1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
Некогда город, потом местечко, на правом и весьма высоком берегу р. Снова, на дороге из Чернигова в Стародуб и Смоленск, в 23 вестах от Чернигова в 28 вестах от Городни и в 13 от с. Петрушина[1].
Местность Седнева – одна из самых живописных. Город обнесен был высоком валом с тремя воротами; кроме того внутри вала замок с деревянною башнею – и с глубоким рвом; часть вала в саду г. Лизогуба еще цела[2].
Преп. Нестор под 1067 г. пишет: «половцем
воюющим около Чернигова, Святослав.... изъиде нан ко Сновьску... одоле и тако бьеми, друзии потопоша в Снови». Некоторые сомневаются, чтобы Сновск был одно и тоже с нынешним Седневым и полагают, что Сновск находился при воадении Снова в Десну, при Брусилове, где по указаниям Ходаковского должен быть городок[3]. Напрасное сомнение! Брусиловский городок – сам по себе, а Сновск – сам по себе. Седнев даже в ипломатической переписке Литвы с Москвою 1494 – 1618 г. не иначе называется как Сновекском[4]. Вокруг вала седневского поныне целы до 74 больших курганов и до 290 малых. О. Голяговский в oписании чудес елецкой Божьей Матери, говорит, что эти курганы остались после того, как Сновейск был осаждаем половцами. Пр. Нестор с своими современниками смотрел на победу Святослава над половцами, как на чудо: у Святослава было 2000 воинов, а половцев было 12000. 0. Голятовский говорит, что – чудесная помощь привлечена была надеждою Святослава на Богоматерь, явившуюся пред тем на ели, в елецкой иконе.
При гетманщине Седнев – место сотенного управления[5] и здесь же было место протопопии или духовного окружного правления[6].
Вот старинный акт о храмах и священниках Седнева.
«Василий Бурковский, полковник войска его ц. в. запорож. черниговский.
Ознаймуем сим писанием нашим комуждо, – особливе сотникове седневскому и товариству в той сотни застаючому, иж был у мене честный отец Стефан Филиппович священник юрьевский седневский посполу и з сыном своим честным отцем Василием також священником седневским Никольским; оповедали то, же для занятья гребли и збудованья млина маючи свое займище, лежачое выше села на р. Смячи, у урочища прозываемого Навоза в сотни седневской, на котором для пожитку своего хотячи греблю занявши своим коштом и млын побудовати, просили мене велце о тое, абы им у том месци греблю занять и млын побудовать позволивши лист фундушовий дати зезволил. Просбу теды от тих священников принявши на том их займищу греблю заняти и млын побудовати позволяем, было бы по занятью гребли от розлитья воды людем поснолитым шкоды не было далем в Чернегове дек. 16 д. року 1677».
Так как в дотатарское время обыкновенным делом было посвящать храмы вм. Григорию то из седневских церквей храм св. Георгия должен быть признан современным основанию седневского городка. Эго отчасти подтверждается и тем, что священнослужитель Георгиевского храма обыкновенно был протоиереем, каковым видим на акту 1692 г. «Стефана Филиповича священника парахиалного юрьевского, отца их (двух священников никольских) рожоного, протопопы седневского»[7].
В 1767 г. «в городе, в замке, старая дерев, церковь св. в, и. Георгия», столько была обветшавшею, что в ней уже не совершали служения; а служили в храме покрова Богородицы, – который поставлен был в крепости седневским сотником Петром Войцеховичем в 1715 г. Но вскоре после того храм св. Георгия возобновлен, а Покровский перенесён на кладбище.
В каменном храме рождества Богородицы, расположенном внутри древней крепости, достойны внамания иконы: тайная вечеря – Рибейро, подлинная, – в кониях: Madonna de la Segiolla – Рафаэля, рождество Христово – Маротти и Спаситель – Дольче. Местные иконы Спасителя и рождество Богородицы писаны Андреем Ивановичем Лизогубом.
