1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Бывший город, ныне слобода, при трех речках и при трех дорогах: из Куземина в Красный Кут, из Опошни в Ахтырку и из Опошни в Куземин, в 30 верстах от Ахтырки и в 50 от Полтавы, в 2 верстах идут разными направлениями протоки р. Котельвы, которые называются рубижнем, т.е. рубежами полтавских казаков.

            Население Котельвы принадлежит ко временам гетманщины, если только не последовало оно прежде того. Еще при Гетмане Скалозубе в 1584 г. крымцы нападали на Котельву и увели из нее в плен нескольких жителей. В 1610–1630 г. она является уже с несколькими храмами, как это увидим ниже. До 1710 года она входила в состав Гадячского полка и в 1665 г. отдана была вместе с Гадячской волостью гетману Брюховецкому. Все это показывает, что Котельва не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко. Котельва была укреплена глубокими рвами и высокими валами, барканами, на которых расставлены были плетеные из лозы кошели, наполненные землей. Эти кошели, соединяясь один с другими, составляли внизу сжатостью своей амбразуры, в которых безопасно можно было отстреливаться от неприятеля. Кроме того, по четырем сторонам стояли огромные, деревянные башни с тяжелыми воротами. На площади, огражденной валом, помещалось до 200 дворов с 2 церквями. Старики помнят еще эту крепость, и остатки валов сами собой обозначают место и пространство ее. В настоящее время Котельва имеет в окружности около 12 верст и одна улица идет слишком на 4 версты.

            Ныне в Котельве 5 церквей: Преображенская, Троицкая, Вознесенская, Николаевская и Покровская, а прежде существовали еще Рождественская, бывшая соборной и Успенская, но первая сгорела в 1781 г. и с того времени уже не восстановилась, вторая уничтожилась около того же времени.

            А о начале Преображенской церкви нет никаких письменных свидетельств. Старожилы же, следуя устному преданию предков, говорят, что она существует ныне во втором фасаде. В первом, как они очень помнят ее в последнем ее времени, она была деревянная с одним престолом, с тремя главами, с гонтовой крышей. Небольшая и низенькая, с крытыми переходами вокруг храма, и столь ветхая, что когда в 1780 году разбирали ее, то никто не решался, из опасения за жизнь, залезть наверх, а потому среднюю главу или кумпол, зацепивши канатом, свалили на землю. По их же рассказу, этот храм существовал более полутораста лет и началом своим древнее Троицкого 10 годами. Поелику же старый Троицкий храм построен был около 1620 г., то построение Преображенского надобно отнести к 1610 году. По акту 1700 г. известен «священник Тимофей, наместник Котелевский всемилостивого Спаса и Василий Евстафьевич Пуковский, священник соборный Пречистой». По старой описи Преображенской церкви видно, что в ней был антиминс на белом холсте, освященный в 1755 г. Киевским митрополитом Тимофеем и отличенный надписью: «в храм Преображения Господня протопопии Зиньковской в местечке Котельве неподвижно».

            Вторым фасадом Преображенский храм построен был в 1780 г., по благословению Киевского митрополита Гавриила, на прежнем месте; церковное имущество, на время постройки храма, перенесено было в Рождество-Богородицкую церковь, находившуюся вблизи ее, а когда в 1781 году сгорела эта церковь, перенесено было в Николаевскую. В следующем 1782 году ноября 12 дня церковь окончательно устроена с одним престолом, о пяти главах, покрыта гонтой и 12 числа ноября, по благословению того же митрополита Гавриила, освящена наместником местечка Опошни Кардашевским с котелевским духовенством. Старателями при постройке сего храма были приходские священники: Стефан Пехотинский и Иоанн Леницкий, ктиторы — войсковые обыватели: Леонтий Шевченко, Федор Дешта, он же Пелех, попечители: прапорщик Тимофей Матушинский и казак Пантелеймон Резников. В следующем 1783 г. были устроены в сей церкви еще два предельные престолы: первый на северной стороне во имя Рождества Богородицы вместо сгоревшей соборной Рождество-Богородицкой церкви, а второй в южной стороне во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостасы сооружены в северной, коштом прихожан сгоревшей Рождество-Богородицкой церкви, а на южной стороне коштом попечителя, прапорщика Матушинского. С сего времени церковь сия и до ныне существует. Наружность ее выказывает старину в щеголеватом вкусе: три залома, в 1 ярусе 8 окошек, во 2 и 3 по 4 небольших, 5 глав с крестами: средняя глава вся вызлащена, а на прочих положены были вызлащенные звезды. Внутренность церкви довольно обширна. Средний иконостас сооружен в 1806 г. с хорошей резьбой и весь вызлащен. В 1833 году приступлено было к позолочению всех пяти глав, уже средняя глава обложена была риштованьем, но не то было угодно Богу. В 15 день июля месяца по окончании литургии в 11 часов дня с запада поднялся страшный ураган, который сбросил на землю среднюю главу с верхней шейкой кумпола. Паникадило, оторвавшись вверху, упало внутрь церкви, а глава с рештованием при падении своем сбила и главу надпрестольную. Вследствие сего резолюцией преосвященного Иннокентия велено почипить кумпол с уменьшением глав, а до того совершать служение на придельных престолах, прихожан же обязать подпиской к построению каменного храма, подписка была взята протоиереем Иоанном Чудновским. Таким образом, по починке церкви, священники и прихожане при всей трудности, с твердым упованием на помощь Всевышнего, приуготовив потребные материалы по выданному 1835 года плану архитектора Андрея Тона и утвержденному тем же преосвященным Иннокентием, приступили к сооружению каменного храма, при существовании второго деревянного, еще довольно крепкого. В 1836 г. месяца июня 14 дня положено основание храму, и он уже построен, но за неустройством иконостасов еще не освящен. На хорах же устроенный придельный, теплый храм во имя Сретенья Господня, по благословению Преосвященного Филарета, освящен 1850 года января в 14 день благочинным, протоиереем Василием Лопатиным с приходскими и прочими котелевскими священниками.

