1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
Заштатный город, под 51° 23' шир. и 49° 50' долготы, на дороге из Чернигова в Глухов, в 34 вер. от Чернигова и 50 от Сосницы; в давнее время был обнесен валом и глубоким рвом, при гетманщине место сотенного правления.
В 1152 г. кн. Юрий суздальский от Глухова «поиде к Березому и яко ста у Свини с половцы у субботу, а заутра в неделю не хотя идти к городу (Чернигову), но ста у Гюргичева.... Юрий от Гюргичева посла половцы Чернигову воевати. Половцем же пришедшим ко городу много полон взяша и Семён пожгоша... Утрий же день (Георгий с Святославом cевepским) поидоша к городу (Чернигову) и сташа, не дошедше Семыня». – По другой летописи, «поидоша (от Глухова) к Чернигову и перешедше Снова и сташа у Гуричева; бе же тогда день недельный; тем же не идоша к городу... На утрий же день исполчиша вое свои, поидоша к городу и сташа, не дошедше Семыня»[1].
Из местностей, упоминаемых в этом описании войны ближе к городу Чернигову Семын и Канин, несколько дальше от города Гюргичев, потом по дороге глуховской р. Свинь,за тем р. Снов и за тем гор. Березой.
Река Свинь понынe остается с своим именем; глуховскую дорогу пересекает она в 11 вер. от Чернигова, тогда как р. Снов, – в 16 верстах.
В 3 вер. от Чернигова – село, которое по древнему своему храму называется Юрьевскою, а иначе, конечно от того, что в ближних озёрах водились бобры, называется Бобровицею.
Не вдали от Бобровицы, на юго-западе, есть городок, возвышенность между двумя провалами, окопанная рвами[2]. – По местному преданию, здесь был когда-то храм, но оскверненный «погаными» людьми провалился, т. е. засыпан землею. Поле примыкающее к городку усеяно весьма крепкими черепками – следами бывшего здесь поселения. – Не вдали от городка лет за 100 найден был богатый клад, но по страху большая часть его опять была зарыта. – По народному преданию, «поганый князь в, нападавший на Чернигов и его окрестности, сжег поселение городка и осквернил храм. – Это предание живо напоминает известие летописи о сожжение Семыня половцами в 1152 г. Половцы и их князь – люди «поганые», язычники. – Итак город расположенный на кряже возвышенностей, идущих от Чернигова на север, есть летописный Семён. Полагали, что Семынь получил название свое от Семика: место городка подтверждает вероятность объяснения.
По соображению с местностью и по словам песни о полку Игоревом: на конину зелену по полому постла», более чем вероятно, что под летописною Каниною разумеется зеленый луг, назначавшийся для пастбища княжеских коней, тот самый, который занимает обширные пространства на юге от Бобровицы до Десны, где разбросаны там и здесь озера.
Затем в Березое нельзя не признать Березного, как по положению его на дороге к Глухову, так и по значительности поселения его. Березанки нельзя видеть здесь, как иным хочется[3], потому что Березанка – позднее поселение, за Свинью, а не за Сновом от Глухова; да и летопись, смотря из Глухова к Чернигову, имела в виду значительное местечко на дороге, каковым было и есть Березное, но не Березанка, которая и в 1736 г. была еще деревнею. – Летопись еще раз упоминает о Березое под 1156 г. Племянник Черниг. кн. Изяслава Давидовича, Святослав Владимирович, дотоле бывший в союзе и с Изяславом и с северским князем, «бежа из Березоя (подр. сп. Березова) во Вщнж и зая у него (Святослава северского) все города подесенские» и вступил в союз с смоленским князем[4]. Это известие дает видеть в Березое или Березовом город удельный, который дан был во владение одному из младших черниговских князей. Сын Владимира Давидовича захотел более обширных владений, чем Березой с его округом и оружием достал, чего хотел, – но не надолго. Изяслав «иде к Березому на сыновца своего Святослава», и при помощи союзников легко победил.