На евангелии м. п. 1688 г. ныне борзенском, написано: «cie евапгелiе надал черниговский полковник пан Яков Лизогуб до храму рождества пресв. Богородицы от его в месте Седневе новосооданном». Далее сам Лизогуб отдает это евангелие в Борзну и прибавляет: «а в Седневе до именованного храма моим коштом сооруженного ишиеe две евангелiе надане». Храм построен в 1690 г., как видно по акту 1692 г.
Из 7 евангелий храма 6 – в серебр. оправе, два кадила серебр. – Здесь хранится старинный портрет святителя Феодосия – Углицкого, тот самый, который стоял в черниговском соборе. Случай, доставивший его храму седневскому был следующий. Мать гг. Лизогубов, Анна Васильевна сильно скорбела о тяжкой болезни сына ея Александра. Потеряв надежду на его выздоровление, она молилась блаж. Феодосию Углицкому за сына и во время самой молитвы сказали ей, что сыну ея лучше. Когда он выздоровел: мать, благодарная за спасенье сына упросила соборян отдать ей портрет святителя Феодосия и принять от нее кοпию. Обновив старый портрет, отдала она его в соборный седневский храм. Это было в 1812 г.
Что касается до загородного, николаевского храма, известного по памятникам 17 стол. то он давно заменён храмом воскресения Христова а вблизи его недавно построен каменный храм успения Богоматери, усердием г. Бутовичевой.
В Седневе торг всякую пятницу, ярмарки июля 20 и 6 декаб. довольно значительные. Многие из жителей занимаются выделкою кож и продажею их содержатся; иные торгуют деревянною посудою; хлебопашеством занимаются не многие.
Число прихожан: рожд. Богород. ц. в 1770 г. 216 м. 226 ж.; в 1790 г. 230 м. 250 ж.; в 1810 г.247 м. 296 ж.; в 1830 г. 395 м. 482 ж.; в 1850 г.470 м. 517 ж.; в 1860 г. 497 м. 546 ж. Георгиевской в 1770 г. 392 м. 390 ж.; в 1790 г. 412 м. 413 ж.;в 1810 г. 429 м. 433 ж.; в 1830 г. 447 м. 482 ж.;в 1850 г. 467 м. 493 ж.; в 1860 г. 483 м. 532 ж.
Воскресенск. в 1770 г. 208 м. 215 ж.; в 1790 г. 221 м. 230 ж.; в 1810 г. 240 м. 259 ж.; в 1830 г.131 м. 256 ж.; в 1850 г, 213 м. 260 ж.; в 1860 г.221 м. 279. ж.
Итого в трех приходах: в 1779 г. 816 м. в 1790 г. 863 м.; в 1810 г. 916 м.; в 1830 г. 1073 л., в 1850 г. 1150 м., в 1860 г. 1201 м.
В Седневе жил и умер человек Божий Григорий (или как он себя называл сам) Гриць Акиндинов Миршников. Он родился в селе Кучиновке, городницкого уезда, в звании казённого крестьянина. В 1832 или 1833 году он пришел с нищими в м. Саднев. Здесь ему понравилось, и с тех пор он не персменял места до смерти своей. Жители Седнева сначала смотрели на него как на мальчика малоумного, (он был чрезвычайно огрубелый, почти полудикий, неразвязный); но после того, мало по малу, стали видеть, что он человек загадочный, а не простак. Пришел он в Саднев примерно лет 11-ти или 12-ти. Сначала, как безприютный, он поселился на жительство под колокольнею Покровской церкви, где прожил лето и зиму. В зимнее время согревали его собаки, которых он кормил и которые почти неотлучно за ним ходили. После того он переселился внутрь местечка, под торговые лавочки, где также проводил лето и зиму в сообществе собак, согревавших его в зимнее время. Наконец когда ознакомился более с жителями, он – оставил уже прежнюю свою кочевую жизнь и имел приют у жителей местечка, пока наконец избрал постоянным своим пристанищем дом казачки седневской, вдовы, Настасьи Ив. Шудрыхи, у которой жил, верху сарая.