            Старатели и благотворители при постройке каменного храма были приходские священники: Симеон Пехотинский и Порфирий Наумов, церковный староста, коллежский регистратор Корнилий Гнилосыров, попечители: 3 гильдии купцы, жители Котельвы, Симеон Пономаренко и Михаил Пасько. Староста Гнилосыров разновременно пожертвовал более 10000 руб. ассигнациями, инженер, генерал-майор Матушинский — 10000 руб. ассигнациями, подполковник Петр Пехотинский сделал своим коштом на две иконы серебряные шаты.

            Памятники древности: а) напрестольный кипарисовый крест в серебряной оправе, вызлащенный, с надписью на рукоятке: «сделан сей крест до церкви Преображенской града Котельвы коштом иеромонаха Иосифа Закософа: 1721 года»; б) две гробницы, одна с надписью: «1764 года сия гробница сделана по большей части от дому сотника Ивана Матушинского», другая поступила в сию церковь, как видно по надписи, из сгоревшей Рождество-Богородицкой церкви, для которой устроена была при иерее Иоанне Пехотинском коштом Василия Иващенка и Ивана Любарского; в) ризы малинового бархата, на оплечье вышиты изображения Спасителя и 12 Апостолов серебром и золотом, — нижняя часть из тканной серебряной парчи напереди уже истертой, по преданию эти вещи поступили от гетмана Ивана Мазепы; г) древние книги: евангелие М. п. 1697 г., служебник К. п. 1735 г., Акафистник К. п. 1731 г., Трефологий М. п. 1678 г., цветная Триодь Черниговской п. Печати: «печатана за пресветлого скипетра Великодержавных Государей наших и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в патриаршество Иоакима, благословением преосвященного Лазаря Барановича при счастливом рейментарстве пана Иоанна Самойловича, гетмана войска их Царского Величества». Самая же замечательная книга Триодь цветная, К. п. 1631 г., она начинается службой субботы Лазаревой. Сначала посвящение книги от лица архимандрита Петра Могилы. Выписываем посвящение в переводе и предисловие в подлиннике.

 

«Томасу,

 

Замойскому на Замостьи.

 

            Господину государственному вице-канцлеру, Краковскому, Книшинскому, Гониондзенскому и проч. старосте,

            Милостивейшему государю и благодетелю своему,

            Петр Могила, Божию милостию архимандрит святой великой Киевопечерской лавры, воеводич земель Молдавских, со всею во Христе братиею,

            Желаем и просим милости от Бога Вседержителя, во всем благопоспешении, доброго здоровья, долголетнего господствования и спасения, при нижайшем своем поклоне.

            Так как благодеяния, обильно оказанные предками Вашего Высокопревосходительства моим предкам, а Вашим Высокопревосходительством мне самому, более всех очевидны для меня, и я их никогда не выпущаю из мыслей и сердца моего: то они и заставили меня посвятить эту книгу Вашему Высокопревосходительству, и, издавая в свет, украсить ее знаменитым и наследственно-покровительствованным именем Вашего Высокопревосходительства.

            Благотворительность приснопамятного родственника Вашего Высокопревосходительства Яна Замойского мои предки и родственники прежде всего испытали тогда, когда во время принятия Индиоматы и трона царства Польского, он дозволил им прибегнуть к его покровительству, и везде, где только требовала того необходимость и польза, с любовью и сердечным участием служил им как истинный отец, и мудрым советом своим и ходатайством и отеческим попечением и заступничеством, возвращая им наследственное достояние, и давая им помощь против всяких неприятелей. И сам я, будучи еще в светском, равномерно и, поступивши в духовно монашеское звание, обильно осыпан благодеяниями Вашего Высокопревосходительства: ибо я получил даже самую киевопечерскую архимандрию по представлению, рекомендации и милостивому ходатайству, деятельно, снисходительно и милосердо оказанными Вашим Высокопревосходительством, милостивейшим государем и благодетелем моим, пред его Королевским Величеством. Будучи благодарным за милость и благодеяния Ваши, я уверен, что никогда не буду лишен их.

            Высказавши это от собственного моего имени, теперь по сану архимандрита, я приличным нахожу воспомянуть о благодеяниях Вашего дома от лица всей российской православной Церкви: ибо вся российская православная Церковь испытала благотворительность этого высокого дома, а очевиднее всего в лице блаженного памяти Иеремии, архиепископа костантинопольского, патриарха вселенского, который и как особа духовная, высоко досточтимая, и как приезжавший сюда по важному делу, так был принят и удовлетворен блаженной памяти благочестивым родственником Вашего Высокопревосходительства, что при покровительстве его как мудрого и благочестивого сенатора, легко получил удовлетворение в том и другом отношении. А потому он, оставшись до самой смерти своей со всею церковью неусыпным богомольцем о фамилии вашей, после себя обязал всех нас, на которых это доброе дело имело влияние, быть богомольцами, и отбыл, предсказавши и обещавши Вашему родителю в пророческом духе, что Ваше Высокопревосходительство будет сыном, вполне достойным такого отца, и после его благотворителя, подобным же благотворителем для всей российской православной Церкви.

            Нельзя мне умолчать также и о том благотворительном деле, виновники которого также члены знаменитой фамилии Вашего Высокопревосходительства; это о Замойской Академии, которая так много принесла пользы и отрады нашему народу тем, что из нее вышло немало мужей ученых, деятельных и важных, а для православной Церкви нашей очень полезных.

Оценивая сии и им подобные добрые деяния при подробном исчислении которых скорее не достанет у меня времени, нежели их числа, я, как от собственного моего имени, так и по сану архимандрита, с благодарностью чту память о них в моем сердце, и воспоминаю их с умилением; они же побуждают меня ежедневно и ежечасно в молитвах моих просить Господа Бога за сей дом, сияющий благотворительностью паче солнца, дабы слава его была бессмертна, а уважение к нему от всех неизменно»

Затем следует предисловие:

 

Тарасия Земки.

