыхающие. Суррогатом древесному топливу у Котелевцом служат: солома, камыш, навозный кирпич и даже бурьян. Отстоя от линий железных дорог в 50 верстах. Котельва не может с выгодой пользоваться каменным углем.
В помощь земледелию, Котелевские обыватели занимаются мелкою торговлей, извозом, а главным образом – кустарными промыслами. В 1881–82 годах мною было записано в Котельве кустарей: сапожников 90, гончарей 81, кожевников разных категорий 80, скрыпников 23, кузнецов18, бондарей 17, плотников 15, колесников 13, портных 12, пильщиков 10, кровельщиков 6, столяров и набойщиков по 5, слесарей 3, шорников и красильщиков по 2, токарь 1, всего 383, а со включением работников их до 600. Отхожий промысл в среде Котелевского населения развитдо весьмазначительных размеров, хотя, с другой стороны, нельзя не указать на тот факт, что сама Котельва привлекает к себе много рабочих из окрестных, а случается, что и из дальних населений; последние чаще всего остаются в Котельве на работах во время косовицы и на возвратном пути с заработков, если там встретится неудача.
В бытовом отношении Котельва представляет много оригинального, вырабатывающегося под влиянием тех исключительных условий, в которых она находилась сначала как пограничный «с дикою степью» сторожевой пост, потом казацко-чумацкая и наконец чисто-чумацкая слобода. Литовский укрепленный городок до слияния Малой России с Московским государством, она вслед за тем резко отчалила от соседнего с него пограничья гетманщины, и в 1745 году мы ее видим за чертою малороссийских таможен. Так, в ведомости, представленной в этом году гетману Разумовскому об индукте и эвекте, собиравшихся с запорожцев[18], в качестве таможни фигурирует Куземин и далее Полтава. Со старшиною Ахтырского полка, в котором Котельва числилась, у нее были свои старинные счеты, и она, по силе возможности, держалась от него особняком; с другой стороны, торгово-промышленные интересы тянули ее к Запорожью, без посредства которого в старые годы, как известно, трудно было добывать рыбу на Дону и соль в Крыму.
Все эти условия не могли остаться бесследно, не могли не наложить своеобразных особенностей на быт Котелевского населения.
Местные старожилы с большею симпатией отзываются о прошлых временах Котельвы.
Гостеприимство и радушие были основными чертами тогдашнего общежития. Брань считалась пороком, почтительность к старшим – обязанностью всякого. Только старший в семье мог, в случае надобности, пожурить подчиненных, сделать им выговор; но все это делалось мягко, любя, без злобы, серьезно. Если проступок слишком уже выходит из границ, хозяин-владыка, в крайнем случае, и словами «докоряв» виновному: «а, щоб тебе Бог любыв!» «нехай тоби клоччя, та вовна»… «цур тоби, якый осоружный», сказав «щоб тоби пусто було» считалось уже признаком недоброго нрава того «хто таку рич вымовляв». О воровстве в Котельве и помину не было. «Бывало», рассказывала одна столетняя старушка, «паны нагулявшись в горницах, выйдут за ворота на майдам (площадь), расстелют дорогой персидский ковер среди дороги и начнут кружать из золотых кубков венгерское и варену, наливки всякие и меды. Пьют, пока охота, а потом разойдутся спать, кто куда попало. Так и заночует бывало все добро на улице. Идут утром люди на базар, обходят, да сглядываются. И хоть бы маленька вещица как нибудь затерялась – никогда!...». Жили роскошно иные; нобывали и такие, что только и знали в церковь, да на пасику. В старину грамотностьне была в ходу, но между набожными котелевцами встречались такие, что божественную службу знали в совершенстве, Псалтырь и Евангелие читали наизусть. Имена таких лиц можно и теперь еще услышать.
Старинные свадебные обычаи, в среде котелевских простолюдинов, до сих пор не утрачены, но в них много вошло детальных нововведений. Гомерические поминальные обеды отошли уже в область преданий. Несколько лет тому назад их придерживались даже интеллигентная среда. Памятны, например, котелевцам похороны инженер генерал-майора Фёдора Тимофеевича Матушинского, умершего в конце, кажется, 30-х годов текущего столетия. Почти вся Котельва, говорят провожала гроб его до могилы, причем на память некоторым давались в руки деревянные двуглавые орлы… На обед же собрались не только местные обыватели, но и пришлые из окрестных сел и хуторов, верст за 10–15. Мало было места во дворе, некоторые расположились за воротами на улицу.