В особенную известность у жителей местечка он вошел лет за десять до своей смерти. Жизнь вел он простую, скромную, детскую; ходил постоянно босяком, а если и носил иногда обувь, то какую либо странную: башмаки с блестками, сафьянные, или шитые цветами, или что либо подобное в таком же роде. Такую странность он наблюдал и в верхней своей одежде: носил, по временам, еврейскую шапку на меху, и постоянно ходил с палкою.
Сделанную им на чердаке сарая Шудрихи конурку он называл своим бакинетом и сюда собирал свои редкости, как-тο: чучела, булавы деревянные и железные, разные палки, картины, каменья и пр. и пр. Из вещей ег и теперь еще некоторые остались сохранёнными у хозяйки квартиры его, – как-тο: бомбы, железные обручи, якори, вазы,· бьюст Петра Великого, крест оловянный, весом фунтов до 10 и другие; а многие из вещей розданы хозяйкою его, чтителям его памяти. Преимущественно в большом количестве у него было всегда разных книжечек с описанием жизни святых, молитв в честь Богородице и пр.; он постоянно раздавал их всякому встречному.
В известность и почти во всеобщее доверие вошёл он честною и примерно праведною жизнью своею, а потом проницательностью своего ума и знанием тайн сердечных, а иногда и будущего. Он любил часто отправляться в Киев во всякое время года и проживал там по месяцу и более. Покойный митрополит Филарет коротко знал его. Из Киева вынес он название золотого Гриця, которое дали ему вероятно нищие, за то, что он раздавал им все, что ни попадалось ему в руки, деньги и вещи. Живя в захолустье, в бедном местечке, он был неизвестен в самых отдалённых местах. Его знали многие в Петербурге и в Москве. Он не редко получал подарки от разных лиц со всех этих мест. Ему всякий с готовностью давал все, чего бы он ни попросил. Только он не все и не у всех брал. Иногда предлагали ему большие деньги. Но он, если брал их, то не без разбору. Часто случалось, что он бросал деньги назад тому, кто давал их, или, если они были в билетах, разрывал на куски, или жег на огне.
Все, которые его знали, или кто о нем слыхал, искали его знакомства, иногда в надежде узнать от него какую либо свою тайну. Но – он принимал у себя не всегда и не всякого; иных он отпускал от себя не очень нежно; напр. одна знатная дама простояла около его хижины часов до двух, прося дозволения поговорить с ним; но он отвечал одно: некогда мне. Напротив с некоторыми лицами искал сам знакомства, без различая званий и состояний. Видел во многих, совершенно неизвестных ему внутренние их качества, и на своем языке, давал им запросы и ответы, часто резко поражавшие слушавших его. Язык его постоянно бил загадочный. Просто он почти ни когда не говорил, или редко говорил. Кто недовольствовался такими его ответами, он говорил: «что ты у меня спрашиваешь? Я не арxиерей, не цыган, не жид». А кто менее домогался и где он не подозревал особенного любопытства, там он иногда выражался яснее, хотя все более загадочным, чем внятным языком. Иногда, без посторонних вопросов, вызывал сам на откровенность, и давал вопросы, или ответы, которых от него не ожидали и не требовали. Напр. почти за полгода до смерти государя императора Николая I, он часто спрашивал «чи ще не умер Николай»? Когда ему замечали, что так говорить нельзя, он отвечал: сну добре.
В самые лютые морозы, (при 20 и больше градусах) он ходил босой и выстаивал в холодной, каменной церкви, часто по нескольку часов. В такие же морозы, при самых страшных вьюгах, он ходил нередко в баню, на расстоянии более двух верст, также босой, в каком либо летнем халатике, и когда, в близко знакомых ему домах, осматривали, из любопытства, его ноги, всегда находили их горячими. Чтобы отвлечь от себя внимание любопытных и отклонить уважение, которое к нему почти все питали, он часто позволял себе проделки, которых от него не ожидали, как-тο: брал в рот трубку, папиросы, нюхал табак; иногда даже, в постные дни, а нередко и в самые сплошные посты (которые он очень чтил), позволял себе есть скоромное, но это при таких случаях, когда находил нужным остановить у кого либо грязный поступок, или злоязычно; "грех не в молоке, а на языке", приговаривал он.