 

«Читателю и благочестивому благосердому в Господе здравия, в благом поспешества, мира и спасения.

Учаще и наказующе самих себя псалмы и гимны и песнями духовными.

Се Триодь цветную, читатели благие, помощью Бога, Церкви своей жениха и промышленника и молитвами преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и всех препод. Отец наших, пачеже предводителей и наставников наших Антония и Феодосия Печерских, повелением же и благословением их наследника, правоверием и нравы ближайша и преподоб. отца нашего архимандрита Петра Могилы — в свет изданную тебе приносим…

О пениях и умных и песнях церковных нам есть слово все предвосприемное. Видим и в ветхом законе песни благодарения Богу, видим и в новой благодати, якоже Ангел Господен при Рождестве Христовом воспеть (Луки 2, 1.). Також де песни Богородицы, Захария и Анны обретаются. Апостолы же первейшие церкви, не токмо сами употребляют пения, и с Христом еще суще, Евангелистом послухом, и воспевши изыдоша в гору Елионскую, но и прочим петь узаконив. Яко же Апостол Павел в двою посланию верных на се увещает. В первом глаголя: Исполняйтеся Духом, глаголюще себе в псалмах и пениях духовных., воспевающе и поюще. Во втором, еже в Феме положихом: Наказующе себе в псалмах и уминах, и песнях духовных. От них же церковь, прежде яже в Египте, якоже Фелон Евреин историк, от Никифора приведенный, повествует сице: христиане, рече, философы, их же ΰεςaπεντăı, си есть служитель Божиих нарет, не токмо в Божественном писании поучаются, но и новые умны, стихи и славословия Божие всяким родом тяжчайших чисел и промов слагают* (* Никиф. кн 2. гл 16). По сем божественный Игнатий, третий в церкви Антиохийской от Петра Апостола иерарх, ( тот же пишет историк) и с Апостолом многое пожив время, видение новое видит, свтых явит Ангел, на измену друг к другу стих ответствующих, Святую Троицу песнями и хвалами возносящих, и сей первый согласия образ церкви дойдет Антихойской, отнюдуже, аки от источника во все иные Божьи церкви сицевый обычай простреся** (** Никиф. кн. 8. гл. 8. Сократа. кн. гл. 6). Посему Ефрем Сирин Сиряном стихи сотвори Мелиодча, Гармония еретика ему противны, да теми людей прелести его избавит*** (*** Никиф. кн. 9. гл. 16) Афанасий божественный престол с гимны остави**** (**** Созомена кн. 5. гл. 19. кн. 5, гл. 4). Иоанн Хрисостом такожде с против ариаком песне стихов сочини * (* Никиф. гл.3. кн. 23). Тимоклий и Анфим, творцы тропарей процветоста. Роман от Пресвятой Богородицы в видении свиток снесть контакотворец бысть. Анфиноин сотвори имну: Свете тихий. На Соборе третьем Ефесском песнь узаконоложися Богородицы: Достойно есть, яко во истину. Срогий патриарх (по неком) умны Богородицы Акафистос нареченные селожи. По пятом же Соборе Иустиниан сотвори имну: Единородный Сыне. И Софроний Иерусалимский бо творец песней церковных. Но понеже о всех Канонотворцах несть наше предложение язъявляти, о творцах сея книги да глаголем. По седьмом убо Соборе Федор Студит и брат его Иосиф епископ фессалоникийский сию книгу Триодь написал, вземше благовремение от великого рифмотворца Космы, епископа маямского** (** Никифора кн. 17. гл 28. Косьма в лето 809). Привнидоша же к сим и иные творцы, их же имны зде обретаются, яко Феофан иже много икон ради пострадав, бысть митрополит церкви Никейской, рукоположением Мефодия патриарха*** ( *** Окт. 11. л. 6340. — 832. Окт.12. л. 6260–752). Митрофан, патриарх Константина града; Андрей Иерусалимит, архиепископ критский**** (**** Иоанн 4. л. 843), Анатолий, архиепископ Константина града***** (***** Иоанн 4. л. 6171–663); Иоанн Дамаскин****** (****** Июл. 3. дек. 4); Марко монах и прочие. Се убо имаши кратце о имнах, откуда в церкви, и коль нарочитые богоугодные и преподобные, в церкви же с иными святыми празднуемые мужие, творцы сим быша. Но обратившись на предложенное Апостольское; в псалмах и умах и песнях духовных, в сих видим различие. Ψаλμóı бо чтутся и поются; νμνоı, пения, стихи суть похвалительные или Богу или святым Его угодником сотворенные, иже рифм убо, сиесть меру, имут, могут же и без пения честися, ώδή сие сть песнь, и пение и рифму имеют. И оттуда наречеся книга сия Τζıώδıoυ, еже есть Трипесиец, занеже еще суть и каноны совершенные в нем и четверопесня, обаче от множайшего Трипеснцов числа вся книга Трипеснец наречеся.