Ели тогда в сласть, пили на славу. К украинской кухне у панов, духовенства и именитого купечества приходила на помощь польская и даже турецкая стряпня: после турецкой войны конца 20-х годов в Котельву, вместе с пленными воинами, попали и некоторые турчанки, они то и пригодились со своим кулинарным искусством местным домовитым хозяйкам.
Из общественных развлечений у панов видную роль играли банкеты, особенно праздничные на масляную. На улицах Котельвы были в большом ходу кулачки. Драться на кулачках выходили без различия званий – у кого сила, тот и мерился ею. Необходимою принадлежностью бойца считались шапка-кучма, синий кафтан и красный пояс. Дрались, рассказывают очевидцы, как на войне. Побежденные нередко приобретали чувствительное увечье, а случалось, единоборства выделилось в те годы. Рассказы о них живы по сей день. Досветки и улицы были по всей слободе. На улицах происходили игры в танок, в «перепелычкы» и др. Купало праздновался еще не так давно.
Но простота нравов не помешала Котелевцам выделить из своей среды и таких людей, которые, любя предковские обычаи, и современности не упускали из виду. Одни из таковых выдвинулись по службе, другие оставили по себе заметные следы на поприще общественной и литературной деятельности.
Известный поэт, переводчик Иллиады Гомера, Н. И. Гнедич, – котелевец. Отец его, поручик Иван Гнедич, значится в вышеприведенном нами списке Котелевских помещиков. Бывшая его усадьбы до сих пор существует в Котельве, в преображенском приходе.
Иван Алексеевич Сливицкий, некотрое время адъюнкт Харьковского университета, потом содержатель гремевшего в свое время в Харькове частного пансиона, имевшего права гимназии. Много воспитанников приготовил он в местный и другие университеты, и общеобразовательное его значение для края не прошло бесследно.
Научная диссертация Ивана Алексеевича, если не ошибаемся, носить заглавие «Война за независимость Северо-Американских Штатов».
Григорий Семенович Пехотинский – инспектор-преподаватель Закона Божия в пансионе Сливицкого. Кто из знавших его не помнит этого симпатичнейшего идеалиста-педагога, доброго, честного, преданного своему делу бескорыстно? Сын небогатого протоиерея Г. С. Ещё в детстве по собственному опыту был уже знаком с нуждой, слышал не раз от отца, что наука полезна, но что учиться бедному человеку не легко. Живой пример был перед ним на лицо: о. Симеон много переиспытывал горя и жизненных неудач, пока попал в школу, да и в школе ему бывали невзгоды. Свою фамилию Пехотинский он объяснял тем, что много ходил пешком, когда учился… Жизненная карьера Григория Семеновича была не сложна: учился в бурсе, причем состоял в хоре певчим, потом в Харьковском Коллегиуме, а по окончании курса попал учителем в Лебединское уездное училище. Здесь он был недолго и, по приглашению И. А. Сливицкого, перешел наставником в его пансион. В пансионе он сразу занял выдающееся положение: по общему отзыву: по общему отзыву всех знавших Г. С., он, de facto, во все время существования пансиона был в нем главным руководителем по учебной и воспитательной части. Со смертью Пехотинского, последовавшею в 1857 г., пансион Сливицкого вскоре был закрыт.
Гр. Сем. Кой-что пописывал. Из его сочинений в тесном кружке его знакомых популярнее всех была книга под заглавием «Нравоучительные повести и рассказы»; кроме того, известны его журнальные статейки – «Мое детство» и фельетон «И мои мысли вслух». В «Нравоучительных повестях и рассказах» фабула некоторых заимствована из личных наблюдений и впечатлений автора. Теперь его сочинения – библиографическая редкость.
Аполлон Михайлович Матушинский первоначальное воспитание получил в пансионе Сливицкого под руковдством Пехотинского, потом учился в Харьковском университет по историко-филологическому факультету, курс которого окончил со степенью кандидата. Художник и поэт по натуре, А. М., прослужив несколько лет в Петербурге, вышел в отставку и долгое время путешествовал по Европе, изучая в кабинетах и музеях скульптуру и живопись. Результатом его трудов была обширная статья о Торвальдсене, помещенная в «Русском Вестнике» и написанная в Котельве, куда он прибыл из-за границы в начале 60-х годов с целью, если окажется удобным, заняться хозяйством. Опыт длился более трех лет, пока А. М, не попал по выбору на общественную службу в должность члена по выбору на общественную службу в должность члена Харьковской губернской земской управы. Это перемена жизни, конечно, была случайная, но и без нее А. М. едва ли оселся бы в Котельве: с серенькою обыденностью обывателя глухого уголка не мирились ни его симпатии, ни привычки. Выехав из Харькова в Петербурге, он уже более не возвращался на жительство в Котельву, а приезжал в нее только на короткое время. Последние годы его жизни и службы всецело принадлежат Петербургу. Родине, в лице университета, он оставил самый дорогой для него предмет – богатую коллекцию книг, картин и других художественных предметов.