При польском правительстве Березой находился во владении гетмана Потоцкого, как богатое местечко; в 1638 г. он был городом и местом поветового правления[5] а вместе и сотенного[6]; в 1647 и 1648 г. даны были универсалы березенскому цеху портных[7].
По переписи 767 г. внутри крепости Березного «канцелярия духовного правления заведывающая духовными и судовыми делами; ратуша и тюрьма»; при последней «пушечные медные ядра и под ней погреб для поклажи артиллерийских припасов»:
Ныне соборный храм в Березном каменный в честь Благовещения Богоматери, с приделами св. в. м. Георгия и св. Николая. Он построен в 1780 г. старшем прот. Якова Скобичевского, на место деревянного, сгоревшего от молнии в 1765 г.
Вот универсал гетм. Самуиловича о древнем Бла- говещенскомъ храме: «респектуючи на щоденние духовые праци и мольбы отца Лаврентия Пекилевского, березинского благовещенского, который пред маестатом Божьим за достоинство его ц. в. и за счастливое всего войска запорожского поживенье оферует, млин на р. Березной под гусавлею, куплею ему набитый, стоячий и коштом его власным в высыпаню гребле займаний зодним каменем, позволилисмо, абы на его самого з приходом своим и пожитком ишол, в котором млыне помененому отцу Лаврентию абы жаден так и. полковник черниг. сотник березенский и нихто з старшины и меньших, так войскового товариства як и меского по сполства, не важился бы ти перешкодою, а ни теж о мерочку войсковую не поносил не од кого докуки.... Писан в Батурине 21 июля року 1676».
В нынешнем храме евангелие к. п. 1712 г.; другое м. 1735 г.; мине и служ. м. п. 1704 – 705 г.; служба о полтавской победе черн. п. 1710 г.
В прежнее время метрики благовещенского храма начинались с 1722 г. При храме были школа и шпиталь. При этом храме была теплая церковь св. Троицы известная с 1739 г. но давно уничтоженная.
Церковь покрова Богородицы, до 1780 г. бывшая соборною, дерев. на каменном фундаменте, «внутри местечка», построена прихожанами в 1692 г. Ей предшествовал также деревянный храм. Известна грамота святителя Феодосия от 25 авгус. 1693 г. в которой пишет он:
«Помня благочестие и ревность но благочестию и всему доброму благочестиво умершего отца Андрея Страховского, нашего менского протопопа и приходского презвигера Покровского Березенского, мы имеем во внимании и сына его Михаила Страховского, в надежде что он, наследник отеческого имения, будет наследником а добрых обычаев отца; приняв просьбу благочестивых людей места Березной за сего Михаила, не отстраняем его от родительской церкви покрова Богородицы, но до приготовления его к священству пусть будет там викарий на обыкновенном доходе» и проч.[8].
По этой грамоте видно, что при Покровском храме до 1692 г. состарился о. Андрей, так что украсился и саном протоиерея и добродетельною жизнью и след. посвящен был к этому храму по крайней мере лет за 25 т. е. около 1668 г. Преемник о. Андрея, «березенский протопоп Феодор Богданович» в нояб. 1696 г. был при избрании Иоанна Максимовича в архиепископa черниговского[9].
Из 5 евангелий храма одно львов. п. 1670 г. Чаша с прибором 16 ф. При Покровской церкви был небольшой теплый храм арх. Михаила, известный по делам 1739 г. он давно закрыт. Здесь были школа и богадельня.
Храм вознесенья Господня, с двумя приделами св. Георгия и св. Николая, на каменном фундаменте, «близ ворот черниговских», построен в 1761 г. как показывает надпись над дверью.
В 1748 г. были здесь два священника Андрей и Матвей Cтаховские и метрики храма были целы тогда с 1723 г. По городищенской записке известен викарный священник сего храма 1721 г.
Из евангелий храма одно львов. п. 1644 г. другое м. п. 1694 г. При храме издавна быль теплый храм св. Варвары; он возобновлён в недавнее время. Школа давних времен еще цела, но богадельни более уже нет.