Но не токмо сия вина, беседа, яже в молитвах и пениях к Богу, нас к исправлению сих книг понуди, но и иная обстоящая: яко да будет разум правый церкви и творцов та пищущих истинное и правое намерение. Да будет внятие чтомым или певаемым, еже без исправления быти не может: да будет польза, о ней же выше мимоходом; да будут церкви, а еще есть в догматах православной нашей веры, и в церковном последовании соглашение, да тожде и такожде мы России поем, якоже Греции употребляют, Апостоля глаголя: несть Бог нестроения, но мира, якоже в сих святых.— Еще же яко да орфография грамматичная диалекту нашего славянского пространного и всякие благодати и сладости преиспеченного сохранена будет. А еже есть врех, да в книгах наших церковных безместий различных и ересей убегнем. Их же правое убо исправися в Синаксаре в неделю пред Сошествием Св. Духа, св. отец, иже на первом Соборе, егда в неисправленных бяшн Триодах: Преподобный Кудрявий, безместно, еже быти подобаше: Осий Курдувский епископ. Безместно же бысть, яко собственное имя нарицательно положися от Еллинского Оσіоζ собственным преподобный нарицательным истле — кованное: еже и против разума есть, и против художества грамматического. Второе в неделю всех Святых, исправися третий тропарь 3 песни, весь развращен, сице: «Всем убо Господа, единого же единому единородна, Сына православного от Отца благословив Тебя возвещаем, и един видяще от Тебя исходящ Дух Правый», и проч. Подмет некий явит: понеже сей гимн к Богу Отцу от творца есть написан, яко же в Еллинском; зде же некто к Богу Сыну прелестно обрати, да Духа Святого просто от Сына утвердит. Бяху и пная премногие погрешения, яже благодатию Христовою исправишася, разве сице чесого ощутити невозмогохом, сеже различных ради трудов и упразднений, яже вся по тонку изследити, и даже до последних ноктей исправити не удобь оставляхуся.

 

Братолюбивый, всех благ желательный брат, нижайший раб и молитвенник,

Иеромонах Тарасий Левкович Земка, проповедник слова Божего и корректор

в Типографии монастыря Печерского Киевского».

 

С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый,десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 году сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 году? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.

Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 году на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький. С одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы впрчем были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет, до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивалась в Котельве и другие церкви, и именно: Трех Святительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 года поставленные в зависимость от Ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей Котелевских, Млинской и Деревской переданы были в Белогородскую Консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 года наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуковским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Верцинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 года декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа белогордского и обоянского. В 1808 году мая 21 дня в 3 часа по полудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь. Священники: благочинный Петр Смаковский и Марк Пантелеев, и прихожане, решились устроить храм святой Живоначальной Троицы каменным зданием С неимоверной деятельностью в один год они приготовили все потребные к тому материалы, и в следующем 1809 году июля в 25 день, по благословению преосвященного Христофора Сулимы, Ахтырским первоприсутствующим протоиереем Максимом Яновским совершено основание четвертого храма, на юго-восток от прежнего. Неусыпное старание священников, ктиторов и прихожан через три года с несколькими месяцами увенчалось желанным успехом, каменный храм с одной главой, покрытый листовым железом, с двумя уже престолами, главным во имя Святой Троицы, а другим на хорах во имя Входа во Храм Пресвятой Богородицы, 1812 года октября 13 и 15-го чисел освящен, по благословению того же преосвященного Сулимы протоиереем Феодором Щербинским. Старателями и благотворителями при постройке каменного храма были кроме священников церковные старосты: Аким Коваленко, Ефим Балановский и Антон Пуковский. Благочинный Смаковский неотступно распоряжался постройкой и деятельно побуждал прихожан и других котелевских жителей к пожертвованиям; священник Пантелеев с неусыпным тщанием испрашивал доброхотные пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский по всем Донским станицам, в Запорожье и Черноморье, претерпевая большие неприятности, в числе которых было даже содержание под арестом. Староста Пуковский пожертвовал от себя до 7000 руб. ассигнациями. Прихожане отдавали храму и провиантные деньги, получаемые с проходивших тогда партий рекрут по 200, 300, и 400 руб. ассигнациями, а потому испытуя серца человеков Бог и благословил столь усердный труд их, достойный памяти потомков, скорым успехом. Благотворителями храма были: Варвара Сливицкая, протоиерейша Татьяна Смаковская, обывателька Анна Запорозцова, по усердию и благоговейной набожности они пожертвовали разные одеяния. Брат Варвары Сливицкой, инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский при постройке каменной колокольни в 1835 году пожертвовал 1000 руб. ассигнациями, и он же духовным завещанием 1838 года отдал 4000 руб. на сооружение серебряных риз на четыре местные иконы, которые сделаны в Москве после смерти его, на остаточные из того числа 600 руб. куплено евангелие под серебряными и вызлощенными с обеих сторон досками. На вечное же поминовение его и родственников оставил он в Московском Опекунском Совете 5000 руб. ассигнациями, из которых процентные 200 руб. ежегодно получают священно- и церковнослужители по выданному из оного Совета билету Сохранной Казны. Церковный староста Феодор Лифарь на разные нужды церкви пожертвовал в разное время до 900 руб. серебром.

 

Священные древности в храме:

 

1. Серебряный напрестольный крест с подножием и с надписью: «Боже просвещая всю тварь;— надал сей крест раб Божий Григорий Попович за отпущение грехов». Год не означен, но по складу надписи видно, что крест поступил еще во второй, а не в третий храм. Предание говорит, что крест поступил из дому гетманского. Из гетманов Поповичем назывался несчастный гетман Самойлович. Сын его Григорий, полковник черниговский и герой отчизны, по проискам Мазепы, учителя и заклятого врага его, лишен был головы в Путивле, а жене и сестрам его дозволено было жить в Малороссии. Вероятно эта-то несчастная, осиротелая семья подала крест с молитвой за раба Божия Григория.