Время накладывает свою руку и на Котельву. Много типических черт старинного быта утратила она, но многое еще, как дорогая память прошлого, как дань предкам, хранится в нравах и обычаях ее обывателей. По внешности Котелевца легко распознать между иногородними. Дородность, большой рост, крупные черты лица – вот его типические особенности; усачи попадаются в Котельве, как нигде. У женщин большею частью овальное лицо, орлиный нос, густой румянец на щеках и роскошная, чаще всего темно-каштановая или русая коса. Костюмом своим Котелевцы и Котельвянки дают моду окрестным своим соседям. Котелевские кожухи и кчмы славятся на всю округу. По части моды на очипки, на головные повязки и вообще на щегольство Котельвянки – решительно законодательницы. «Так носят у Котельви», «таке я бачыла на Котелевский молодыци», «нистоснисинько у такому ходять Котелевски дивчата», - настаивает, в случае нужды, правобережная казачка, и уж так, или иначе, а быть по тому. В большие, и особенно в храмовые в Котельве можно встретить костюмы, принадлежащие, по меньшей мере, эпохам двух последних столетий. Не говоря уже о плахте и запаске, которых, как известно, держатся еще во многих местностях, здесь вы увидите и такие халаты, как носили еще сотнички и эсаульши, такие шолковые и других сортов плашки, каких давно уже за большие деньги нельзя купить ни у одной крамарки. А килими, коци, щитые хустки и рушники, да это такая редкость, какой нигде, кроме Котельвы, не найти. Зауряд с этим, погоня за модой, за новизной. Котелевец редко сидит дома. Скорее, если он нужен, его можно встретить где нибудь на стороне – то он лес выторговывает, то колеса закупает, то в далекой дороге чумакует, то, если и в своей слободе, либо на базаре, либо, грешным делом, и в питейном. В шинок разве пьяница идет для того, чтобы пить. Хозяин же если там и пьет, так и пьет по делу, либо для дела. К ярмаркам и вообще к торгам Котелевцы чрезвычайно чутки. Спекуляция вского рода их любимая специальность. Котельвянки – домовитые хозяйки, выносливые работницы и мастерицы на разные рукоделья. К сожалению, частные отлучки на заработки положили свою печать и на правах Котелевцев. Песня – «несенитныця», заимствованная на лету, случайно, еще куда бы ни шла; но жизнь вне семьи прививает к нравам молодежи много привычек, более нежелательных… С другой стороны, влияние грамотности в последние годы стало заметно сказываться на образе жизни Котелевцев. Эти два течения, несомненно, возмутили в Котельве покой предковских традиций и обычаев; своим взаимным пропредковских традиций и обычаев; своим взаимным противодействием каждое из них более или менее участвует в установке нового склада общественного быта.
А. Твердохлебов
[1] Харьковский сборник – Х. 1888. – С. 113–130.
[2] Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Х. 1857. – Отд. 3. – С. 65.
[3] Маркевич Н. А. История Малороссии. – М. 1942. – Т. 1. – С. 67.
[4] Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Х. 1857. – Отд. 3. – С. 96.
[5] Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского Государства. – М. 1887 – С. 221, 230.
[6] Маркевич Н. А. История Малороссии. – М. 1942. – Т. 3. – С. 224.
[7] Там же Т. 2. – С. 128–129.
[8] Там же Т. 2. – С. 273.
[9] Там же Т. 3. – С. 384–385.
[10] Там же Т. 3. – С. 384–385.
[11] Там же Т. 3. – С. 328.
[12] Там же Т. 3. – С. 342–343.
[13] Там же Т. 2. – С. 519.
[14] Там же Т. 3. – С. 528–529; Т. 2. – С. 512.
[15] Харьковский исторический архив. Дело Малороссийской Коллегии № 18090.
[16] Там же.
[17] Вероятнее всего, что монастырские подданные принадлежали ближайшему к Котельве Скельскому монастырю. Монахи Скельского монастыря ещё в 1720 г. имели в Котельве двор, в котором жил их человек. «Киевская Старина». – Октябрь 1886 г. – С. 394.
[18] Ведомость эта хранится между делами бывшего Харьковского Коллегиума в Харьковском историческом архиве.