Любимейшим его занятием в церкви было ставить пред образами свечи, на которые он собирал деньги, с словами: позыч (дай в займы) на золото. Постоянно из трех приходских седневских церквей, он ходил в каменную рождества Богородицы, где ставил свечей, в один раз, иногда фунтов но 10-ти и более, в особенности в большее праздники. У него (в кабинете; его) был всегда почти постоянно значительный запас свечей, который ему дарили в Чернигове и в Киеве. Bсе, которые знали его близко, уверены были, что он скрывает свои внутренние чувствования от взора людского. Он не терпел решительно никаких похвал; огорчался ими, и если замечал, что кто либо делает ему какое либо предпочтение, то не выносил этого у убегал. Куда его просили, он редко ходил: но часто бывал там, где не выказывали к нему особенно внимания. Он был домашний в каждом доме в Седневе, начиная от помещичьих до крестьянских домов. Хмельного ничего он не употреблял, и терпеть не мог пьяниц. Об них отзывался он всегда не выгодно. Часто говаривал он: "пьете шипучую воду (горелку); терпеть я не могу щипучников». Все излишнее (а у него было всегда и всего очень довольно) из пищи, одежды и прочего он отдавал нищим, смотря по нуждам каждого, которые разбирал очень верно. Сам постоянно лето и зиму ходил в халате из сукна, нанки, или ситцу. Зимнего одеяния он вовсе не знал, хотя мог бы иметь, какое ему угодно. Одна русская особа (граф Тр....кой), из Парижа, прислала ему нарядный халат; но на нем никто его не видал. Все платье он носил не иначе, как с готовыми, или собственно им сделанными, дирами; это он называл: реверенда с ротом, и часто говорил, что это календари, но которым он рассказывал удачно погоду; не боялся ни каких перемен воздушных, ни холоду, ни сырости, низною. На одной из голеней его была постоянно рана, неизвестно никому, в следствие каких причин, открывшаяся у него. Эту рану он постоянно поддерживал, посредством растравливания ея известью, истолчённым стеклом, золою, песком и другими, вредящими веществами. Это была тайна, которую он таил от всех. Случайно раз, в минуту великой откровенности, он одному из лиц Ш....ву выразился, что эта рана для него очень дорога, дороже миллиона. Эта рана томила его, что можно было видеть на его лице и это подмечала не раз хозяйка его квартиры. В глубокую ночь, когда все спало, он иногда позволял себе стонать. Но когда раз хозяйка спросила его, от чего он стонал ночью, он отвечал, что не стонал и с тех пор удерживался от стону. И тогда только, и то не везде и не перед всеми, проговаривал, что у него дуреет (болит) то, или другое. Но нежиться никогда себе не дозволял. Грамоты он не знал: но временем приобрел сноровку рисовать, писать цифры и даже свое имя. Посредством сего письма, под разными эмблематическими изображениями, он многим не редко рассказывал их будущность; напр. в доме хозяйки его, казачки Шудрихи, раз только что она выбелила хату, он торопливо схватил уголь, и написав на стенке, пожарную каланчу, тотчас ушёл. В след за сим, часов чрез несколько, загорелась в трубе сажа, и с трудом была погашена. Когда хозяйка, на завтра, на него прикрикнула, за чем он, знавши о предстоящей опасности, не предварил ее, он также обратно, в свою очередь, начал на нее кричать: почему я знать будущее? Чи я цыган чи я жид». «Не люблю я, что ты все за мною замечаешь»?
Пред холерными годами он просиживал по нескольку дней в лесу и заготовлял там большое количество разносортных палок и палочек, который отделывал, по своему, и сносил в свой кабинет. – Во время самой болезни он раздавал некоторым лицам эти палки и когда спрашивали у него, для чего оне, он отвечал: «прогонять холеру». И в правду, по милости Божьей, губительная болезнь очень мало коснулась Седнева. Во все тяжкие годы сей болезни, жертв ея в Седневе было очень не много. Он ободрял всех не бояться сей болезни, и говорил, что умрут от нея только те, которые пьют щипучую воду (горелку), что действительно и оправдалось на деле.