2.) Лоретская икона Пресвятой Богородицы, на маленьком дубового дерева блятине под серебряной вызлощенной ризой, в киоте. Старожилы говорят, что она была перенесена из села Млинков с церемонией соборне котелевским духовенством при наместнике Верцинском, а пожертвована какою-то женщиной того села по причине замеченных знамений. По словам их, она была принесена в сию церковь около 1778 г. прежде разрушения второго фасада церкви, и с того времени не только прихожане Троицкого храма, но и все Котелевцы прибегали к ней с молением по разным случаям. Во время трех сильных пожаров, происходивших в 1779, 1781 и 1788 годах, наместник Верценский троекратно обносил икону вокруг церкви с приличным пением. В первом все дома жителей, вблизи церкви находившиеся, в том числе священников Иеремии и Андрея Пуковских, сгорели, а церковь волей Божьей спасена. Во втором направление ветра с Преображенского прихода было прямо на Троицкий храм, но неожиданно ветер поворотил косвенно к западу, и опасность миновалась. В 1788 году храм находился в величайшей опасности, был объят со всех почти сторон пламенем; но сверх всякого чаяния остался невредим. Народ во всех этих случаях спасение храма благодарно относил к чудодействию иконы Богоматери. И по этим-то случаям священник Верцинский устроил для иконы серебряную ризу, тот же наместник Верцинский установил крестные ходы из Преображенского в Троицкий храм в субботу Лазареву с ваиями, а в великий пяток с плащаницей, что сохраняется и поныне.

3.) Из древних книг в Троицком храме имеются: а.) древнейшее евангелие, о котором сказано было выше. Оно долго хранилось в Преображенском храме и вероятно оставлено там после одного из случайных помещений Троицкой утвари в Преображенской церкви, но в 1849 году, по распоряжению Преосвященного Филарета, передано в Троицкую церковь, как законная ее собственность. б.) Пентикостион «от Еллинского исследован» издан во Львове 1642 года Михаилом Слезкой, с посвящением ясновельможному, а мне вельце милостивому пану и добродееви, его милости пану Мефодию Адамови Свентолдичеви с Брусилова, Каштеляну черниговскому, старосте Ноневскому. в.) Трефологий Черниговской печати без выходного листа. г.) Апостол М. п. 1742 г. Служебник М. п. 1742 г. другой черниговской п. 1747 года.

В архиве храма метрики и исповедные росписи начинаются с 1772 года.

В.) На месте нынешнего Вознесенского Котелевского храма существовал храм во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Памятником его служит крест с надписью: «отменил сей крест города Котельвы в церковь трех Святителей 1771 г. марта 30 Шавсуг». Известна и одна купчая крепость 1700 года, в которой свидетелем выставлен Исидор иерей св. Василия» гор Котельвы* (* Ахтыр купч. № 238). В 1779 году построен был новый храм и освящен во имя Вознесения Господня. О построении его преимущественно заботились священник Алексей Тихоновский и майорша Елизавета Черкасова, последняя внесла еще в приказ призрения 1000 руб. ассигнациями с тем, чтобы процентами пользовался причт храма. В 1840 году июля 19, храм сей сгорел со всем имуществом, вместе с тем сгорело до 400 дворов, прихожане, разоренные погорением, не находили себя в состоянии строить новый храм и уже решились было причислиться к Преображенскому приходу. Но священник Иоанн Пантелеев, представив отдаленность сего храма от прихода и крайнее неудобство сообщения с ним во время половодья, ободрил прихожан упованием на благость Божию, готовую помогать ищущим помощи, и возродил в них ревность к построению храма, таким образом, новый храм на каменном фундаменте заложен был в 1842 г. и освящен в 1845 году.

Когда был построен в первый раз Николаевский храм в Котельве, письменных свидетельств на то не имеется; по устным преданиям старожилов, Михаила Чепурного.и Кирилла Матюшенка, имеющих от роду по 77 лет, храм сей существует во втором фасаде. О первом, как они помнят в последнем его времени, говорят, что это был храм деревянный с опаясаньем вокруг, т.е. с крытой галереей, очень тесный и ветхий, существовавший до 150 лет. По этому отзыву с вероятностью можно полагать, что первоначальное построение сей церкви было около 1630 года.

Вторым фасадом деревянный храм построен в 1779 году старанием священнослужителей и прихожан, о пяти главах и двух престолах: Святителя Христова Николая и первомученика Архидиакона Стефана. Котелевский уроженец, священнический сын, чиновник 8 класса Павел Николаевич Рейпольский в 1825 году, пожертвовал на икону Святителя Николая ризу серебряную, и вызлощенную в 750 руб. серебром. Он же в 1839 году отказал по духовному завещанию и положил в сохранную казну Императорского московского воспитательного дома 1000 руб. ассигнациями до того времени, когда будет строиться новая каменная Николаевская церковь. Усердные прихожане, и между ними первый староста, купец Петр Сластен, уже начали строить, и скоро окончат каменный храм

Из древних книг есть евангелие Л. п. 1644 г., другое К. п. 1697 г., и третье К. п. 1712 года. Цветная Триодь Черниговской п. 1685 г., Служебник К. п. 1735 г.

Покровская церковь в Котельве, по словам старожилов, существует ныне в третьем фасаде. В первом она была домовая вблизи луга на Песках, неподалеку от Ворсклового потока, называемого Рубижне, построена была большей частью из ольхового дерева и покрыта камышом, над алтарем был небольшой шпиль, с малым крестом. Говорят, что это была первая церковь с начала населения Котельвы. Следов, где стоял сей деревянный храм, ныне уже нет.

Во второй постройке Покровский храм также был деревянный, небольшой, из разного непрочного леса, покрыт гонтою, с опаясаньем, т.е. с крытыми ходами вокруг церкви, об одном престоле, не вдали от существующего храма. Надпрестольный памятник его и ныне виден. Между древними антиминсами сохраняется антиминс, выданный в 1758 году Арсением, митрополитом Киевским и Галицким «в храме Покрова Пресвятой Богородицы Зиньковской протопопия в местечке Котельве, неподвижно».

В третьем, ныне существующем, фасаде Покровская церковь сооружена в 1785 г. из крепкого уже леса, с одним престолом, о трех главах. Сначала она покрыта была гонтой, а в последствии времени перекрыта железом; довольно вместительна и благовидна, на каменном фундаменте. В построении ее преимущественно участвовал, как заботливостью, так и пожертвованиями, дворянин Василий Гнилосыров, а священники: Михаил Смаковский, Иаков и Иоанн Жуковские ездили для собирания подаяний на новый храм в Запорожье.