Bсе эти храмы и еще храм успения Богородицы, построенный в 1693 г. при котором в 1759 г. были два священника, находились внутри городового вала.
На предместьи Петропавловском – храм ап. Петра и Павла. По современной записке в 1720 г. известен священник сего храма честный о. Иаков. Поэтому известию апостольский храм построен прежде 1700 г., нынешний освящён в 1767 г. на место сгоравшего от молний. Здесь евангелие м. п. 1690 г.; другое м. 1735 г., служебник львов. п. 1691 г.
В 1736 году показывали в Березном 504 семьи казаков и 20 подсуседков владельческих.
По исповедным записям число прихожан:
|
1770. |
1790. |
1810. |
1830. |
1850. |
1860. |
||||||
|
муж. |
жен. |
МУЖ. |
ЖЕН. |
муж |
ЖЕН. |
муж. |
ЖЕН. |
муж. |
ЖЕН. |
муж. |
ЖЕН. |
Благовещенск. ц. |
668 |
668 |
675 |
745 |
683 |
806 |
706 |
780 |
761 |
844 |
776 |
894 |
Покровской |
760 |
765 |
788 |
810 |
833 |
904 |
914 |
916 |
885 |
1010 |
919 |
1057 |
Вознесенской |
725 |
750 |
748 |
802 |
808 |
808 |
885 |
828 |
805 |
862 |
831 |
838 |
Петропавловской |
607 |
530 |
630 |
610 |
656 |
561 |
526 |
566 |
518 |
547 |
529 |
545 |
Итого |
2740 |
|
2841 |
|
2980 |
|
3021 |
|
2969 |
|
3055 |
|
В 1664 г. жители Березного с своим сотником Саввою Ковенком отличились мужественным подвигом, – они отразили нападение польского отряда, посланного кор. Казимиром[10].
Ярмарки 3: на вознесение, успение и трех святителей; торги по понедельникам.
По старинному благочестивому обычаю, цехи: ткацкий, калачницкий и кравецкий подают по большой свече во все церкви города в светлое воскресение, в рождество Христово и на покров Богородицы; цех сапожнический (киевский), более других богатый, дает свечи во все церкви, как и цехи кравецкий (портных), кушнирский (скорняков), резницкий (мясников) и ковальский. Прежде был еще «старечий» – нищих, живших в шпиталях; и они иногда делали от себя приношение церкви.
[1] Собр. л. II, 70. I, 145
[2] От Бобровицы до х. Глинского и далее по левой стороне дороги тянется ряд могил, а по правой еще видны следы жильев. Это памятники древней Юрьевки. На нынешнем месте храм бобровицкий в честь св. Георгия построен в 1685 г. «Сооружён року 1685» так говорит надпись на кресте уцелевшем от сгоревшего храма.
[3] Марков у Погодина IV, 238.
[4] Собр. л. 2, 89, VII, 64. Арцыбашев I, 155.
[5] Универсал Остраницы в ст. об Остре.
[6] По переписи 1731 г. к сотне березенской принадлежали город Березной, села—Городище и Локнистое.
[7] Шафонский стр. 377 и 378. ;
[8] Черниг. ведом. 1851 г. № 38.
[9] Величко III, 422.
[10] Лет. самовидца стр. 43. Об этом упоминается и в записи стародубск. войта. «Року 1664 мая 29 д. у понеделок на Троицу предо мною Тимофеем Алексеевичем, атаманом городовым стародуб. Андреем Григоревичом войтом—Ананя ускаржался на Мамидовича Афанаса, иж сын его Иван нанялся в дорогу на сход. платы ему было змолвлено на неделю по грошей шестнадцать; бывши в Березной в обложеню от ляхов, потом до Чернигова поехали, где поменянный челядник отстал, а он ведлуг заслуги заплатил, и пристал служить до Новомлинца Тимоши Леоновича и поехали за Днепр.»—Выставлены и трое свидетелей.