С 1852 г. до начала крымской войны, он особенно начал убирать подворье своей квартиры всеми принадлежностями снарядов воинских. – Тесный уголок двора он загромоздил разными эмблемами: развесил разного рода флаги красные, белые с красным, синие с красным, головы человеческие, выделанные из дерева, булавы, якоря, шары разные, кованые железные обручи, петуха, сделанного из листового железа и выкрашенного, молотки железные и деревянные, и всеми этим вещам, в разные времена, делал разные перемены в позициях. Сверх того, на дворе, насыпал из навозной земли, курган, на подобие могилы, и усеял сей курган всякого рода цветами и землею... Все это, долгое время, для жителей Седнева казалось странным и загадочным, пока наконец раз, пред самым началом войны, не проехал чрез Седнев курьер, молодой офицер. Заведя с дороги все прописанные орнаменты (квартира Гриця не много в бок с дороги) офицер заворотил к домику, и, попавши на встречу хозяйке домика, спросил у нее, что это за выставка? Хозяйка отвечала, что это шалости или забава одного дурачка, у нее живущего. Офицер, рассмотревши все это пристально, сказал ей: «нет, это не шалости и не забава, а дело серьёзное. Человек, известный у вас за дурачка, не дурак. Это вести о войне, которая, затевается с турками. Я везу об этом вести». И спустя короткое время, объявлена война с Турциею.
За год, или больше пред крымскою войною, Гриць, при походах своих в Киев, приносил оттуда не раз значительное количество разного рода и сорта оловянных крестиков и икон. Он наносил их почти мешок, так что вес их примерно можно определить не меньше 2 пудов, если не больше. – По смерти его пришлось священнику раздать эти крестики ратникам и дружинам, проходившим чрез Саднев в Крым.
Сими св. вещами наделено было, преимущественно из рук священника, все ополчение смоленское и малороссийский черниговский полк казаков, в 1855 году.
Из коллекции означенных св. вещиц остается и теперь еще несколько крестиков в церкви, седневской рождество богородичной.
В Седневе были старые, торговые лавочки, под которыми Гриць прежде жил. Года за два, или более до пожара, он часто говорил встречавшимся с ним жителям: «колы оне будут гореть?» Оне действительно сделались жертвою огня.
Раз, среди ночи, пред праздником преполовения пятидесятницы, он стучится, напролом, в дом хозяйки своей, казачки Шудрихи. Когда ему открыли дверь, он с криком разбудил хозяйку, и говорил, что принес ей дорогой подарок. Хозяйка, со сна, не заметила, как он поставил в углу, под иконами, разбитую икону Божьей Матери, изваянную из алебастра, и туже минуту ушёл. На рассвете вдруг, из за ничего, внук ей двухлетий мальчик, (Ксенофонт) бывший совершенно здоровым, раскашлялся, заболел, и к вечеру скончался. Гриць воротился уже на третий день, когда ребёнок был похоронен.
Однажды приехала к нему откуда-то издалека женщина, у которой, года два наперед того, уворована пара лошадей, и просила его, как знахаря, отыскать ея коней. Во всякое другое время он сердился и прогонял от себя подобных гостей; но на этот раз он спокойно сказал женщине: «коней я отыщу тебе, только принеси мне из Снова (реки) решето воды». С тем ее и отправил.