В Покровском храме имеются: Евангелие Л. п. 1690 г. Цветная Триодь К. п. 1747 г. Метрические книги начинаются 1774 г., а исповедные росписи 1780 г.

Из священников, бывших при Преображенской церкви, оставили по себе память в приходе Стефан Пехотинский, старавшийся о построении второго храма и протоиерей Симеон Пехотинский, строивший каменный храм, но не доживший до его освящения. Из священников Троицкой церкви более всех памятен священник Верцинский Это был пастырь с твердым характером и с ревностью о доме Божьем По акту 1710 г. известны Троицкие священники «о. Лаврентий Евстафьевич Пуковский и о. Иоанн».

Из священников Покровского храма, кроме храмоздателей, замечателен священник Василий Федорович Гнилосыр. Он упоминается в акте 1700 г., а по двум актам 1706 г. «всечестному господину отцу Василию Гнилосиренку» продана мельница на р. Ворскле. Дворянская фамилия Гнилосыров доселе известна в Котельве и ее окрестности.

При Николаевском храме был наместником священник Иоанн Рейпольский, владевший 50 десятинами земли и почтенный по своим набожным племянникам, Рейпольским.

Жители Котельвы оставили по себе память в истории подвигами мужества и бедствиями своими.

Мы уже упомянули, что в 1583 году крымские татары увели нескольких жителей Котельвы в плен, ограбив по обыкновению своему все, до чего могла коснуться хищническая рука.

В 1638 г. котелевские казаки являются в войске гетмана Полтора-Кожуха при р. Мерле с решимостью мстить кровопийцам езуитам и их слугам, польским магнатам за ненависть их к Св. православной вере, застигнутые врасплох ляхами, они были рассеяны и спаслись в Котельве и ее лесах.

В 1651 году котелевские казаки, под предводительством полковника Мартина Пушкаря, участвовали в походе гетмана Хмельницкого против поляков к Берестечку Каменец-Подольской губернии, где постыдное бегство крымского хана, союзника Хмельницкого было причиной победы ляхов над казаками* (* История Малорос. Бантыш-Каменского, часть 1. стр. 10 и 11. Рубана. История Малороссии 26).

В 1661 году двоедушный преемник Пушкаря Жученко думал с помощью Котелевцев поддержать власть низложенного гетмана Выговского и приводил в Котельву татар. Змиевской воевода писал в Чугуев: «нынешнего 169 (1661) г. января 22 пришел на Змиев из полону выходец Змиевской Черкашенин и сказал: был я в городе Котельве января 18, и в Котельве полковник Жученко побежал к орде; а орда стоит пятидесятник; а скоро орда скупится в Котельве и, скупившись, хотят идти под государевы города под Харьков и Змиев и под Чугуев».

В 1668 г., тогда как гетман Брюховецкий взволновал казаков ложью, будто царь отдает казаков ляхам, верные казаки просили кн. Ромодановского немедленно занять Котельву, так как в ней хранились все запасы Брюховецкого, и в ней же засели мятежные запорожцы. Ромодановский осадил Котельву. В чугуевской переписке сохранилась одна память Ромодановского, посланная из под Котельвы в Чугуев. «В нынешнем 176 (1668) г. по указу вел. Государя посланы из обоза из под Котельвы в Запорогу к запорожским казакам вел. Государя с милостивою грамотою и для проведывания краснокутские черкасы Ивашко Потрика с товарищами, 3 человеками, но по се число не были. И мая 25 вышел из полону из Плотавы краснокутский черкашенин Андрюшка Жученко и в распросе пред ними сказал, что в Запорогах на люди учинилось моровое поветрие и многие казаки померли, а остальные с кошу от морового поветрия все выбежали в поле». Ромодановский предписывает чугуевскому воеводе принять все меры осторожности против моровой заразы** (** Об этом нет и помину у Маркевича, 2, 167. 168). Касалась ли зараза Котельвы, неизвестно. Известно, что тогда, как Ромодановский стоял под Котельвой, а Брюховецкий под Диканькой на Сербиновом поле, Дорошенко с войском явился у Опошни и с 1000 казаков, прибыв на Сербинову могилу послал Браславского сотника привести к нему Брюховецкого, как уже лишенного власти. Казаки самого Брюховецкого помогли сотнику взять его, несмотря на сопротивление запорожского полковника Чугуя, и Брюховецкий был убит в глазах Дорошенко. Так еще раз обагрилась Сербинова могила кровью после того, как полк сербов, вызванный Виговским весь был изрублен здесь войском Пушкаря, оставив свое имя полю и могиле. Вслед за Брюховецким умерщвлены были многие его советники. Тело Брюховецкого по повелению Дорошенка было отвезено в Гадяч, тела старшин его и запорожцев похоронены в Крупицком лесу в 12 верстах от Котельвы. Здесь на вершине могилы возвышаются восемь небольших дубов, как бы нарочно кем кругообразно насажденные для осенения над прахом жертв легкомыслия. Покончив дело с Брюховецким, Дорошенко тайно дал знать Ромодановскому, чтобы он в избежание бесполезного кровопролития оставил Котельву и удалился. Ромодановский с благодарностью принял совет Дорошенко, и поспешно отошел к Ахтырке. Котельвяне «вышли из Котельвы, оставив место пустым», страшась тех же татар, от которых предостережен Ромодановский. Дорошенко, чтобы не попасть самому в беду, поспешно шел вслед за Ромодановским до Хухры, но не застав его ни в Котельве, ни в Хухре, 15 июня возвратился к Котельве и потом в Чигирин. Наказный гетман Демьян Многогрешный, не замедлил успокоить взволнованную Малороссию, передав ее под покровительство кроткого Царя Алексея. При Петре Карл ХII по присоединении к нему изменника Мазепы, расположился на зимних квартирах в Ромнах и в окрестностях сего города. При всей жестокости тогдашней зимы, быв повсеместно тревожим русскими войсками, в феврале месяце выступил он с зимних квартир и овладев Веприном и Куземином, двинулся к Котельве. Уже передовые его войска начали опустошать сей город, слабо защищавшийся, или почти без защиты оставшийся. Котелевские старшины: Белецкий, Довгополый, Матюша, Гнилосыр с товарищами. Потомки двух последних, дворяне Гнилосыровы и Матушинские известны и ныне, а потомки Белецкого ныне состоят в числе казенных крестьян. По купчей крепости 8 января 1710 г. видны Котелевцы: «городовой атаман Василий Иванович Белецкий, Ефим Судко войт, бурмистр Кодрат Голушко». В акте 1703 г. сотник Иван Довгополый и атаман Василий Белицкий. При выборе Самойловича в 1672 г. котелевский сотник «Ерема Гнилосеренко» (Величка 2, 317). Из фамилии Белецких Симеон и Андрей были священниками ок. 1780 г. и по ведомости 1785 года за ними показано 79 дес. земли. См. о Боромле), просили его о пощаде жилищ и Св. церквей. Карл с половиной войска стал в Котельве. Затем с 5000 драгунов, 8 хоругвями волохов и поляков, с казаками Мазепы и с запорожцами двинулся из Котельвы к Ахтырке, а другой дорогой туда же направил генерала Круза, разглашая, что идет против Меньшикова, стоявшего в Ахтырке, он скоро обратился против корпуса генерала Рена, стоявшего между Красным Кутом и Городенкой, в полной надежде что возьмет в плен весь этот слабый корпус. Надежды слишком обманули его, также как он сам обманул надежды жителей Котельвы***** (***** См. Записки Крекшина).