В одном доме собралась молодежь – седневские девицы и один молодой парень, седневской волости писарь Колоша. Заходит сюда и Гриць, и вдруг схватывает с головы одной девицы Александры К....вой платок, и схватив шапку Колоши, вместе смял эти две воши и бросил. Девица, будучи сим крепко огорчена, сделала ему, но своему нескромный выговор. Гриць, не сказав ни слова, тот час же ушёл. Колоша умер во время эпидемии, а девица Кашпурева скончалась следующим образом: когда она сговорена была за
одного из молодых людей, чаянно или нечаянно, приходит в дом ея родителей Гриць и узнавши, что дочь их сговорена; начал убеждать мать – не отдавать дочери замуж. Когда невесте исполнится 20 лет? спрашивал он. Мать отвечала, что ей 20 лет кончится 18 марта; Гриць сказал: «вот повидишь! мы отдадим ее тогда за великого генерала». Мать приняла это за шутку. Сватовство как-το не состоялось. Приходит 18 марта, день 20-летия девицы. Она заболевает, и 26 марта, на конце дня пасхи, пред заутренним благовестом, скончалась. .Предварительно сего, на первой недели великого поста, Гриць, повстречавшись с тою же девицею в церкве, взял ее за руку, крепко сжал и сказал ей: «кажется, Саша нам сей годе пасха будете не в моде». Сам Гриць не дождался сей пасхи. Он скончался на 3 недели в. поста, прежде означенной девицы.
В 1845 году у священника седневского Д....ского был тяжело болен единственный тогда двухлетний ребенок... И все медицинские пособия истощены. Дитя явно умирало. Отец и мать, терявшие всю надежду на жизнь дитяти, просили Бога только о конце страданиям его; сделано уже было распоряжение о приготовлении гробика. Накануне сего тяжкого дня, неожиданно приходит Гриць, с грустным видом, и заметя страдания дитяти, надел на шею страдальца маленькую икону свят. Николая, с словами: «не бойтесь, Коля будет старший.
На завтра утром дитя терпело предсмертные страдания. Тут родители, припоминая слова Гриця, говорили: «и Гриць сказал не правду». Вдруг неожиданно, когда мать дитяти ушла в другую комнату и вымаливала у Бога конца страданиям дитяти, сделался самый благодетельный оборот болезни. Дитя открыло глаза, и, в четверть, или полчаса, можно было надеяться, что жизнь дитяти продолжится еще несколько, если не дней, то часов. Постепенно затем дитяти лучшало и лучшало, и дитя живёт и до сего времени. Дни чрез три после этого приходит Гриць уже с весёлым видом и встречает отца словами: «знаешь В. П! як я був излякавсь за твоего Николая! Да так :излякавсь, что незнав, что и делать»?
Подполковник И. Ф. Крутицкий передал несколько случаев провиденья Гриця относительно его собственной жизни.
а) Однажды Гриць приходит к нему и требует γ него бумаги и карандаша. Ему дают. Он пишет дом и принем: пушку, мины, каску, штаб-офицерские эполеты и орден и подписавши свое имя Григорий отдаёт ему с словами: «вот тебе»! В последствии времени Крутицкий награждён орденом, в день смерти Гриця (22 Февраля). Рисунок хранится и до селе у Кр...цкого.
б) В другой раз Крутицкий, страдал сильнейшею лихорадкою, с мучительною бессонницею. Вдруг приходит к нему неожиданно Гриць.
Заметивши страдания больного назвался ему ночевать у него. Целый день больному было очень нехорошо; но вечером Гриць сказал ему: «эту ночь ты будешь спать хорошо и встанешь старшим» (здоровым). Всю эту ночь больной спал так хорошо, как давно уже с ним не бывало. Вставши он начал чувствовать себя лучше и лучше и болезнь совершенно прошла.
в) Узнавши о желании Крутицкого определиться в военную службу на Кавказ, Гриць приходит к нему в то время, когда этот писал прощение, по сему предмету. Гриць стал просить Крутицкого переменить это намерение; но видя непреклонность Кр....кого с гневом сказал: "ну, пиши сие!" Чрез несколько месяцов он опять является к Крутицкому и спрашивает: "ну получил уведомление?" Нет. «Как нет»? Да нет же! Уже прикатило. Да нет же! В это самое время является чиновник с доставлением обратно прошения Крутицкого и с объявлением, что просьба его не уважена. Гриць при этом чрезвычайно радовался, смеялся и в cмехе говорил: «бубони (проси) у губернатора; будут новый должности я. Чрез две недели действительно последовало высочайшее повеление об открытии новых должностей, и, просьба об определении его, Кр...цкого, на должность, уважена.
г) Когда вторично он, Крутицкий, подал в военную службу, Гриць ему сказал: «будешь определен когда будет жарко». Крутицкий определен на службу 24 Февраля (1855 года) в день погребения Гриця; был в Одессе, в Крыму, и на штурме Севастополя. Время жаркое.
д) Невидевший никогда игуменьи Нижинского девичьего монастыря, Гриць раз послал ей, в подарок, простую палку. Игуменья после этого скоро удалена от должности.
е) Из имевшихся у Гриця портретов сподвижников Севастополя, он однажды снимает со стены портрет Корнилова, бросает его на землю и разбивает в дребезги стекло. Когда v него спросили: что это значить? Он отвечал; "не нужен он больше." Спустя несколько дней получено известие, что адмирал Корнилов убит.
ж) Девице, дочери священника, Анастасии Вакуловской, когда при выходе в замужество, спросила у него: «выходить ли ей замуж»? Отвечал: «иди; но на пzтой недели поста в четверток умрешь. Действительно она умерла в этот самый срок.
з) Графу N.... Когда сей предлагал Грицю золотой (полуимпериал) он, не приняв его, сказал: тебе нужнее будут деньги, когда ты приедешь в М...ву, чем мне». На тот раз граф вовсе не видал нужд, о которых говорил ему Гриць; но приехавши в М-ву, действительно нашелся в затруднительном положении, ему нечаянно встретилась крайняя нужда в деньгах. О событии сем рассказывал в последствии времени, сам граф с удивлением.
Одному отцу, пожилому и вдовому, штаб-капитану Д. И. Косовичу, у которого за потерею всех детей (9 душ), оставался единственный сын в полку, за год до смерти сына, Гриць принес из Киевa кипарисный крест, и, отдавая кресту, сказал: «на! он пригодится,»! Прошел год... Недели за две до приезда в дом сына; Гриць, также из Киева, принесён отцу, множество мелких и крупных блёсток и усеял блестками весь дом и сад, а остальные отдал ему, вложив в средину их, завернутую иконку многострадального Иова.
По приезде в дом молодого человека, Гриць пришел в тот же самый день, в дом отца и наставши в доме гостя, потребовал бумаги и карандаш, написал, по своему, двух этажный дворец, со всеми принадлежащими к нему службами и садом, и оставил сей рисунок отцу, с словами: этакая квартира будете у твоего Лавра, когда от поедет отсюда». Сын не выезжал более из дому отца! – Блестки слезы; икона Иов – урок бедному отцу. Тому же молодому человеку Гриць часто говаривал: «ты, Лавр скоро будешь великий полковник."
Каменская игуменья Маргарита была больна и едучи чрез Седнев в Чернигов, из уважения к Грицю, заехала на квартиру его. – Когда она любопытствовала знать о своём выздоровлении, Гриць велел принести ей маленький гробик, бывший у него в готовности. Маргариту это очень встревожило, и она, в страхе, спросила у него, кто же будет на месте ея игуменьею? Грицъ, после обычного своего ответа: «чи я знаю? чи я архиерей, чи я цыган, чи жид? сказал: а вот эта пухлая девка», указывая на Смарагду, которая тогда страдала зубною болью и была опухшая. В след за сим, когда Смарагда ехала опять в Чернигов, пред самым назначением ея в игуменьи, Гриць повстречавшись с нею, дал ей палку с крючком на подобие змииной головы, с словами, и на тебе эту палку – пасти овечек». И действительно посох не ушел от рук ея! – В последствии, когда Смарагда уже была игуменьею, получала она письма от золотого Грица, писанные со слов ее тем же загадочным языком, каким говорил он; напр, раз писал он (9 мая 1854 года). «Пришлите кружева по образчику 8-м аршин и тонкого 4 арш., но се за гроши, так щоб вы и мы були хороши. Еще пожалуйста, нехай твои черницы сходят у рай и нарвут мини цветов райских: хотя у нас теперь довольно и майских, но эти скоро отцветают, a те сколько ни держи, все невиленкуют. Прошу эту Марью взять па 40 месяцев, – нехай вона носит кирпич на звонницу (которую начали строить по его настоянию); тогда вона съест мягку паленину. Посылаю тебе одну кисличку невеличку, но ту краснобочку». В другой раз писано было: «посылаю тебе две свечонки, одну большу, другу меньшу; постав Божьей Матери и (N)... Заспевай глас 5; бо в тебе голос не нанятый; ты спевай и Бога прославляй».