После Полтавской битвы гетман Скоропадский 17 июля 1709 г. представил Царю Петру просительные статьи о Малороссии и здесь между прочим писал: «просим, чтобы Котельва, всегда принадлежавшая к полку гадячскому, ныне опять была причислена». На это последовал ответ: «Котельва, которой жители сами докучали Его Царскому Величеству просьбою причислить их по близости и удобству к ахтырскому полку, не может быть причислена к Гадячскому полку; на то был указ, и этого указа отменить нельзя». Тоже писано гетману в 1710 г. В 1728 году гетман Апостол снова просил о причислении Котельвы в ведомство гетмана, и в это время так объясняем был переход Котельвы в Ахтырский полк: «во время нашествия шведов на малую Россию ахтырский полковник и бригадир слободских полков Феодор Осипов стоял в гадячском полку в Котельве. Вступив в дружбу с городовым атаманом Котельвы Белецким, без ведения котелевского сотника Довгополова, находившегося тогда с гадячским полковником в походе, подложною просьбою, написанною от имени всех котелевских жителей, будто желают они быть в полку ахтырском, выправил ордер у кн. Меншикова, предписавший присоединить г. Котельву с уездными ее селами из полку гадячского к ахтырскому». На просьбу гетмана Апостола последовал такой ответ: «о городе Котельве и ее уезде сделана будет справка, и тогда последует решение». Но нового решения, сколько известно, не было. В 1748 г. «ахтырского слободского полку местечка Котельвы сотника Иосифа Гнедича жена Марья Яковлева представила писанием своим» и пр. так читаем в описании чудес Каплуновской иконы. Соображая объяснение Даниила Апостола с обстоятельствами времени, думаем, что это объяснение не вполне показывает ход дела. По всей вероятности дело происходило так: смысленные котелевские старшины понимали, что за прием Карла XII, придется Котельве отвечать пред Царем, почему поспешили показать залог будущей верности своей — отдались надзору кн. Меньшикова. Правительство со своей стороны имело причины и в прошедшем Котельвы, в событиях времени Царя Алексея Михайловича. Не освобождать более Котельвы от надзора Ахтырского полковника для ее же покоя и не выполнять корыстных желаний гетмана.

Оставляя на время новые времена Котельвы, обращаемся еще раз к старине, осмотрим вещественные памятники ее — насыпи.

а) На северо-запад от Котельвы в 7 верстах, в лесу находится высокий круглый холм, называемый жителями Городищем. Холм с запада омывается Ворсклой. Высота его простирается от поверхности воды до 30 саженей. Вершина плоская, саженей 40 в ширину и 112 в длину, вся покрыта вековыми дубами и окаймлена двумя рвами в 2 саж. глубины. Въезд в Городище с юго-запада, по сторонам въезда насыпи в 30 саж. вышины. На восточной стороне городища в 6 саж. от него идет сперва примой линией ров в 1,5 саж. глубины, а потом окружает городище, оканчиваясь у высокого бугра в 6 саж. вышины, на котором растут огромные 3 дуба, современники дубам Городища. В 6 верстах от Городища находятся развалины Скельского монастыря. По прямому направлению от развалин монастырских к городищу, вблизи крайнего рва, окружающего городище с 3 сторон, находятся три глубокие ямы, в расстоянии одна от другой на 3 сажени. Котелевские старшины говорят, что это Городище служило укреплением против татар и потом здесь же спасались от польской инквизиции. Скельские иноки сюда же уходили от преследований папистов. Все это вполне вероятно. В описании пограничной линии между Россией и Польшей 1647 г. читаем: на Скельской горе вал от леса Старого Городища в том Городище по конец горы, над Ворсклом 11 сосен». В 1642 г. польские послы предлагали: рубеж идет до р.Ворскла, а Ворсклом вниз до Скельского Городища, которое в царскую сторону останется, а рубеж от него в версте меж Бельским городищем и оттуль через р. Ворсклу. Бельское городище разделит пополам». По этим словам видно, что Котелевское или Скельское городище еще в 1642 и 1647 гг. называлось Старым Городищем, а это дает право думать, что укрепленный городок существовал здесь еще до нашествия татар.

б) Современны этому Городищу два другие Городища, еще более замечательные, особенно по огромному валу, соединяющему их между собой. Одно из них находится в 3 верстах от Котельвы на юге ее, на правом, высоком берегу Ворскла вал сего городища длиной в 399 саж., как вал, так и площадь заросли лесом. В 5 верстах от сего городища на северо-западе расположено другое более обширное городище, оно имеет вид параллелограмма с круглыми углами, длина внутри крепости от севера к югу полторы версты, ширина 450 сажень. По валу его 1450 саженей, вышина вала до дна рва 10 саженей. В версте от сего городища на севере с. Бельское Полтавской губернии. От рва сей крепости идет к северу высокий вал, в Куземине поднимается на гору и горой по правому берегу Ворсклы идет к востоку, достигая первой крепости, поворачивает на юг и южной линией проходит вблизи с. Зайчинцев, Глинска и Лавков, оставляя их влево. Сей вал тянется всего на 26 верст, с. Бельск и несколько хуторов находятся внутри сего вала. Рядом с валом идет ров, от подошвы сего рва до вершины вала до 10 саженей — это Бельское городище.

в) В конце поселения Троицкого прихода Котельвы, по Деревской дороге, на возвышенном песчаном месте, смежно с лугом возвышается холм. При подошве этой возвышенности на западе ее находится колодезь, называемый жителями Бордюговой Криницею, Бурдюжской. Живущий близ колодезя 86-летний старик Карп Здоровец и другие старожилы говорят, что тут постоянно находился холостой казак бурдюг, определявшийся котелевским обществом для наблюдения за набегами татар, при появлении коих немедленно давал знать жителям. По извещению бурдюга все поспешно собирались в крепость, где запершись готовились к обороне от неприятеля. Бурдюгова Криница каждый год освящается собором священников двух или трех церквей котелевских.

г) На северо-востоке в пяти, на востоке в семи, а на юго-востоке в трех верстах от Котельвы находятся на возвышенных местах насыпи, простолюдинами называемые робленицы, т.е. сделанные, а не природные возвышения. Те, которые расположены на востоке, сделаны в 4 ряда, и в расстоянии одна от другой на 4 и на 5 саженей. Расположенные ближе к Опошнянской дороге идут в один ряд полукругом, а на оконечностях полукружия защищены курганами и глубокими ямами. А у круглых насыпей, которые находятся близ Крутицкого леса, в 7 верстах от Котельвы, называюся поныне пикетными насыпями кн. Ромодановского. Нет сомнения, что все эти насыпи устроены в 1668 г. во время осады Котельвы князем Ромодановским, который должен был брать предосторожности как против Брюховецкого по Куземинской дороге, так и против Дорошенко по Опошнянской дороге. Менее вероятности в том, что эти могилы принадлежали времени шведской войны. Весной 1709 г. не было времени делать эти окопы, да и не было нужды, Карл после Городянской битвы только на время разлива Ворсклы остановлен был у Опошни, а потом пошел к Полтаве.

Обратимся к новым временам Котельвы. В новые времена обыватели Котельвы страдали то от пожаров, то от болезней.

После пожара 1779 г. пожар 1781 г. истребил храм соборный Рождества Богородицы и много домов. В 1788 г. был столько же сильный пожар. Далее следовали пожары 1808, 1840 и 1848 годов. А в 1848 г. один за другим были два пожара. Июля 21 в сильную засуху, при юго-восточном ветре, пожар начался в Троицком приходе, за полторы версты от Преображенского храма и прошел весь базар в Преображенском приходе до речки Котельвы. Волны огня обхватывали Преображенскую церковь, народ кричал: «Матерь Божья, спаси дом Божий,— пусть гибнет все наше село». И молитва горячей набожности была услышана, храм остался цел. Пламя истребило более 150 дворов. Спустя 6 дней 27 июля пожар повторился, в Троицком приходе сгорело до 60 дворов. От холеры умерло в 1831 г. до 250, в 1848 г. до 350 человек.

Заметим еще частные опыты благодати Божьей:

В 1832 г. в день пасхи, когда Троицкий священник и благочинный Марк Пантелеев читал в ограде церковной молитвы над брашнами, преданный пьянству крестьянин Влас Пономаренко поражен был апоплексиею. Спустя часа два пришел он в себя, встал, положил несколько земных поклонов и сказал: время покаяться. После того он не пропускал ни одной утрени и ни одной вечерни, чтобы не побывать в храме, и приходя в храм до начала служения кладет земные поклоны и во всю службу молится с сокрушением.

В Воскресенском приходе в 1848 г. умер 86 лет старец Петр Онисимов Пасько. В доме постоянное занятие его состояло в чтении душеспасительных книг, в храме он по временам исправлял должность причетника. Никто не слыхал от него оскорбительного слова, со всеми кроткий, он только напоминал иным забывчивым, что они христиане. Кончина его была мирная, христианская.

По ведомости генерального межевания в Котельве 4388 муж., 4422 жен. войсковых обывателей, при 2019 дес. земли.

При скудном количестве земли Котелевцы вынуждены приобретать средства к жизни торговлей и ремеслами. И они давно умеют пользоваться этими источниками продовольствия. Еженедельный торг бывает у них по средам и пятницам, и, кроме того, четыре раза в году бывает ярмарка: в день Сошествия Св. Духа, 1-го января, 1-го октября и 6-го декабря. Самое же главное занятие их чумачество — извозничество на волах. Котелевский чумак ходит на юг по всему пространству от Волги до Кавказа, Азовского и Черного морей и до границ Австрии. Он беззаботно отправляется, в какую угодно степь, через какой угодно народ. При благоприятной погоде с весны до зимы совершает он от 1000 до 3000 верст, вырабатывая до 100 руб. серебром. Многие другие из Котелевцев занимаются скорняжеством — выделкою овечьих кож и шитьем тулупов, чеботарством — выделкой кож рогатого скота и шитьем сапог, те и другие соединяют в руках своих двойной промысел и от того получают значительные выгоды.