Гриць был нрава кроткого и смиренного, незлобия редкого; друг всем и каждому, он никого, никогда и ни в чем не укорял; ко всем снисходил. У него не было людей нехороших; и бедный и богатый для него были равны. Не терпел иногда людей невоздержных в напитках: но никогда их в лицо не обличал. За то Гриню все и всегда были рады. Идет Гриць! И в доме весело. Встречаясь с каждым знакомым и не знакомым, он обыкновенно подавал руку, но не всегда одинаковым манером: иногда всю, иногда два только пальца, иногда один, а иногда протягивал только руку и обратно отводил назад... Что у него это значило, неизвестно. Особенное нерасположение он питал только к одним евреям. Были случаи, что у них и с ними делал он разного рода проказы. За то ому не редко от них и доставалось... Они его били и вместе боялись. После жидовской почести обыкновенно говорил он, что у жидов болят кулаки. Известный долгое время за дурачка, он был чрезвычайно умён, сметлив и дальновиден. Взгляды на вещи имел самые верные, даже очень хорошо понимал и разбирал дела политические. Смысленность эту не все замечали в нем, потому что он всегда прикрывал все свои дела и слова какою-то, ему одному свойственною, разумною уклончивостью и языком, который был не всем понятен. Но те, которые приноровились к образу его выражений, видели, в словах его ум светлый и зоркий. В Седневе нет почти лица, которому он когда либо не сказал бы чего-нибудь знаменательного относительно его жизни. Но как язык его был загадочный, то не всяк и умел объяснить себе сказанное, иной или оставлял без внимания, или забывал. Но что он кому либо и когда либо ни говорил, в последствии каждый, в событиях своей жизни, видел исполнение слов Гриця.
Смерть его последовала 22 Февраля 1855 года (на третьей недели в. поста), а погребен он 24 Февраля на погосте седневской каменной рождество Богородичной церкви. Чугунная доска свидетельствует об уважении, какое имели к человеку Божию знавшие его. Надпись на доске следующая: «здесь покоится прах доброго человека Григория Мирошникова, умершего 1855 года февраля 22 дня. Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное.
Редко когда, в скромном, сельском храме, бывало такое большое стечете народа всех сословий, как в день его погребения. Bсе провожали его в могилу со вздохами сердечными, разлучаясь с ним, как с близким родным, хотя ни одного родного ему здесь не было.
[1] «Село Петрушино» с 1623 г. отдано черниговской ратуше (черн, вед. 1852 г. стр. 93).
[2] Перепись 1767 г. Описание местности Седнева к черниг. ведом. 1851 г. № 18. В последний раз седневские укрепления возобновляемы были полковником Яковом Лизогубом, о чем есть акт у гг. Лизогубов.
[3] Погодина исслед. IV, 218.
[4] Литовская метрика I, 53. 92. 294. 306. 2, 264. Договором 1503 г. оставлены за Москвою «волости Сновска Хороборя, Соловьевичь» и проч. Ак. зап. Рос. 1, № 200.
[5] «Ничипор Григорович сотник седневский» подписался под статьями 1658 г. Маркевич З, 180. По переписи 1731 г. к седневской сотне кроме Седнева, принадлежали села: Клочково, Бегачь, Боромики, Сахновка» Кучиновка,Макишин, Дирчин, Смячь, Рудня, Хотуничи и Боровичи.
[6] В 1749 г. седневский протопоп Петр Ленецкий, Черниг, ведом. 1860 г. стр. 290.
[7] Юрид. акт напеч, в черниг. ведом. 1857 г. № 18.
Опис. Черн. Епарх.—Книга V.